Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории международной торговли




ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СПЕЦИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ


Раздел VIII. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ

Глава 26. ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ

Вопросы эффективности внешней торговли относятся к числу фунда­ментальных проблем экономической теории, над которыми экономичес­кая мысль работает на протяжении трех последних столетий. Развитие внешней торговли находит отражение в эволюции теорий, моделей, кон­цепций, объясняющих движущие силы этого процесса.

Первую попытку создания теории международной торговли, объеди­няющую торговые отношения с внутриэкономическим развитием, пред­приняли меркантилисты. Теория меркантилизма базировалась на идее о том, что богатство страны зависит от количества золота и серебра. В свя­зи с этим меркантилисты считали, что в области внешней торговли необ­ходимо поддерживать активный торговый баланс и осуществлять* государственное регулирование внешнеторговой деятельности с целью увеличения экспорта и сокращения импорта.

Меркантилистская теория породила направление экономической политики, намного пережившее ее и сохраняющее актуальность и сегодня, — протекционизм. Политика протекционизма заключается в активной защи­те государством интересов отечественной экономики, как они понима­ются тем или иным правительством.

В результате проведения меркантилистской политики, использующей инструменты протекционизма, были созданы сложные системы таможен-


Глава 26 Основы международных экономических отношений 243

ных пошлин, налогов, барьеров, которые шли вразрез с потребностями нарождающейся капиталистической экономики. Более того, статичная теория меркантилизма строилась на принципе обогащения одной стра-» ны за счет снижения благосостояния других наций.

Следующий этап развития теории внешней торговли связан с именем А. Смита — создателя теории абсолютных преимуществ. А. Смит считал,! что задачей правительства является не регулирование сферы обращения, а осуществление мер по развитию производства на основе кооперации ц разделения труда с учетом поддержки режима свободной торговли. Суть теории абсолютных преимуществ в том, что международная торговля выгодна в случае, если две страны торгуют такими товарами, которые каж­дая производит с меньшими издержками.

Теория абсолютных преимуществ составляет лишь часть общеэконо­мического учения А. Смита —идеолога экономического либерализма. Из этого учения вытекает политика свободы торговли, противостоящая про­текционизму.

Сильную сторону теории абсолютных преимуществ современные эко­номисты видят в том, что она показывает явные преимущества разделе­ния труда не только на уровне нации, но и на международном. Слабая сторона данной теории: она не объясняет, почему страны торгуют даже при отсутствии абсолютных преимуществ.

Ответ на этот вопрос был найден другим английским экономистом Д. Рикардо, открывшим закон сравнительных преимуществ, который гла­сит: основанием для возникновения и развития международной торгов­ли может служить исключительная разница в издержках производства товаров независимо от абсолютных величин.

О роли и значимости закона сравнительных преимуществ говорит тот факт, что на протяжении многих десятилетий он оставался преобладаю­щим в объяснении эффективности внешнеторгового оборота и оказывал сильнейшее воздействие на всю экономическую науку.

Однако Д. Рикардо оставил без ответа вопрос о происхождении срав­нительных преимуществ, которые образуют необходимые предпосылки для развития международной торговли. Кроме того, к ограничителям дан­ного закона относят те допущения, которые были введены ее создателем: учитывался один фактор производства — труд, издержки производства считались постоянными, фактор производства был мобилен внутри стра­ны и иммобилен за ее пределами, отсутствовали транспортные издержки.

В течение XIX в. трудовая теория стоимости (созданная Д. Рикардо и развитая К. Марксом) постепенно теряла свою популярность, сталкива­ясь с конкуренцией других учений; одновременно происходили большие изменения в системе международного разделения труда и международ-'


244 ______________ Раздел VIII. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ с ___________

ной торговле, вызванные снижением роли естественно-природных раз­личий и возрастанием значимости промышленного производства. В качестве ответа на вызов времени экономистами-неоклассиками Э. Хекшером и Б. Олином была создана теория факторов производства; математические расчеты по ней приведены П. Сэмюэлсоном. Данная те­ория может быть представлена двумя взаимосвязанными теоремами.

Первая из них, объясняя структуру международного товарооборота, не только признает, что торговля основывается на сравнительных пре­имуществах, но и выводит причину сравнительных преимуществ из раз­личия нацеленности факторами производства.

Вторая — теорема выравнивания цен на факторы производства Хек-шера—Олина—Сэмюэлсона — затрагивает эффект воздействия между­народной торговли на факториальные цены. Суть данной теоремы в том, что экономика будет относительно более эффективной, производя това­ры, в изготовлении которых более интенсивно используются факторы, в изобилии имеющиеся в данной стране.

Ограниченность теории обусловлена множеством допущений. Пред­полагалось, что отдача от масштаба постоянна, факторы мобильны внут­ри страны и иммобильны за ее пределами, конкуренция совершенная, отсутствуют транспортные издержки, тарифы и другие препятствия.

Можно отметить, что в области анализа внешней торговли вплоть до середины XX в. экономическая мысль концентрировалась более на изу­чении предложения товаров и факторов производства и не уделяла долж­ного внимания спросу в связи с акцентом на рассмотрение снижения уровня издержек производства.

Теория сравнительных преимуществ стала отправной точкой не толь­ко для развития теории факторов производства, но и для двух других на­правлений, специфика которых определена тем, что они уделяют внимание не только предложению, но и спросу.

В данном контексте первое направление связано с теорией взаимного спроса, созданной последователем Д. Рикардо Дж.Ст. Миллем, который вывел закон интернациональной стоимости, показав, при какой цене осу- ■ ществляется обмен товарами между странами: чем больше внешний спрос на товары данной страны и чем меньше капитала используется для про­изводства экспортных товаров, тем более благоприятны для страны бу­дут условия торговли. Дальнейшее развитие данной теории получено в модели общего равновесия, созданной А. Маршаллом и Ф. Эджуортом.

Закон Д. Рикардо обусловил также развитие теории альтернативных издержек. Предпосылкой для ее создания стало то, что факты экономи­ческой жизни вступали в противоречие с трудовой теорией стоимости.


Глава 26. Основы международных экономических отношений... 245

К тому же издержки замещения являются не постоянными, как в теории сравнительных преимуществ, а растущими согласно закономерности, известной из общей экономической теории, и в соответствии с экономи­ческими реальностями.

Основы теории альтернативных издержек были заложены Г. Хэберле-ром и Ф. Эджуортом.

Эта теория исходила из того, что:

• кривые производственных возможностей (или кривые трансфер мации) имеют отрицательный наклон и показывают, что реально существующее соотношение выпуска разных товаров у каждой стра­ны различно, что и побуждает их к торговле друг с другом;

• если кривые совпадают, то торговля основывается на различиях во вкусах и предпочтениях;

• предложение определяется кривой предельного уровня трансфор­мации, а спрос — кривой предельного уровня замещения;

• равновесная цена, по которой ведется торговля, определяется со­отношением относительного мирового спроса и предложения.

Таким образом, сравнительные преимущества доказаны исходя не только из трудовой теории стоимости, но и из теории альтернативных издержек. Последняя показала, что не происходит полной специализа­ции страны в области внешней торговли, так как после достижения рав­новесной цены во взаимной торговле дальнейшая специализация каждой из стран теряет экономический смысл.

Несмотря на фундаментальность и представленные доказательства, рассмотренные теории постоянно подвергались тестированию, осуществ­ляемому на базе различных эмпирических данных.

Первое исследование теории сравнительных преимуществ было про­ведено в начале 1950-х годов Мак-Дугаллом, который подтвердил закон сравнительных преимуществ и показал наличие положительной зависи­мости между уравнением производительности труда в отдельных отрас­лях и удельным весом их продукции в совокупном экспорте.

В условиях глобализации и интернационализации мирохозяйственных связей базовые теории не всегда могут объяснить существующую много­вариантность международного товарообмена. В связи с этим продолжа­ется активный поиск новых теорий, дающих ответы на различные вопросы международной торговой практики. Указанные исследования можно раз­делить на две большие группы.

Первая, используя неофакторный подход, строится на утверждении, что традиционные теории требуют уточнения в частностях, касающихся ко­личества факторов производства и их качества.



Раздел VIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ


В рамках этого направления разработаны и предложены следующие модели, гипотезы и концепции.

1. Исследование, выполненное В. Леонтьевым в 1956 г., послужило основой для возникновения модели квалифицированной рабочей силы, раз­работанной Д. Кисингом, который доказал, что в производстве исполь­зуются не два, атри фактора: квалифицированная, неквалифицированная рабочая сила и капитал. В связи с этим удельные затраты на производ­ство экспортных товаров рассчитываются на каждую из групп отдельно.

2. Теория специфических факторов производства П. Сэмюэлсона пока­зала, что в основе международной торговли лежат различия в относитель­ных ценах на товары, которые в свою очередь возникают в силу разной степени обеспеченности факторами производства, причем факторы, спе­цифические для экспортного сектора, развиваются, а факторы, специ­фические для сектора, конкурирующего с импортом, сокращаются.

3. Важное место в данном направлении отводится вопросу распре-де-ления доходов от международной торговли. Данный вопрос получил свое развитие в теоремах Столпера—Сэмюэлсона, Рыбчинского, Сэмюэлсона— Джонса.

4. Шведский экономист С. Линдер, создавший теорию пересекающе­гося спроса, предполагает, что сходство вкусов и предпочтений усиливает внешнюю торговлю, так как страны экспортируют товары, для которых существует емкий внутренний рынок. Ограничение данной теории обус­ловлено тем, что она проявляется при равномерном распределении дохо­дов между отдельными группами стран.

Вторая группа исследований, формирующаяся на базе неотехнологи­ческого подхода, анализирует ситуации, не охватываемые представленны­ми теориями, отвергает положение о решающем значении различий в факторах или технологиях и требует новых альтернативных моделей и концепций.

В рамках этого направления преимущества страны или фирмы опре­деляются не наделенностью факторами и не интенсивностью затрачен­ных факторов, а монопольной позицией новатора в технологическом^ плане. Здесь создан ряд новых моделей, развивающих и обогащающих теорию международной торговли со стороны как спроса, так и предложе­ния.

1. Теория эффекта от масштаба обоснована в трудах П. Кругмана: эффект от масштаба позволяет объяснить торговлю между странами, оди­наково наделенными факторами производства, схожими товарами, при условии несовершенной конкуренции. При этом внешний эффект от масштаба предполагает увеличение количества фирм, производящих один и тот же товар, тогда как размер каждой из них остается неизменным, что


Глава 26. Основы международных экономических отношений.. 247

ведет к совершенной конкуренции. Внутренний эффект от масштаба спо­собствует возникновению несовершенной конкуренции, когда npoH3BOi дители могут влиять на цену своих товаров и обеспечивать увеличение объема продаж за счет снижения цены. К тому же особое место уделено анализу крупных фирм — транснациональных компаний (ТНК), в связи с тем что фирма, выпускающая продукцию в наиболее эффективных в плане издержек масштабах, занимает на мировом рынке доминирующее положение, а мировая торговля проявляет тяготение к гигантским меж­дународным монополиям.

Неотехнологическая школа связывает основные преимущества с мо­нопольными позициями фирмы (страны) — новатора и предлагает но­вую стратегию: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем или многим и что больше пока никто выпускать не мо­жет. При этом многие экономисты — сторонники данного направления, в отличие от сторонников модели сравнительных преимуществ, считают, что государство может и должно поддерживать производство высокотех­нологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию производства других, устаревших.

2. Модель внутриотраслевой торговли базируется на постулатах теории
экономии на масштабе. Внутриотраслевой обмен дает дополнительные
выгоды от внешнеторговых связей из-за расширения рынка. В этом слу­
чае страна может одновременно сократить число производимых ею това­
ров, но увеличить число потребляемых. Производя меньший набор благ,
страна реализует экономию на масштабе, повышая производительность
и снижая издержки. Весомый вклад в развитие теории внесли П. Круг-
ман и Б. Баласса.

Внутриотраслевой обмен связан с теорией подобия, объясняющей пе­рекрестную торговлю сопоставимыми товарами, относящимися к одной отрасли. В связи с этим возрастает роль приобретенных преимуществ, связанных с разработкой и внедрением новых технологий. Согласно т ео-рии подобия стран в этой ситуации у развитой страны имеется большая возможность приспосабливать свои товары к рынкам сходных стран.

3. Сторонники динамических моделей в качестве исходных теоретичес­
ких обоснований используют одновременно рикардовское объяснение
международного обмена технологическими различиями и тезисы Й. Шум-
иетера об определяющей роли инноваций. Они считают, что страны разли­
чаются между собой не только наличием производственных ресурсов, но
и уровнем технического развития.

К одной из первых среди динамических моделей можно отнести тео+ рию технологического разрыва М. Познера, считавшего, что в результате



Раздел VIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ


появления технологических новшеств образуется «технологический раз­рыв» между странами, которые обладают ими и не обладают.

4. Теория жизненного цикла Р. Вернона объясняет специализацию стран
на производстве и экспорте одного и того же товара на разных стадиях
зрелости. В Азиатско-Тихоокеанском регионе, где происходит непрерыв­
ный процесс последовательного прохождения определенных фаз эконо­
мического развития, оформилась и получила подтверждение практикой
концепция «летящих гусей» К. Акамацу, согласно которой образуется иерар­
хия международных обменов, соответствующих различным уровням раз­
вития групп стран.

В ней рассматриваются связи между двумя группами характеристик:

• эволюция импорта — отечественное производство — экспорт;

• переход от потребительских товаров к капиталоемким и от простых промышленных изделий к более сложным.

На современном этапе особое внимание уделяется проблеме совме­щения интересов национальной экономики и крупных фирм — участни­ков международной торговли. Это направление решает проблемы конкурентоспособности на уровне государства и фирмы. Так, М. Портер основными критериями конкурентоспособности называет факторные условия, условия спроса, состояние обслуживающих отраслей, стратегию фирмы в определенной конкурентной ситуации. При этом М. Портер отмечает, что теория сравнительного преимущества применима только к базисным факторам типа неразвитых физических ресурсов и неквалифи­цированного труда. При наличии развитых факторов (современная инфраструктура, обмен информацией на цифровой основе, высокообра­зованные кадры, исследования отдельных университетов) данная теория не может в полной мере объяснить специфику внешнеторговой практики.

М. Портер выдвигает также довольно радикальное положение, соглас­но которому в эпоху транснационализации (см. 26.2) вообще не следует говорить о торговле между странами, поскольку торгуют не страны, а фирмы. По-видимому, применительно к нашему времени, когда разные страны в той или иной степени применяют протекционистские механиз­мы, когда бренды вроде «made in USA», «итальянская мебель», «белая сбор-, ка» и т.п. еще сохраняют привлекательность, такое положение пока преждевременно, хотя явно отражает реальную тенденцию.

5. Дополняет неотехнологический анализ факторов международного
разделения труда концепция И.Б. Крейвиса, который использует поня­
тия эластичности спроса и предложения по цене, измеряющие чувствитель­
ность спроса к изменению цен. По мнению Крейвиса, каждая страна
импортирует товары, которые она либо не способна производить сама,
либо может производить в ограниченных количествах и предложение ко-


Глава 26 Основы международных экономических отношений 249

торых эластично, и в то же время экспортирует товары с высокоэластич­ным и превосходящим местные потребности производством В результа­те внешняя торговля страны определяется сравнительным уровнем эластичности национального и внешнего предложения товаров, а также более высокими темпами технического прогресса в экспортных отраслях.

В заключение отметим, что на современном этапе теоретические раз­работки в области внешней торговли уделяют одинаковое внимание как спросу, так и предложению, стремятся объяснить практические вопросы, возникающие в ходе внешнеторговой деятельности между странами, ви­доизменяя систему международной торговли, и формируются на основе критерия уточнения факторов и их количества, а также монопольного положения новатора в технологическом плане.

Углубление процессов глобализации в мирохозяйственных связях под­тверждает жизнеспособность всех теорий, а практика — необходимость их постоянной модификации.

26.2. Международные экономические отношения: понятие и современные тенденции

Международные экономические отношения (МЭО) представляют собой связи многочисленных субъектов отдельных стран по поводу производ­ства и обмена в международном масштабе всякого рода объектами: веще­ственными товарами, услугами, капиталом, научно-техническими достижениями, рабочей силой.

На современном этапе экономическое сообщество из обособленных экономических пространств превращается в целостную экономическую систему мирового хозяйства, где национальные хозяйства оказываются составными элементами единого всемирного хозяйственного механизма, а их перспективы во все возрастающей мере определяются развитием меж­дународных экономических отношений.

Важнейшей современной тенденцией развития мирового хозяйства является глобализация — постепенная экономическая, политическая, куль­турная интеграция всего мира — в сочетании с региональной интеграцией.

Интернационализация хозяйственной жизни уходит корнями в XVI— XVII вв., когда в результате Великих географических открытий стала фор­мироваться единая мировая система международного разделения труда (МРТ) и появилась необходимость расширения рынков сбыта и обеспе­чения устойчивого поступления сырья, в том числе импортного. Под давлением этой необходимости торговые связи стран качественно изме­нились: из второстепенных факторов национальных воспроизводствен-



Раздел VIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ


ных процессов, не игравших на протяжении тысячелетий почти никакой роли, они превратились в существенный механизм развития, опосредуя международное разделение труда и оказывая влияние на производствен­ную и экспортную специализацию стран-участниц.

Развитие МРТ обусловлено двумя объективными предпосылками: с одной стороны, постоянным ростом потребностей общества, с другой — ограниченностью ресурсного потенциала любой отдельной страны. Для разрешения противоречия между ними и необходимо участие страны в М РТ.

Международные хозяйственные связи на рубеже XX—XXI вв. превра­тились в важный инструмент эффективного распределения ресурсов и обеспечения экономического роста в глобальном масштабе. При этом степень и формы участия каждой конкретной страны в системе МЭО оп­ределяются прежде всего уровнем развития и спецификой ее народного хозяйства, а также проводимой государством внешнеэкономической по­литикой (национальный уровень) и международными экономическими условиями, которые формируются такими субъектами, как международ­ные организации, ведущие страны мира, транснациональные компании.

Динамичное развитие мирового хозяйства обусловлено дальнейшим углублением МРТ в связи с неравенством процессов научно-техническо­го прогресса, разной насыщенностью рынков и разными структурными пропорциями стран, потребностью сближения уровня жизни, необходи­мостью обмена опытом.

На базе МРТ формируется сфера товарного обмена, образующего фе­номен, известный как «мировой рынок товаров (услуг)».

Специфика современного мирового рынка определяется:

• господством транснациональных компаний;

• втягиванием в мирохозяйственный оборот стран, находящихся на разных ступенях развития товарного производства;

• переносом центра конкурентной борьбы из области цен в сферу новизны и технического уровня;

• совершенствованием сферы производства и сбыта.

Особенностью развития современного рынка является транснациона­лизация — важнейшая составляющая и одновременно главный механизм общих процессов глобализации. Это переход к долгосрочным и устойчи­вым отношениям между поставщиками и потребителями, организацион­ной формой которых выступают ТНК — многоотраслевые корпорации, беспрецедентные по масштабам экономической и интеллектуальной мощи: под их контролем находится более '/ мировой торговли и около 80 % патентов на новую технику и технологию.

Экономические процессы транснационализации обусловлены преж­де всего возможностью и необходимостью перелива капитала в страны с


Глава 26. Основы международных экономических отношений... 251

его дефицитом, где, однако, в избытке имеются другие факторы произ­
водства (труд, земля, полезные ископаемые), которые не могут быть ра­
ционально использованы в воспроизводственных процессах из-за
нехватки капитала.;

Кроме того, эти процессы стимулируются потребностью в уменьше­нии рисков путем размещения капитала в разных странах, а также стрем­лением приблизить производство к перспективным рынкам сбыта и рационализировать налогообложение и таможенные платежи для корпо­раций в целом. Объективно транснационализация ведет к выравниванию экономических условий в различных странах.

ТНК сегодня — это примерно 60 тыс. основных (материнских) ком­паний и более 500 тыс. их зарубежных филиалов и зависимых фирм по всему миру. Они контролируют до половины мирового промышленного производства, более 60 % внешней торговли, примерно 4/5 патентов и ли­цензий на новую технику, технологии и секреты (ноу-хау).

ТНК представляют собой особый вид корпорации, переросшей наци­ональные рамки и осуществляющей деятельность на мировом рынке че­рез свои заграничные филиалы и дочерние общества. Это национальная компания с зарубежными активами, т.е. национальная по капиталу и кон­тролю, но международная по сфере своей деятельности. Образование подконтрольных зарубежных предприятий (дочерних обществ и филиа­лов) происходит на основе экспорта капитала крупнейшими нацио­нальными корпорациями. В современных условиях ТНК превратились в одного из основных субъектов мирового рынка.

ТН К выступают преимущественно в форме международных трестов и концернов, которые создают обширную сеть подконтрольных зарубеж­ных предприятий. Их следует отличать от межнациональных корпораций, которые образуются в результате слияния капитала различного нацио­нального происхождения. Характерной особенностью транснациональ­ных корпораций является их производственная направленность.

Организационные структуры управления ТНК прямо связаны с их сущностными характеристиками. Несмотря на обширную сеть зарубеж­ных филиалов, представительств и дочерних фирм, ТНК имеют опреде­ленную страну базирования или страну официальной юридической регистрации головного офиса. Высший управленческий состав компании наделен полномочиями по осуществлению контроля за всей «пирамидой» компании, в том числе за ее зарубежными подразделениями. Это придает системе управления жестко централизованный характер.

Предпосылкой развития ТНК является поэтапный выбор сфер при­ложения капитала. Первоначально это углубленная переработка сырья, далее — развитие импортозамещающего производства в принимающих странах с использованием импорта оборудования страны базирования,



Раздел VIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ


и последнее — экспортно-ориентированное производство и вывоз про­дукции в страну базирования.

ТНК современного типа начали формироваться в 80-е годы XX в., в условиях глобализации производственных и внешнеторговых связей, а также усиления борьбы за крупные сегменты мирового рынка, что в свою очередь послужило основой для усиления дуалистичности национальных экономик и увеличения неравенства в доходах, оказания влияния на фор­мирование национальной государственной политики.

С другой стороны, ТНК, вступив в XXI в., создают реальные предпо­сылки для динамичного промышленного, технологичного и межстрано-вого обмена в связи с более широким использованием преимуществ МРТ и международной кооперации, так как:

• внутрифирменная торговля позволяет избежать тарифных барьеров;

• торговля внутри ТНК осуществляется по трансфертным ценам, которые в 3—4 раза ниже мировых;

• в хозяйственный оборот вовлекаются незадействованные природ­ные и людские ресурсы;

• имеется возможность концентрации капитала и производства в ус­ловиях монополизации мирового рынка.

Влияние ТНК на мировой рынок постоянно возрастает из-за их глу­бокого внедрения в международные экономические отношения и замет­ного изменения значимости последних.

На современном этапе с учетом образования единого экономического пространства мировой экономики основными хозяйствующими субъек­тами становятся не страны, а ТНК и их альянсы, обеспечивающие взаи­мозависимость, взаимопроникновение стран и фирм. Отмеченные факторы, как считают многие эксперты, позволят ТНК стать движущей силой международных экономических отношений в XXI в. и занять веду­щие позиции в мировой экономике.

Как уже говорилось, важнейшей тенденцией современности является региональная экономическая интеграция — процесс экономического вза­имодействия стран, который приводит к сближению хозяйственных механиз­мов, принимает форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируется межгосударственными органами.

Экономическая интеграция отличается от других форм экономичес­кого взаимодействия между странами:

• взаимопроникновением и переплетением национальных производ­ственных процессов;

• широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике на основе наиболее прогрессив­ных и глубоких форм;


Глава 26 Основы международных экономических отношений. __ 253

• глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц;

• необходимостью в целенаправленном регулировании интеграци­онного процесса, а также разработке скоординированной эконо­мической стратегии и политики;

• региональным характером. <
По содержанию интеграция — это переплетение, взаимопроникнове­
ние и сращивание воспроизводственных процессов стран региона.

С 1947 по 1995 г. в мире было создано более 60 интеграционных групп, чему способствовали следующие предпосылки:

• близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующих стран;

• географическая близость на базе исторически сложившихся эко­номических связей;

• общность проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики и т.д.;

• демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные сдвиги (ускоре­ние темпов экономического роста, снижение инфляции, рост за­нятости и т.д.), что оказывает психологическое воздействие на другие страны.

Разные интеграционные объединения преследуют близкие цели:

• увеличение национальных масштабов экономики за счет эффекта экономии от масштаба, которая обеспечивает расширение разме­ров рынка, сокращение трансакционных издержек, прилив прямых иностранных инвестиций;

• создание благоприятной внешнеполитической среды;

• решение задач торговой политики в рамках многосторонних пере­говоров в ВТО;

• содействие структурной перестройке экономики. Подключение стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глу­бокие экономические реформы, к региональным торговым согла­шениям стран с более высоким уровнем рыночного развития;

• поддержку молодых отраслей национальной промышленности вследствие возникновения более широких региональных рынков.

Наряду с положительными тенденциями отмечается ряд негативных последствий экономической интеграции:

• зачастую происходит отток ресурсов (факторов производства) из относительно более отсталых стран интеграционного объединения;

• возможен олигопольный сговор между ТНК стран-участниц по вопросу формирования более высокой цены на продукцию;

• наблюдается эффект потерь от увеличения масштаба производства при очень сильной концентрации.



Раздел VIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ


Международная экономическая интеграция рассматривается (особен­но в ее западно-европейском варианте) как трехуровневая модель:

1) микроуровень, т.е. корпоративный уровень, когда отдельные ком­пании вступают в прямые хозяйственные связи, разворачивают интегра­ционные процессы;

2) межгосударственный уровень, когда целенаправленная деятель­ность государства (коллективная или односторонняя) способствует ин­теграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспечивает функционирование особых интег­рационных инструментов;

3) наднациональный уровень, когда страны-участницы добровольно передают союзу ряд политико-экономических функций, отказываясь от суверенитета в этих областях.

Основные формы интеграционных групп:

зона свободной торговли — форма соглашения, когда участники до­говариваются о снятии таможенных тарифов и квот в отношении друг друга. В отношении третьих стран каждая страна осуществля­ет индивидуальную политику (АСЕАН, НАФТАи др.);

таможенный союз — формируется на базе зоны свободной торговли и включает проведение единой таможенной политики по отношению к третьим странам (Арабский общий рынок, Центральноамерикан­ский общий рынок и т.д.);

общий рынок — обеспечивает полное устранение препятствий для перемещения всех факторов производства между странами-участ­ницами. В процессе решения находятся такие вопросы, как пол­ное согласование экономической политики, выравнивание экономических показателей (МЕРКОСУР, КАРИКОМ и др.; имен­но Общим рынком называлась в 50—60-е годы «шестерка» стран Европы, превратившаяся впоследствии сначала в Европейское эко­номическое сообщество, а затем в Европейский союз);

экономический союз — определяется согласованной (или единой) экономической политикой, регулируемой межгосударственными (надгосударственными) органами (ЕС).

Своеобразную форму экономического союза и одновременно в неко­торых случаях его крупную составляющую образует валютный союз, ко­торый может предусматривать:

• согласованное (совместное) плавание национальных валют;

• установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются центральными банка­ми стран-учасгниц;


Глава 26 Основы международных экономических отношений 255

• создание единой региональной валюты;

• формирование единого регионального банка, являющегося эмис­сионным центром данной международной валютной единицы.

Наконец полная экономическая интеграция характеризуется единой экономической политикой и унифицированной законодательной базой.

Приведенная классификация разработана на материале опыта меж­дународной интеграции, прежде всего в Западной Европе, а также в Се­верной и Южной Америке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе и др. Не так просто применить ее для описания процессов, происходящих на тер­ритории бывшего Советского Союза.

На этой территории существуют: во-первых, Содружество Независим мых Государств (СНГ); во-вторых, различные более тесные объединения внутри СНГ с Россией в центре: Союз России и Белоруссии, Евроазиатс­кое экономическое сообщество (ЕАЭС; помимо двух упомянутых стран, Казахстан, Киргизия, Таджикистан); Единое экономическое простран­ство (страны ЕАЭС, кроме двух последних, плюс Украина); в-третьих, ряд объединений внутри СНГ, не включающих Россию и даже ей противо­стоящих: ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молда­вия), Центральноазиатский союз; в-четвертых, всевозможные отраслевые! организации, в том числе включающие и страны Балтии (например, упоминавшийся Международный союз выставок и ярмарок СНГ и Балтии см. 22.4); в-пятых, разнообразнейшие объединения и проекты неэконо­мического характера, начиная с Договора о коллективной безопасности (страны ЕАЭС плюс Армения) и кончая футбольным Кубком Содруже-ства (все 15 постсоветских государств).

Эффективность большинства упомянутых объединений невелика, их статус, как правило, четко не определен. Тем не менее сам факт их суще­ствования в таком количестве свидетельствует об объективных потреб­ностях в интеграции именно на этом пространстве. А то, что интеграция эта идет с большим «скрипом», свидетельствует о справедливости извест­ного афоризма: «Ломать — не строить».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.