КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теории международной торговли
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ Раздел VIII. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ Глава 26. ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ Вопросы эффективности внешней торговли относятся к числу фундаментальных проблем экономической теории, над которыми экономическая мысль работает на протяжении трех последних столетий. Развитие внешней торговли находит отражение в эволюции теорий, моделей, концепций, объясняющих движущие силы этого процесса. Первую попытку создания теории международной торговли, объединяющую торговые отношения с внутриэкономическим развитием, предприняли меркантилисты. Теория меркантилизма базировалась на идее о том, что богатство страны зависит от количества золота и серебра. В связи с этим меркантилисты считали, что в области внешней торговли необходимо поддерживать активный торговый баланс и осуществлять* государственное регулирование внешнеторговой деятельности с целью увеличения экспорта и сокращения импорта. Меркантилистская теория породила направление экономической политики, намного пережившее ее и сохраняющее актуальность и сегодня, — протекционизм. Политика протекционизма заключается в активной защите государством интересов отечественной экономики, как они понимаются тем или иным правительством. В результате проведения меркантилистской политики, использующей инструменты протекционизма, были созданы сложные системы таможен- Глава 26 Основы международных экономических отношений 243 ных пошлин, налогов, барьеров, которые шли вразрез с потребностями нарождающейся капиталистической экономики. Более того, статичная теория меркантилизма строилась на принципе обогащения одной стра-» ны за счет снижения благосостояния других наций.
Следующий этап развития теории внешней торговли связан с именем А. Смита — создателя теории абсолютных преимуществ. А. Смит считал,! что задачей правительства является не регулирование сферы обращения, а осуществление мер по развитию производства на основе кооперации ц разделения труда с учетом поддержки режима свободной торговли. Суть теории абсолютных преимуществ в том, что международная торговля выгодна в случае, если две страны торгуют такими товарами, которые каждая производит с меньшими издержками. Теория абсолютных преимуществ составляет лишь часть общеэкономического учения А. Смита —идеолога экономического либерализма. Из этого учения вытекает политика свободы торговли, противостоящая протекционизму. Сильную сторону теории абсолютных преимуществ современные экономисты видят в том, что она показывает явные преимущества разделения труда не только на уровне нации, но и на международном. Слабая сторона данной теории: она не объясняет, почему страны торгуют даже при отсутствии абсолютных преимуществ. Ответ на этот вопрос был найден другим английским экономистом Д. Рикардо, открывшим закон сравнительных преимуществ, который гласит: основанием для возникновения и развития международной торговли может служить исключительная разница в издержках производства товаров независимо от абсолютных величин. О роли и значимости закона сравнительных преимуществ говорит тот факт, что на протяжении многих десятилетий он оставался преобладающим в объяснении эффективности внешнеторгового оборота и оказывал сильнейшее воздействие на всю экономическую науку. Однако Д. Рикардо оставил без ответа вопрос о происхождении сравнительных преимуществ, которые образуют необходимые предпосылки для развития международной торговли. Кроме того, к ограничителям данного закона относят те допущения, которые были введены ее создателем: учитывался один фактор производства — труд, издержки производства считались постоянными, фактор производства был мобилен внутри страны и иммобилен за ее пределами, отсутствовали транспортные издержки.
В течение XIX в. трудовая теория стоимости (созданная Д. Рикардо и развитая К. Марксом) постепенно теряла свою популярность, сталкиваясь с конкуренцией других учений; одновременно происходили большие изменения в системе международного разделения труда и международ-' 244 ______________ Раздел VIII. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ с • ___________ ной торговле, вызванные снижением роли естественно-природных различий и возрастанием значимости промышленного производства. В качестве ответа на вызов времени экономистами-неоклассиками Э. Хекшером и Б. Олином была создана теория факторов производства; математические расчеты по ней приведены П. Сэмюэлсоном. Данная теория может быть представлена двумя взаимосвязанными теоремами. Первая из них, объясняя структуру международного товарооборота, не только признает, что торговля основывается на сравнительных преимуществах, но и выводит причину сравнительных преимуществ из различия нацеленности факторами производства. Вторая — теорема выравнивания цен на факторы производства Хек-шера—Олина—Сэмюэлсона — затрагивает эффект воздействия международной торговли на факториальные цены. Суть данной теоремы в том, что экономика будет относительно более эффективной, производя товары, в изготовлении которых более интенсивно используются факторы, в изобилии имеющиеся в данной стране. Ограниченность теории обусловлена множеством допущений. Предполагалось, что отдача от масштаба постоянна, факторы мобильны внутри страны и иммобильны за ее пределами, конкуренция совершенная, отсутствуют транспортные издержки, тарифы и другие препятствия. Можно отметить, что в области анализа внешней торговли вплоть до середины XX в. экономическая мысль концентрировалась более на изучении предложения товаров и факторов производства и не уделяла должного внимания спросу в связи с акцентом на рассмотрение снижения уровня издержек производства.
Теория сравнительных преимуществ стала отправной точкой не только для развития теории факторов производства, но и для двух других направлений, специфика которых определена тем, что они уделяют внимание не только предложению, но и спросу. В данном контексте первое направление связано с теорией взаимного спроса, созданной последователем Д. Рикардо Дж.Ст. Миллем, который вывел закон интернациональной стоимости, показав, при какой цене осу- ■ ществляется обмен товарами между странами: чем больше внешний спрос на товары данной страны и чем меньше капитала используется для производства экспортных товаров, тем более благоприятны для страны будут условия торговли. Дальнейшее развитие данной теории получено в модели общего равновесия, созданной А. Маршаллом и Ф. Эджуортом. Закон Д. Рикардо обусловил также развитие теории альтернативных издержек. Предпосылкой для ее создания стало то, что факты экономической жизни вступали в противоречие с трудовой теорией стоимости. Глава 26. Основы международных экономических отношений... 245 К тому же издержки замещения являются не постоянными, как в теории сравнительных преимуществ, а растущими согласно закономерности, известной из общей экономической теории, и в соответствии с экономическими реальностями. Основы теории альтернативных издержек были заложены Г. Хэберле-ром и Ф. Эджуортом. Эта теория исходила из того, что: • кривые производственных возможностей (или кривые трансфер мации) имеют отрицательный наклон и показывают, что реально существующее соотношение выпуска разных товаров у каждой страны различно, что и побуждает их к торговле друг с другом; • если кривые совпадают, то торговля основывается на различиях во вкусах и предпочтениях; • предложение определяется кривой предельного уровня трансформации, а спрос — кривой предельного уровня замещения; • равновесная цена, по которой ведется торговля, определяется соотношением относительного мирового спроса и предложения.
Таким образом, сравнительные преимущества доказаны исходя не только из трудовой теории стоимости, но и из теории альтернативных издержек. Последняя показала, что не происходит полной специализации страны в области внешней торговли, так как после достижения равновесной цены во взаимной торговле дальнейшая специализация каждой из стран теряет экономический смысл. Несмотря на фундаментальность и представленные доказательства, рассмотренные теории постоянно подвергались тестированию, осуществляемому на базе различных эмпирических данных. Первое исследование теории сравнительных преимуществ было проведено в начале 1950-х годов Мак-Дугаллом, который подтвердил закон сравнительных преимуществ и показал наличие положительной зависимости между уравнением производительности труда в отдельных отраслях и удельным весом их продукции в совокупном экспорте. В условиях глобализации и интернационализации мирохозяйственных связей базовые теории не всегда могут объяснить существующую многовариантность международного товарообмена. В связи с этим продолжается активный поиск новых теорий, дающих ответы на различные вопросы международной торговой практики. Указанные исследования можно разделить на две большие группы. Первая, используя неофакторный подход, строится на утверждении, что традиционные теории требуют уточнения в частностях, касающихся количества факторов производства и их качества. Раздел VIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ В рамках этого направления разработаны и предложены следующие модели, гипотезы и концепции. 1. Исследование, выполненное В. Леонтьевым в 1956 г., послужило основой для возникновения модели квалифицированной рабочей силы, разработанной Д. Кисингом, который доказал, что в производстве используются не два, атри фактора: квалифицированная, неквалифицированная рабочая сила и капитал. В связи с этим удельные затраты на производство экспортных товаров рассчитываются на каждую из групп отдельно. 2. Теория специфических факторов производства П. Сэмюэлсона показала, что в основе международной торговли лежат различия в относительных ценах на товары, которые в свою очередь возникают в силу разной степени обеспеченности факторами производства, причем факторы, специфические для экспортного сектора, развиваются, а факторы, специфические для сектора, конкурирующего с импортом, сокращаются. 3. Важное место в данном направлении отводится вопросу распре-де-ления доходов от международной торговли. Данный вопрос получил свое развитие в теоремах Столпера—Сэмюэлсона, Рыбчинского, Сэмюэлсона— Джонса. 4. Шведский экономист С. Линдер, создавший теорию пересекающегося спроса, предполагает, что сходство вкусов и предпочтений усиливает внешнюю торговлю, так как страны экспортируют товары, для которых существует емкий внутренний рынок. Ограничение данной теории обусловлено тем, что она проявляется при равномерном распределении доходов между отдельными группами стран. Вторая группа исследований, формирующаяся на базе неотехнологического подхода, анализирует ситуации, не охватываемые представленными теориями, отвергает положение о решающем значении различий в факторах или технологиях и требует новых альтернативных моделей и концепций. В рамках этого направления преимущества страны или фирмы определяются не наделенностью факторами и не интенсивностью затраченных факторов, а монопольной позицией новатора в технологическом^ плане. Здесь создан ряд новых моделей, развивающих и обогащающих теорию международной торговли со стороны как спроса, так и предложения. 1. Теория эффекта от масштаба обоснована в трудах П. Кругмана: эффект от масштаба позволяет объяснить торговлю между странами, одинаково наделенными факторами производства, схожими товарами, при условии несовершенной конкуренции. При этом внешний эффект от масштаба предполагает увеличение количества фирм, производящих один и тот же товар, тогда как размер каждой из них остается неизменным, что Глава 26. Основы международных экономических отношений.. 247 ведет к совершенной конкуренции. Внутренний эффект от масштаба способствует возникновению несовершенной конкуренции, когда npoH3BOi дители могут влиять на цену своих товаров и обеспечивать увеличение объема продаж за счет снижения цены. К тому же особое место уделено анализу крупных фирм — транснациональных компаний (ТНК), в связи с тем что фирма, выпускающая продукцию в наиболее эффективных в плане издержек масштабах, занимает на мировом рынке доминирующее положение, а мировая торговля проявляет тяготение к гигантским международным монополиям. Неотехнологическая школа связывает основные преимущества с монопольными позициями фирмы (страны) — новатора и предлагает новую стратегию: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем или многим и что больше пока никто выпускать не может. При этом многие экономисты — сторонники данного направления, в отличие от сторонников модели сравнительных преимуществ, считают, что государство может и должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию производства других, устаревших. 2. Модель внутриотраслевой торговли базируется на постулатах теории Внутриотраслевой обмен связан с теорией подобия, объясняющей перекрестную торговлю сопоставимыми товарами, относящимися к одной отрасли. В связи с этим возрастает роль приобретенных преимуществ, связанных с разработкой и внедрением новых технологий. Согласно т ео-рии подобия стран в этой ситуации у развитой страны имеется большая возможность приспосабливать свои товары к рынкам сходных стран. 3. Сторонники динамических моделей в качестве исходных теоретичес К одной из первых среди динамических моделей можно отнести тео+ рию технологического разрыва М. Познера, считавшего, что в результате Раздел VIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ появления технологических новшеств образуется «технологический разрыв» между странами, которые обладают ими и не обладают. 4. Теория жизненного цикла Р. Вернона объясняет специализацию стран В ней рассматриваются связи между двумя группами характеристик: • эволюция импорта — отечественное производство — экспорт; • переход от потребительских товаров к капиталоемким и от простых промышленных изделий к более сложным. На современном этапе особое внимание уделяется проблеме совмещения интересов национальной экономики и крупных фирм — участников международной торговли. Это направление решает проблемы конкурентоспособности на уровне государства и фирмы. Так, М. Портер основными критериями конкурентоспособности называет факторные условия, условия спроса, состояние обслуживающих отраслей, стратегию фирмы в определенной конкурентной ситуации. При этом М. Портер отмечает, что теория сравнительного преимущества применима только к базисным факторам типа неразвитых физических ресурсов и неквалифицированного труда. При наличии развитых факторов (современная инфраструктура, обмен информацией на цифровой основе, высокообразованные кадры, исследования отдельных университетов) данная теория не может в полной мере объяснить специфику внешнеторговой практики. М. Портер выдвигает также довольно радикальное положение, согласно которому в эпоху транснационализации (см. 26.2) вообще не следует говорить о торговле между странами, поскольку торгуют не страны, а фирмы. По-видимому, применительно к нашему времени, когда разные страны в той или иной степени применяют протекционистские механизмы, когда бренды вроде «made in USA», «итальянская мебель», «белая сбор-, ка» и т.п. еще сохраняют привлекательность, такое положение пока преждевременно, хотя явно отражает реальную тенденцию. 5. Дополняет неотехнологический анализ факторов международного Глава 26 Основы международных экономических отношений 249 торых эластично, и в то же время экспортирует товары с высокоэластичным и превосходящим местные потребности производством В результате внешняя торговля страны определяется сравнительным уровнем эластичности национального и внешнего предложения товаров, а также более высокими темпами технического прогресса в экспортных отраслях. В заключение отметим, что на современном этапе теоретические разработки в области внешней торговли уделяют одинаковое внимание как спросу, так и предложению, стремятся объяснить практические вопросы, возникающие в ходе внешнеторговой деятельности между странами, видоизменяя систему международной торговли, и формируются на основе критерия уточнения факторов и их количества, а также монопольного положения новатора в технологическом плане. Углубление процессов глобализации в мирохозяйственных связях подтверждает жизнеспособность всех теорий, а практика — необходимость их постоянной модификации. 26.2. Международные экономические отношения: понятие и современные тенденции Международные экономические отношения (МЭО) представляют собой связи многочисленных субъектов отдельных стран по поводу производства и обмена в международном масштабе всякого рода объектами: вещественными товарами, услугами, капиталом, научно-техническими достижениями, рабочей силой. На современном этапе экономическое сообщество из обособленных экономических пространств превращается в целостную экономическую систему мирового хозяйства, где национальные хозяйства оказываются составными элементами единого всемирного хозяйственного механизма, а их перспективы во все возрастающей мере определяются развитием международных экономических отношений. Важнейшей современной тенденцией развития мирового хозяйства является глобализация — постепенная экономическая, политическая, культурная интеграция всего мира — в сочетании с региональной интеграцией. Интернационализация хозяйственной жизни уходит корнями в XVI— XVII вв., когда в результате Великих географических открытий стала формироваться единая мировая система международного разделения труда (МРТ) и появилась необходимость расширения рынков сбыта и обеспечения устойчивого поступления сырья, в том числе импортного. Под давлением этой необходимости торговые связи стран качественно изменились: из второстепенных факторов национальных воспроизводствен- Раздел VIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ ных процессов, не игравших на протяжении тысячелетий почти никакой роли, они превратились в существенный механизм развития, опосредуя международное разделение труда и оказывая влияние на производственную и экспортную специализацию стран-участниц. Развитие МРТ обусловлено двумя объективными предпосылками: с одной стороны, постоянным ростом потребностей общества, с другой — ограниченностью ресурсного потенциала любой отдельной страны. Для разрешения противоречия между ними и необходимо участие страны в М РТ. Международные хозяйственные связи на рубеже XX—XXI вв. превратились в важный инструмент эффективного распределения ресурсов и обеспечения экономического роста в глобальном масштабе. При этом степень и формы участия каждой конкретной страны в системе МЭО определяются прежде всего уровнем развития и спецификой ее народного хозяйства, а также проводимой государством внешнеэкономической политикой (национальный уровень) и международными экономическими условиями, которые формируются такими субъектами, как международные организации, ведущие страны мира, транснациональные компании. Динамичное развитие мирового хозяйства обусловлено дальнейшим углублением МРТ в связи с неравенством процессов научно-технического прогресса, разной насыщенностью рынков и разными структурными пропорциями стран, потребностью сближения уровня жизни, необходимостью обмена опытом. На базе МРТ формируется сфера товарного обмена, образующего феномен, известный как «мировой рынок товаров (услуг)». Специфика современного мирового рынка определяется: • господством транснациональных компаний; • втягиванием в мирохозяйственный оборот стран, находящихся на разных ступенях развития товарного производства; • переносом центра конкурентной борьбы из области цен в сферу новизны и технического уровня; • совершенствованием сферы производства и сбыта. Особенностью развития современного рынка является транснационализация — важнейшая составляющая и одновременно главный механизм общих процессов глобализации. Это переход к долгосрочным и устойчивым отношениям между поставщиками и потребителями, организационной формой которых выступают ТНК — многоотраслевые корпорации, беспрецедентные по масштабам экономической и интеллектуальной мощи: под их контролем находится более '/ мировой торговли и около 80 % патентов на новую технику и технологию. Экономические процессы транснационализации обусловлены прежде всего возможностью и необходимостью перелива капитала в страны с Глава 26. Основы международных экономических отношений... 251 его дефицитом, где, однако, в избытке имеются другие факторы произ Кроме того, эти процессы стимулируются потребностью в уменьшении рисков путем размещения капитала в разных странах, а также стремлением приблизить производство к перспективным рынкам сбыта и рационализировать налогообложение и таможенные платежи для корпораций в целом. Объективно транснационализация ведет к выравниванию экономических условий в различных странах. ТНК сегодня — это примерно 60 тыс. основных (материнских) компаний и более 500 тыс. их зарубежных филиалов и зависимых фирм по всему миру. Они контролируют до половины мирового промышленного производства, более 60 % внешней торговли, примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и секреты (ноу-хау). ТНК представляют собой особый вид корпорации, переросшей национальные рамки и осуществляющей деятельность на мировом рынке через свои заграничные филиалы и дочерние общества. Это национальная компания с зарубежными активами, т.е. национальная по капиталу и контролю, но международная по сфере своей деятельности. Образование подконтрольных зарубежных предприятий (дочерних обществ и филиалов) происходит на основе экспорта капитала крупнейшими национальными корпорациями. В современных условиях ТНК превратились в одного из основных субъектов мирового рынка. ТН К выступают преимущественно в форме международных трестов и концернов, которые создают обширную сеть подконтрольных зарубежных предприятий. Их следует отличать от межнациональных корпораций, которые образуются в результате слияния капитала различного национального происхождения. Характерной особенностью транснациональных корпораций является их производственная направленность. Организационные структуры управления ТНК прямо связаны с их сущностными характеристиками. Несмотря на обширную сеть зарубежных филиалов, представительств и дочерних фирм, ТНК имеют определенную страну базирования или страну официальной юридической регистрации головного офиса. Высший управленческий состав компании наделен полномочиями по осуществлению контроля за всей «пирамидой» компании, в том числе за ее зарубежными подразделениями. Это придает системе управления жестко централизованный характер. Предпосылкой развития ТНК является поэтапный выбор сфер приложения капитала. Первоначально это углубленная переработка сырья, далее — развитие импортозамещающего производства в принимающих странах с использованием импорта оборудования страны базирования, Раздел VIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ и последнее — экспортно-ориентированное производство и вывоз продукции в страну базирования. ТНК современного типа начали формироваться в 80-е годы XX в., в условиях глобализации производственных и внешнеторговых связей, а также усиления борьбы за крупные сегменты мирового рынка, что в свою очередь послужило основой для усиления дуалистичности национальных экономик и увеличения неравенства в доходах, оказания влияния на формирование национальной государственной политики. С другой стороны, ТНК, вступив в XXI в., создают реальные предпосылки для динамичного промышленного, технологичного и межстрано-вого обмена в связи с более широким использованием преимуществ МРТ и международной кооперации, так как: • внутрифирменная торговля позволяет избежать тарифных барьеров; • торговля внутри ТНК осуществляется по трансфертным ценам, которые в 3—4 раза ниже мировых; • в хозяйственный оборот вовлекаются незадействованные природные и людские ресурсы; • имеется возможность концентрации капитала и производства в условиях монополизации мирового рынка. Влияние ТНК на мировой рынок постоянно возрастает из-за их глубокого внедрения в международные экономические отношения и заметного изменения значимости последних. На современном этапе с учетом образования единого экономического пространства мировой экономики основными хозяйствующими субъектами становятся не страны, а ТНК и их альянсы, обеспечивающие взаимозависимость, взаимопроникновение стран и фирм. Отмеченные факторы, как считают многие эксперты, позволят ТНК стать движущей силой международных экономических отношений в XXI в. и занять ведущие позиции в мировой экономике. Как уже говорилось, важнейшей тенденцией современности является региональная экономическая интеграция — процесс экономического взаимодействия стран, который приводит к сближению хозяйственных механизмов, принимает форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируется межгосударственными органами. Экономическая интеграция отличается от других форм экономического взаимодействия между странами: • взаимопроникновением и переплетением национальных производственных процессов; • широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких форм; Глава 26 Основы международных экономических отношений. __ 253 • глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц; • необходимостью в целенаправленном регулировании интеграционного процесса, а также разработке скоординированной экономической стратегии и политики; • региональным характером. < С 1947 по 1995 г. в мире было создано более 60 интеграционных групп, чему способствовали следующие предпосылки: • близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующих стран; • географическая близость на базе исторически сложившихся экономических связей; • общность проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики и т.д.; • демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает психологическое воздействие на другие страны. Разные интеграционные объединения преследуют близкие цели: • увеличение национальных масштабов экономики за счет эффекта экономии от масштаба, которая обеспечивает расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек, прилив прямых иностранных инвестиций; • создание благоприятной внешнеполитической среды; • решение задач торговой политики в рамках многосторонних переговоров в ВТО; • содействие структурной перестройке экономики. Подключение стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития; • поддержку молодых отраслей национальной промышленности вследствие возникновения более широких региональных рынков. Наряду с положительными тенденциями отмечается ряд негативных последствий экономической интеграции: • зачастую происходит отток ресурсов (факторов производства) из относительно более отсталых стран интеграционного объединения; • возможен олигопольный сговор между ТНК стран-участниц по вопросу формирования более высокой цены на продукцию; • наблюдается эффект потерь от увеличения масштаба производства при очень сильной концентрации. Раздел VIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ Международная экономическая интеграция рассматривается (особенно в ее западно-европейском варианте) как трехуровневая модель: 1) микроуровень, т.е. корпоративный уровень, когда отдельные компании вступают в прямые хозяйственные связи, разворачивают интеграционные процессы; 2) межгосударственный уровень, когда целенаправленная деятельность государства (коллективная или односторонняя) способствует интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспечивает функционирование особых интеграционных инструментов; 3) наднациональный уровень, когда страны-участницы добровольно передают союзу ряд политико-экономических функций, отказываясь от суверенитета в этих областях. Основные формы интеграционных групп: • зона свободной торговли — форма соглашения, когда участники договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в отношении друг друга. В отношении третьих стран каждая страна осуществляет индивидуальную политику (АСЕАН, НАФТАи др.); • таможенный союз — формируется на базе зоны свободной торговли и включает проведение единой таможенной политики по отношению к третьим странам (Арабский общий рынок, Центральноамериканский общий рынок и т.д.); • общий рынок — обеспечивает полное устранение препятствий для перемещения всех факторов производства между странами-участницами. В процессе решения находятся такие вопросы, как полное согласование экономической политики, выравнивание экономических показателей (МЕРКОСУР, КАРИКОМ и др.; именно Общим рынком называлась в 50—60-е годы «шестерка» стран Европы, превратившаяся впоследствии сначала в Европейское экономическое сообщество, а затем в Европейский союз); • экономический союз — определяется согласованной (или единой) экономической политикой, регулируемой межгосударственными (надгосударственными) органами (ЕС). Своеобразную форму экономического союза и одновременно в некоторых случаях его крупную составляющую образует валютный союз, который может предусматривать: • согласованное (совместное) плавание национальных валют; • установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются центральными банками стран-учасгниц; Глава 26 Основы международных экономических отношений 255 • создание единой региональной валюты; • формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром данной международной валютной единицы. Наконец полная экономическая интеграция характеризуется единой экономической политикой и унифицированной законодательной базой. Приведенная классификация разработана на материале опыта международной интеграции, прежде всего в Западной Европе, а также в Северной и Южной Америке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе и др. Не так просто применить ее для описания процессов, происходящих на территории бывшего Советского Союза. На этой территории существуют: во-первых, Содружество Независим мых Государств (СНГ); во-вторых, различные более тесные объединения внутри СНГ с Россией в центре: Союз России и Белоруссии, Евроазиатское экономическое сообщество (ЕАЭС; помимо двух упомянутых стран, Казахстан, Киргизия, Таджикистан); Единое экономическое пространство (страны ЕАЭС, кроме двух последних, плюс Украина); в-третьих, ряд объединений внутри СНГ, не включающих Россию и даже ей противостоящих: ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия), Центральноазиатский союз; в-четвертых, всевозможные отраслевые! организации, в том числе включающие и страны Балтии (например, упоминавшийся Международный союз выставок и ярмарок СНГ и Балтии — см. 22.4); в-пятых, разнообразнейшие объединения и проекты неэкономического характера, начиная с Договора о коллективной безопасности (страны ЕАЭС плюс Армения) и кончая футбольным Кубком Содруже-ства (все 15 постсоветских государств). Эффективность большинства упомянутых объединений невелика, их статус, как правило, четко не определен. Тем не менее сам факт их существования в таком количестве свидетельствует об объективных потребностях в интеграции именно на этом пространстве. А то, что интеграция эта идет с большим «скрипом», свидетельствует о справедливости известного афоризма: «Ломать — не строить».
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |