Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закон предложения и цена равновесия




Спрос на благо со стороны его покупателей взаимодействует с пред­ложением со стороны продавцов, в результате чего складывается равно­весная рыночная цена.

Функция предложения может быть легко определена по аналогии с функцией спроса. Предложением называют объем блага, который будет поставлен продавцами на рынок по определенной цене. В отличие от спро­са предложение является функцией, положительно связанной с ценой блага: по мере роста цены блага его предложение увеличивается. Эта за­висимость (закон предложения) показана на рис. 3: кривая предложения имеет положительный наклон.


Глава 4. Потребительский рынок



Очевидно, что рыночная цена должна быть такой, чтобы позволить фирме, как минимум, компенсировать собственные издержки по произ­водству блага. Когда рыночная цена устанавливается на низком уровне, найдется очень незначительное число фирм, способных получать неотри­цательную прибыль, а потому и предложение блага будет незначитель­ным. Дело в том, что все фирмы используют при производстве блага неоднородные факторы, т.е. ресурсы, приносящие неодинаковую отдачу при использовании их в аналогичных условиях. Одни фирмы расположе­ны ближе к потребителям производимого ими блага, другие — на боль­шем расстоянии, что вызывает излишние издержки при транспортировке блага. Фирмы привлекают работников, имеющих различную квалифи­кацию, используют прогрессивное либо устаревшее оборудование, пользу-ю гея услугами менеджеров, наделенных предпринимательским талантом в неодинаковой мере, и т.д. При этом наиболее производительные фак-юры являются дефицитными, их запас в экономике значительно мень­ше, чем запас малопродуктивных ресурсов. Теперь понятно, что низкая i юна позволяет остаться на рынке только тем фирмам, которые получили доступ к этим редким факторам. Остальные фирмы вынуждены покинуть рынок под грузом отрицательной прибыли. Но если цена начнет расти, го эти фирмы получат возможность оперировать в отрасли, не неся убыт­ков, и предложение блага увеличится. По мере роста цены в отрасль будут вступать новые фирмы, использующие ресурсы все более низкого каче­ства.

Однако и функция предложения не может быть определена однознач­но — как положительно связанная с уровнем рыночной цены блага. Как и в случае со спросом, мы можем столкнуться с исключениями из общего ряда, когда в ответ на увеличение рыночной цены блага продавцы сокра­щают объем его предложения. Обычно такая ситуация возникает в том случае, если на рынке присутствует так называемый резервный спрос, т.е. спрос на благо со стороны самих продавцов.

Для того чтобы определить равновесную рыночную цену, достаточно со­вместить на одном рисунке кривые спроса и предложения блага (рис. 4). Цене равновесия будет соответствовать точка, в которой пересе­каются данные кривые. Считается, что если цена установилась на равновесном уровне, то и рынок придет в равновесное состояние, расчи-с i ится не только от товаров, но и от намерений. Все, кто желал приобре-с [ и благо по данной цене, приобрели его, а все желающие продать его — продали.

Функции равновесной цены в рыночной экономике невозможно пе­реоценить. Самое главное втом, что цена мгновенно и притом совершенно


44 Раздел II. ВНЕШНЯЯ СРЕДА МАРКЕТИНГА

бесплатно предоставляет рыночным агентам достоверную информацию об изменениях, происходящих на рынке. Как показал опыт, не существу­ет другого способа передачи информации, при котором общественные издержки были бы столь же низки.

Но предоставление бесплатной и объективной информации — это только одна из функций цены. Другим важным моментом является вы­полнение ценой стимулирующей и перераспределительной функций. Изменение структуры рыночных цен открывает перед предпринимате­лями новые возможности выгодного приложения сил, и они начинают перебрасывать ограниченные ресурсы в те отрасли, где их использование обещает принести наибольшую прибыль. Если предположить, что при­быль фирмы представляет собой разницу между общей выручкой фирмы от продажи блага и ее суммарными факториальными издержками, то ста­новится ясным, почему фирмы стремятся произвести блага, относитель­ная цена которых в данный момент наивысшая. Но высокий уровень цены в свою очередь свидетельствует о том, что потребители присваивают дан­ному благу высокую полезность. Следовательно, ориентируясь на рыноч­ную цену и стремясь к максимизации собственной прибыли, фирмы способствуют процветанию общества, увеличивают размер богатства, на­ходящегося в его распоряжении. Этот вывод позволяет понять, почему в конкурентном рыночном хозяйстве, где все производители действуют на свой страх и риск и не согласовывают свои действия с другими агентами, всегда производятся именно те блага, которые необходимы обществу. Этот


тавач-. I ютреоительскии рынок



феномен в экономической науке известен как уже упоминавшийся прин­цип «невидимой руки».

Важнейшим свойством равновесной рыночной цены можно считать ее устойчивость. Это означает следующее: если по каким-то причинам рыночная цена отклонилась от равновесного уровня, то найдутся силы, которые подтолкнут ее обратно. Предположим, что действительная цена установилась на уровне Р1, в то время как равновесная цена равна Ре. Тог­да спрос сократится до объема Qd, а вот предложение возрастет до вели­чины Qs (см. рис. 4). На рынке возникает относительный избыток блага, что приводит к возникновению конкуренции между продавцами. Каж­дый из них, столкнувшись с невозможностью продать весь наличный за­пас блага по существующей цене P1, попытается опередить конкурентов, сбавив цену. Конкурентное перебивание цен будет продолжаться до тех пор, пока цена не возвратится к равновесному уровню Ре. Обратная кар-тина — конкуренция покупателей — будет наблюдаться в том случае, если н исходном периоде цена была ниже равновесного уровня.

Но насколько широко распространен в экономике феномен равновес­ной цены? Надо заметить, что равновесная цена в том виде, в котором мы обрисовали ее выше, встречается довольно редко и представляет собой скореетеоретическую конструкцию. Секрет втом, что мы молчаливо пред­положили, будто информация о структуре цен иа рынке является даро-вым благом, т.е. присваивается агентами без каких-либо издержек. Но i акое предположение справедливо в отношении лишь немногих благ, ко-юрые условно можно назвать биржевыми благами (например, валюта, ценные бумаги, металл, зерно, кофе, сахар и т.д.). Вся информация о спро­се на эти блага и предложении этих благ может быть консолидирована, енедена воедино. Тогда равновесная цена может быть определена путем простого аукционного торга.

Если же информация о спросе и предложении блага распылена и не может быть получена агентом без издержек, то на рынке возникают це­повые несовершенства. Можно сказать, что на таких рынках благо реа-ии)уется не по цене равновесия, а по некоторому набору цен, лежащих в окрестностях цены равновесия. При этом чем больше дисперсия инфор­мации о ценах и чем выше издержки по сбору такой информации, тем больше будет диапазон цен, по которым заключаются сделки. В качестве примера можно привести рынок квалифицированного труда. Здесь ин­формация о предложении труда настолько труднодоступна для покупате­ля, что практически все контракты заключаются в индивидуальном порядке. То есть мы смело можем говорить о том, что на таких рынках иообще не существует равновесной цены.



Раздел II. ВНЕШНЯЯ СРЕДА МАРКЕТИНГА





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.