КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Закон предложения и цена равновесия
Спрос на благо со стороны его покупателей взаимодействует с предложением со стороны продавцов, в результате чего складывается равновесная рыночная цена. Функция предложения может быть легко определена по аналогии с функцией спроса. Предложением называют объем блага, который будет поставлен продавцами на рынок по определенной цене. В отличие от спроса предложение является функцией, положительно связанной с ценой блага: по мере роста цены блага его предложение увеличивается. Эта зависимость (закон предложения) показана на рис. 3: кривая предложения имеет положительный наклон. Глава 4. Потребительский рынок Очевидно, что рыночная цена должна быть такой, чтобы позволить фирме, как минимум, компенсировать собственные издержки по производству блага. Когда рыночная цена устанавливается на низком уровне, найдется очень незначительное число фирм, способных получать неотрицательную прибыль, а потому и предложение блага будет незначительным. Дело в том, что все фирмы используют при производстве блага неоднородные факторы, т.е. ресурсы, приносящие неодинаковую отдачу при использовании их в аналогичных условиях. Одни фирмы расположены ближе к потребителям производимого ими блага, другие — на большем расстоянии, что вызывает излишние издержки при транспортировке блага. Фирмы привлекают работников, имеющих различную квалификацию, используют прогрессивное либо устаревшее оборудование, пользу-ю гея услугами менеджеров, наделенных предпринимательским талантом в неодинаковой мере, и т.д. При этом наиболее производительные фак-юры являются дефицитными, их запас в экономике значительно меньше, чем запас малопродуктивных ресурсов. Теперь понятно, что низкая i юна позволяет остаться на рынке только тем фирмам, которые получили доступ к этим редким факторам. Остальные фирмы вынуждены покинуть рынок под грузом отрицательной прибыли. Но если цена начнет расти, го эти фирмы получат возможность оперировать в отрасли, не неся убытков, и предложение блага увеличится. По мере роста цены в отрасль будут вступать новые фирмы, использующие ресурсы все более низкого качества.
Однако и функция предложения не может быть определена однозначно — как положительно связанная с уровнем рыночной цены блага. Как и в случае со спросом, мы можем столкнуться с исключениями из общего ряда, когда в ответ на увеличение рыночной цены блага продавцы сокращают объем его предложения. Обычно такая ситуация возникает в том случае, если на рынке присутствует так называемый резервный спрос, т.е. спрос на благо со стороны самих продавцов. Для того чтобы определить равновесную рыночную цену, достаточно совместить на одном рисунке кривые спроса и предложения блага (рис. 4). Цене равновесия будет соответствовать точка, в которой пересекаются данные кривые. Считается, что если цена установилась на равновесном уровне, то и рынок придет в равновесное состояние, расчи-с i ится не только от товаров, но и от намерений. Все, кто желал приобре-с [ и благо по данной цене, приобрели его, а все желающие продать его — продали. Функции равновесной цены в рыночной экономике невозможно переоценить. Самое главное втом, что цена мгновенно и притом совершенно 44 Раздел II. ВНЕШНЯЯ СРЕДА МАРКЕТИНГА бесплатно предоставляет рыночным агентам достоверную информацию об изменениях, происходящих на рынке. Как показал опыт, не существует другого способа передачи информации, при котором общественные издержки были бы столь же низки. Но предоставление бесплатной и объективной информации — это только одна из функций цены. Другим важным моментом является выполнение ценой стимулирующей и перераспределительной функций. Изменение структуры рыночных цен открывает перед предпринимателями новые возможности выгодного приложения сил, и они начинают перебрасывать ограниченные ресурсы в те отрасли, где их использование обещает принести наибольшую прибыль. Если предположить, что прибыль фирмы представляет собой разницу между общей выручкой фирмы от продажи блага и ее суммарными факториальными издержками, то становится ясным, почему фирмы стремятся произвести блага, относительная цена которых в данный момент наивысшая. Но высокий уровень цены в свою очередь свидетельствует о том, что потребители присваивают данному благу высокую полезность. Следовательно, ориентируясь на рыночную цену и стремясь к максимизации собственной прибыли, фирмы способствуют процветанию общества, увеличивают размер богатства, находящегося в его распоряжении. Этот вывод позволяет понять, почему в конкурентном рыночном хозяйстве, где все производители действуют на свой страх и риск и не согласовывают свои действия с другими агентами, всегда производятся именно те блага, которые необходимы обществу. Этот
тавач-. I ютреоительскии рынок феномен в экономической науке известен как уже упоминавшийся принцип «невидимой руки». Важнейшим свойством равновесной рыночной цены можно считать ее устойчивость. Это означает следующее: если по каким-то причинам рыночная цена отклонилась от равновесного уровня, то найдутся силы, которые подтолкнут ее обратно. Предположим, что действительная цена установилась на уровне Р1, в то время как равновесная цена равна Ре. Тогда спрос сократится до объема Qd, а вот предложение возрастет до величины Qs (см. рис. 4). На рынке возникает относительный избыток блага, что приводит к возникновению конкуренции между продавцами. Каждый из них, столкнувшись с невозможностью продать весь наличный запас блага по существующей цене P1, попытается опередить конкурентов, сбавив цену. Конкурентное перебивание цен будет продолжаться до тех пор, пока цена не возвратится к равновесному уровню Ре. Обратная кар-тина — конкуренция покупателей — будет наблюдаться в том случае, если н исходном периоде цена была ниже равновесного уровня.
Но насколько широко распространен в экономике феномен равновесной цены? Надо заметить, что равновесная цена в том виде, в котором мы обрисовали ее выше, встречается довольно редко и представляет собой скореетеоретическую конструкцию. Секрет втом, что мы молчаливо предположили, будто информация о структуре цен иа рынке является даро-вым благом, т.е. присваивается агентами без каких-либо издержек. Но i акое предположение справедливо в отношении лишь немногих благ, ко-юрые условно можно назвать биржевыми благами (например, валюта, ценные бумаги, металл, зерно, кофе, сахар и т.д.). Вся информация о спросе на эти блага и предложении этих благ может быть консолидирована, енедена воедино. Тогда равновесная цена может быть определена путем простого аукционного торга. Если же информация о спросе и предложении блага распылена и не может быть получена агентом без издержек, то на рынке возникают цеповые несовершенства. Можно сказать, что на таких рынках благо реа-ии)уется не по цене равновесия, а по некоторому набору цен, лежащих в окрестностях цены равновесия. При этом чем больше дисперсия информации о ценах и чем выше издержки по сбору такой информации, тем больше будет диапазон цен, по которым заключаются сделки. В качестве примера можно привести рынок квалифицированного труда. Здесь информация о предложении труда настолько труднодоступна для покупателя, что практически все контракты заключаются в индивидуальном порядке. То есть мы смело можем говорить о том, что на таких рынках иообще не существует равновесной цены. Раздел II. ВНЕШНЯЯ СРЕДА МАРКЕТИНГА
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |