Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие конкуренции




Конкуренция есть фундаментальное свойство рынка, обеспечивающее эффективное использование ограниченных ресурсов, приспособление спроса и предложения.

Конкуренция — это соперничество фирм, работающих на одном рынке, которое влияет на ценовую, товарную и сбытовую политику фирмы. Она



Раздел II. ВНЕШНЯЯ СРЕДА МАРКЕТИНГА


представляет собой состязание между экономическими агентами — учас­тниками рыночного процесса, нацеленное на получение экономической прибыли.

Конкуренция означает наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для них свободно выходить на рынок и покидать его. Это процесс, посредством которого люди получают, передают и ищут пути лучшего использования способностей и знаний.

Конкуренция требует рационального поведения как условия пребы­вания на рынке, это динамичный и развивающийся процесс, непрерыв­но меняющий ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.

Чтобы глубже понять сущность конкуренции, следует определить при­чины ее возникновения.

Основная причина конкуренции — наличие у организаций пересека­ющихся целей, приводящее к тому, что полное достижение цели одной организацией сопряжено с отстранением других организаций от дости­жения своих целей. Как правило, ведущей целью фирмы считается полу­чение экономической прибыли, которая дает возможность не только окупать затраты, но и развивать компанию.

Однако цели фирмы неоднородны, поскольку фирма состоит из различ­ных заинтересованных сторон, так называемых «stakeholders» («держате­лей ставок») — собственников, управленческого персонала, работников, общества (в том числе потребителей, государственной власти и всех ос­тальных). Основной интерес собственников — максимизация прибыли и рыночной стоимости компании; управленческого персонала — удовлет­ворение личных целей и амбиций; рядовых работников — получать по­больше денег и поменьше работать в худшем случае или получать удовлетворение от работы в лучшем; интерес общества — получать опре­деленную пользу от деятельности фирмы в виде продукта или услуги, по­ставляемых на рынок, предоставления рабочих мест, выплаты налогов, социальных обязательств фирмы. Таким образом, интересы в фирме мо­гут быть разнонаправленны, что создает возможность совпадения целей разных фирм по широкому кругу вопросов.

Другие причины конкуренции — ограниченность круга покупателей, возможностей рыночного продвижения товара, ресурсов, географичес­кие границы рынка.

Определим, за что конкурируют компании, т.е. что является объектом конкуренции. Для выполнения данной задачи воспользуемся системным подходом и отобразим систему фирмы с использованием модели черного ящика (рис. 9).


Рис. 9. Конкуренция за ресурсы и потребителей

Фирма как система связана с внешней средой главным образом по­средством входа и выхода. Именно за вход (input) и выход (output) конку­рируют организации. Выход является целью системы, поэтому системы конфликтуют при пересечении целей. Вход необходим системе для дос­тижения целей фирмы.

Входом фирмы как системы выступают ресурсы: финансовые, мате­риальные (сырье, материалы, комплектующие изделия, новое оборудо­вание), кадры и знания (втом числе технологии), информация (в том числе документы), различные виды энергии.

Выходом фирмы как системы является продукция или услуги, направ­ляемые потребителям. Причем наличие потребителей является необхо­димым атрибутом выхода данной системы. При отсутствии потребителей конечный результат деятельности системы будет оставаться внутри системы.

Таким образом, в качестве объектов конкуренции можно определить ограниченные ресурсы, относящиеся ко входу в фирму, и ресурсы, отно­сящиеся к выходу системы фирмы, такие как потребители, ограничен­ный спрос.

В большинстве случаев главным объектом конкуренции являются по­требители, а конкурентная борьба выражается в борьбе за долю рынка.

В современных условиях все более важным объектом конкуренции является борьба за новые уникальные ресурсы, такие как информация и знания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.