КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международные правовые основы внешнеэкономической деятельности
Развитие международного коммерческого оборота нередко сдерживается до сих пор сохраняющимся противоречием между интернациональным характером коммерческого оборота и национальным правом, которое преимущественно регулирует торговые отношения. При этом правовые системы различных государств имеют, как правило, значительные рас- Раздел VIII. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ хождения в регламентации идентичных отношений. Такая ситуация порождает комплекс проблем, весьма существенно влияющих на взаимоотношения субъектов международного торгового оборота. Именно под давлением существующих экономико-социальных факторов в течение последних десятилетий наметилась устойчивая тенденция к созданию интегрирующих документов, цель которых — унифицировать правовые основы международной торговли. В современной науке международного частного права выделяются разные методы унификации права международных коммерческих договоров: законодательный (конвенционный) и незаконодательный (неконвенционный). На практике традиционно наибольшее значение придается законодательному методу унификации. Весьма значительным достижением в этой области в современных условиях является, например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (далее — Венская конвенция). Венская конвенция принята в 1980 г., вступила в силу с 1 января 1988 г. Она регулирует отношения по вопросам, связанным как с заключением договоров международной купли-продажи товаров, так и с их исполнением и ответственностью за неисполнение или ненадлежащее исполнение. Основная цель Конвенции — сбалансировать интересы сторон контракта с учетом деловой практики и норм национальных законодательств.
Венская конвенция состоит из четырех частей (в общей сложности 101 статья): Сфера применения и общие положения; Заключение договора; Купля-продажа товаров (из 5 глав: общие положения; обязательства продавца; обязательства покупателя; переход риска; положения, общие для-обязательств продавца и покупателя); Заключительные положения. Части II и III Конвенции имеют самостоятельное значение: согласно ст. 92 государство по своему усмотрению может заявить об обязательности для себя либо обеих частей, либо одной из них. Конвенция основана на принципах, соответствующих международной коммерческой практике в условиях свободных рыночных отношений, в число которых входят: • необходимость соблюдения добросовестности в международной торговле; • презумпция действия обычая, на который стороны прямо не сослались в контракте, но о котором они знали или должны были знать и который широко известен и постоянно соблюдается сторонами в договорах данного рода в соответствующей области торговли; • связанность сторон установившейся практикой их взаимоотношений; • сотрудничество при исполнении обязательств; Глава 26 Основы международных экономических отношений... 257 • применение при толковании заявления и иного поведения стороны критерия разумности; • право стороны при определенных обстоятельствах на удержание товара;; • возможность требовать возмещения только того ущерба, который сторона, нарушившая контракт, предвидела или должна была предвидеть в момент заключения контракта как возможное последствие его нарушения; • право потерпевшей стороны на совершение сделки взамен несостоявшейся из-за нарушения обязательств другой стороной с предъявлением ей разницы в ценах. Равноправие контрагентов при нарушении контракта другой сторо^ ной, обеспечивается положениями Конвенции, относящимися к средствам правовой защиты, предоставляемой как продавцу, так и покупателю. Гибкость формулировок норм Конвенции позволяет при их применении учитывать конкретные обстоятельства каждой сделки.
Вообще международное право признает международные договоры имеющими большую силу, чем национальные законы, а ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. (не путать с упомянутой Венской конвенцией 1980 г.) гласит, что «сторона не может ссылаться на положение своего внутреннего права для оправдания невыполнения положений международного договора». При применении положений международных налоговых соглашений i осударства наряду с признанием за международным договором большей силы могут следовать и другим принципам, т.е. не отдавать международным соглашениям приоритет. К примеру, в США, Германии, Великобритании международные соглашения имеют равную силу с внутренними шконами, что может приводить к определенным противоречиям. В таких случаях соблюдаются следующие принципы: • закон, принятый после ранее действовавшего закона, имевшего тот же предмет правового регулирования, имеет большую силу; • действующие специальные законы имеют большую юридическую силу, чем законы пусть даже и принятые позднее, но не регулирующие непосредственно международные экономические отношения. Если между странами, следующими разным правовым принципам в налогообложении, возникают разногласия, то противоречия разрешаются, как правило, на основе компромиссов по обоюдному согласию. В противном случае ст. 60 Венской конвенции о праве международных договоров предусматривает, что «если права договаривающейся страны нарушены, то сторона может прекратить или приостановить действие договора». Раздел VIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ Межправительственная организация, внесшая большой вклад в разработку международных правовых документов, — Международный институт унификации частного права (УНИДРУА) приняла решение использовать для международной унификации незаконодательный (неконвенционный) метод, сформулировав свод положений, носящих правовой характер и адресованных непосредственно участникам международных сделок. Этот документ получил название «Принципы международных коммерческих договоров» (Принципы УНИДРУА).
В основе создания данного акта лежит сравнительно-правовой анализ норм различных национальных правовых систем в контексте регулирования международных сделок. Такой метод позволил выявить общие подходы в решении отдельных вопросов договорного права и сформулировать положения, которые в наибольшей мере отвечают потребностям регулирования международного коммерческого оборота. Принципы достаточно широко понимают термин «коммерческий договор». В этом смысле Принципы распространяются не только на традиционные договоры, связанные с поставкой или обменом товаров, но и, например, на инвестиционные и концессионные договоры, договоры об оказании услуг и т.д. К общим положениям Принципов относятся: провозглашение принципа свободы договора, его обязательности, правила о том, что стороны могут в любой момент отказаться от применения Принципов, отступить от них или изменить содержание любого из их положений. Это является еще одним подтверждением необязательного характера Принципов Принципы также устанавливают, что стороны обязаны действовать в соответствии с принятыми в мировой практике честной деловой практикой и добросовестностью. Более того, стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимоотношениях. Принципы УНИДРУА, в отличие от Венской конвенции, прямо урегулировали ситуацию, когда стороны используют стандартные условия при заключении договора. При этом под стандартными условиями подразумеваются положения, подготовленные одной стороной предварительно для общего и неоднократного использования и применяемые фактически без переговоров с другой стороной. Принципы УНИДРУА содержат еще несколько правил, не нашедших отражения в Венской конвенции и относящихся к использованию стандартных условий. Первое касается включения в число стандартных неожиданного условия. Под последним понимается условие, содержание, формулирование или способ выражения которого имеют такой характер, какого другая сторона не могла бы
Глава 26 Основы международных экономических отношений 259 ожидать. В то же время если сторона явно приняла такое условие, то она не может ссылаться на «неожиданность» характера условия договора для оспаривания его действительности в целом. Второе правило связано с наличием противоречий между стандартными и нестандартными условиями и устанавливает преимущество последних как наиболее полно отражающих намерение сторон в данном случае. Для конкретизации трактовки и толкования отдельных торговых терминов, регламентирующих переход права собственности, риск случайной i ибели или случайного повреждения товара и т.п., разработаны Международные правила по толкованию торговых терминов — Инкотермс, действующие в настоящее время в редакции 2000 г., составленные и опубликованные Международной торговой палатой (Париж). Ссылки на Инкотермс широко используются в типовых контрактах, подготавливаемых различными организациями. С правовой точки зрения Инкотермс представляет собой свод правил, имеющих факультативный характер. Коммерсанты, желающие исполь-ювать настоящие правила, должны предусматривать, что их договоры будут регулироваться положениями Инкотермс 2000 г. Чтобы избежать недоразумений и разногласий между партнерами, целесообразно делать 1акую ссылку в подписываемых контрактах. Базовые условия поставки решают в контракте следующие вопросы. • Кто предоставляет транспортные средства для поставки товара? • Кто оформляет таможенную очистку на вывоз или ввоз товара? • Кто обеспечивает получение лицензии? • Когда риск случайной гибели или повреждения товара переходит с продавца на покупателя? • Когда продавец выполняет свои контрактные обязательства по поставке товара? Базисные условия определяют, кто несет расходы, связанные с транспортировкой товара от экспортера к импортеру. Те расходы, которые несет экспортер, включаются в цену товара. Они называются базисными потому, что устанавливают базис поставки товара и оказывают влияние на уровень цены товара. Эти расходы весьма разнообразны и составляют иногда 40—50 % цены товара. Применяемый при обозначении базисных условий термин «свободно» («франко») означает, что импортер свободен от риска и всех расходов но доставке товара до пункта, обозначенного словом «свободно». Основные варианты базисных условий поставки Инкотермс 2000: ЕХВ — С завода в поименованном пункте (EXW). Продавец передает ювар в распоряжение покупателя у себя на предприятии. Подает Раздел VIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ транспортное средство к погрузке и организует погрузку товара покупатель. Погрузка осуществляется за счет покупателя. Покупатель несет все риски за организацию перевозки до места назначения. На нем также лежат таможенная очистка и получение экспортной лицензии. ФСА — Свободно у перевозчика в поименованном пункте (FCA). Чаще всего этим поименованным пунктом является грузовой терминал магистрального транспорта (железнодорожная станция, автомобильная станция, аэропорт). У продавца есть возможность выбора: он может поставить товар на своем предприятии (предположим, на предприятии имеется железнодорожная колея), и тогда он отвечает за погрузку товара на транспортное средство перевозчика; или доставить за свой счет товар на терминал магистрального транспорта, где перевозчик за счет покупателя разгружает товар, прибывший на транспортном средстве продавца. ФАС — Свободно вдоль борта судна в поименованном порту отправления (FAS). Продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке, когда товар размещен вдоль борта судна на причале в согласованном порту отгрузки. С этого момента покупатель должен нести все расходы и риски гибели или повреждения товара. Обязанность по обеспечению таможенной очистки и получению экспортной лицензии лежит на продавце. ФОБ — Свободно на борту судна и в поименованном порту отгрузки (FOB). Переход товара через поручни судна в порту отгрузки. С этого момента (т.е. начиная со стивидорских расходов по размещению груза в трюмах судна) покупатель должен нести все расходы и риски гибели или повреждения товара. По условиям FOB на продавца возлагаются обязанности по очистке товара от пошлин для экспорта. Данный базис может применяться только при перевозке груза водными видами транспорта (речным, морским) СФР — стоимость и фрахт в поименованном порту отгрузки (CFR) Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для поставки товаров в порт назначения. Риск утраты, порчи или повреждения товара переходит с продавца на покупателя в момент перехода товара через поручни судна в порту отправления. На продавце лежат обязательства по экспортной очистке товара от пошлин. Данный базис применяется только при водных перевозках (морской, речной транспорт). СИФ — Стоимость, страхование, фрахт в поименованном порту отгрузки (CIF). Продавец несет те же обязанности, что и при базисе СФР, но должен также обеспечить страхование груза от рисков в пользу получателя. Продавец заключает договор страхования и пересылает полис вместе с другими документами получателю. Данный базис применяется только при водных перевозках. СПТ — Провозная плата оплачена до поименованного пункта (СРТ). Продавец оплачивает доставку товара до поименованного пункта в стране Глава 26. Основы международных экономических отношений.. 261 назначения. Риск утраты, порчи, хищения и т.д. переходит с продавца на покупателя в момент передачи товара в распоряжение первого перевозчика в пункте отправления. В обязанности продавца по данному базису входит осуществление экспортной таможенной очистки. СИП — Провозная плата и страхование оплачены до поименованного пункта (CIP). Те же обязанности, что и по базису СПТ. Продавец заключает договор страхования и оплачивает страховую премию. Продавец обязан обеспечить таможенную очистку товара для экспорта. Данный базис является «сухопутным» эквивалентом базиса СИФ. ДАФ — Поставлено на границе в поименованном пункте (DAF). Обязанности продавца считаются выполненными, когда товар очищен от вывозных таможенных пошлин и поступает на пограничный пункт страны отправления, имея в виду автомобильный или железнодорожный переход на границе. ДЕС — Поставлено с судна в поименованном порту (DES). Поставка товара в распоряжение покупателя в порту страны назначения. Все риски по доставке товара в порт назначения несет продавец. Импортная таможенная очистка товара осуществляется покупателем. Данный базис поставки может использоваться только при перевозках водным транспортом. ДЕК— Поставлено с причала с уплатой пошлины в поименованном пункте (DEQ). Поставка товара с момента его предоставления покупателю на причале в порту назначения. Ввозная (импортная) таможенная очистка твара и получение импортной лицензии — как и при ДЕС — теперь осуществляются покупателем. ДДУ— Поставлено без оплаты пошлины в поименованном пункте (DDU). Поставка товара в поименованный пункт в стране назначения. Продавец оплачивает все расходы по доставке товара и все риски по утрате, хищению и пр., связанные с доставкой товаров. Расходы по уплате ввозных i аможенных пошлин лежат на покупателе. ДДП — Поставлено с оплатой пошлины в поименованном пункте (DDP). Предоставление товара в согласованном пункте назначения. Продавец 11есет все риски по утрате, хищению и пр., связанные с доставкой товара. П родавец оплачивает все сборы по доставке товара, включая таможенные пошлины страны назначения. Существенное влияние на содержание обязательств сторон по договору купли-продажи оказывают принятые в международной практике торговые обычаи. Они играют решающую роль при разрешении споров между сторонами в арбитраже. Под торговым обычаем понимается сложившееся в международной торговле единообразие, общепризнанное1 правило, заключающее в себе ясное и определенное положение по воп- Раздел VIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ росам, которых оно касается. К торговым обычаям относятся также торговые или деловые обыкновения («а мы всегда делаем так»), именуемые узан-сами. Торговые обычаи определяют содержание некоторых условий контрактов (чаще при наличии в контрактах неясностей и неточностей или отсутствии согласованного сторонами условия). В тех случаях, когда в контракте имее гея прямое указание о применении торговых обычаев, они могут заменять соответствующую норму права, регулирующую вопросы контракта, если последняя носит диспозитивный характер (т.е. когда в тексте самой нормы указано, что она может применяться только при отсутствии иного соглашения сторон). Обычай должен отвечать следующим требованиям: • иметь характер общего правила (т.е. соблюдаться во всех или в подавляющем большинстве случаев, к которым он применим); • быть достаточно известным в соответствующей области торговли, определенным по своему содержанию и разумным. Важное условие применения торгового обычая — знание его сторонами, совершающими сделку. Торговые обычаи излагаются в биржевых правилах, составляемых комитетами бирж, в специальных сборниках торговых палат, материалах рабочих комиссий Комитета содействия внешней торговле и других организаций, действующих в рамках ООН, в типовых контрактах, решениях третейских судов по отдельным вопросам.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |