Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И конъюнктура рынка образовательных услуг




Потребители и продавцы, емкость

Спецификой рынка образовательных услуг является необязательность совпадения понятий «потребитель» и «покупатель».

Потребители образовательных услуг — непосредственно сами обучаю­щиеся, независимо от того, оплачивается ли их учеба.


Глава 34. Маркетинг в сфере образования



Покупатели образовательных услуг — это те, кто платит за образование. Ими могут быть и сами учащиеся, и их родители, и фирмы, оплачиваю­щие обучение сотрудника или его ребенка, и государство, заказывающее подготовку специалистов.

Потребитель образовательных услуг, участвуя в конкурсе бюджетных мест или оплачивая (сам или чаще за счет родителей) образовательную услугу, во многом прогнозирует себя как продавца рабочей силы — с уче­том длительности процесса оказания услуг и неизбежно долгосрочного характера прогноза.

Долгосрочный прогноз конъюнктуры на рынке труда осуществляет также фирма, оплачивающая обучение своего сотрудника (но не его ре­бенка — в такой ситуации прогнозирует сам сотрудник, а фирма совер­шает акт благотворительности, не интересуясь обоснованностью прогноза), но цель этого прогноза иная — оценить собственную перспективную по­требность в специалистах.

Примерно так же действуют и государственные органы — когда-то единственные покупатели образовательных услуг. Сегодня они сохраня­ют эту функцию, хотя и в ограниченной сфере, например в военном об­разовании.

Продавцы образовательных услуг — это прежде всего учебные заведе­ния различных уровней, различной специализации и различных форм собственности (государственные, ведомственные, негосударственные).

Система учебных заведений в каждой стране своя, перенимать чужой опыт следует весьма осторожно. Например, в США практически отсут­ствуют федеральные учебные заведения. Когда американец говорит «state university», он имеет в виду университет штата. Самые престижные учеб­ные заведения — негосударственные, имеющие статус бесприбыльных организаций. Система высшего образования, как и во многих странах мира, трехступенчатая: бакалавриат, магистратура, докторантура. Боль­шинство учебных заведений — университеты разного уровня (одни име­ют все три ступени обучения или только высшие, другие готовят только бакалавров).

У нас в стране сложились другие традиции. Престиж государственных учебных заведений (во всяком случае высших) значительно выше, чем негосударственных. Что же касается ступеней образования, то механи­ческое добавление степеней бакалавра и магистра к традиционной ква­лификации «специалист» до сих пор не воспринято рынком труда. Наряду с университетами, которых всегда было ограниченное количество, боль­шое значение имели узкоспециализированные институты.

Помимо учебных заведений продавцами образовательных услуг могут выступать:

• предприятия, организующие курсы повышения квалификации ра­ботников;



Раздел IX. МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ УСЛУГ


• посреднические фирмы (например, агентства по трудоустройству,
биржи труда, организующие курсы по переквалификации);

• отдельные преподаватели, предлагающие репетиторские услуги.

Под емкостью рынка, как правило, понимают возможные объемы про­даж. Под емкостью рынка образовательных услуг мы будем подразумевать возможный набор учащихся, агрегированный по различным признакам.

Под конъюнктурой рынка понимается определенное соотношение между спросом и предложением как по отдельным товарам и их группам, так и по товарной и денежной массе в целом. Для образовательных услуг конъюнктура рынка во многом зависит от конъюнктуры рынка труда, ко­торый в значительной степени, но не в полном объеме определяется со­циальными и экономическими факторами.

Исследование конъюнктуры рынка образовательных услуг является од­ной из стадий маркетингового анализа, который должен учитывать две группы факторов, учитывающих:

1) специфику циклического развития экономики региона либо стра­ны (спад, депрессия, оживление, подъем);

2) научно-технический прогресс, государственное регулирование, ин­фляцию, социальные конфликты и т.д.

Факторы второй группы могут затушевывать и изменять факторы пер­вой группы, что мы и наблюдаем в настоящее время: спад и депрессия экономики сопровождаются ростом объемов образовательных услуг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.