Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика объекта оценки




На основе данных по налоговым поступлениям или расчету налога на землю можно судить о состоянии и использовании городских земельных ресурсов в целом. Наиболее прибыльными для бюджета являются земли промышленности и транспорта. В Иркутской области на них приходится всего около 7 % всех налогооблагаемых площадей, однако их доля в об­щей сумме земельного налога превышает 75 %, в то время как для земель сельскохозяйственного назначения соотношение обратное — 75 % нало­гооблагаемых площадей и около 5 % поступлений. Около 80 % земель, занятых под промышленное и транспортное использование, располага­ется на территории вне городов, однако по объему получаемых платежей районы значительно уступают городам, поскольку для промышленных земель вне городской черты законодательством предусмотрены фикси­рованные ставки, значительно уступающие городским.

Для промышленных городов области (Ангарск, Братск, Усть-Илимск, Усть-Кут, Шелехов и др.) в структуре налогооблагаемых площадей характерно преобладание земель промышленного использования при не­большой доле земель жилой и общественной застройки. Доля земель сель­скохозяйственного использования также незначительна. Экономический кризис в наибольшей степени затронул именно такие поселения, ориен­тированные на крупные предприятия, создававшиеся в эпоху регулируе­мого межрайонного разделения труда и не приспособленные к рыночным условиям. Огромные земельные площади, отведенные предприятиям в прежние годы, становятся дополнительной обузой для производства и увеличивают счет недоимок. С другой стороны, остановка предприятий, поиски альтернативных источников существования заставляют город пе­ресматривать свою земельную политику и стимулировать перераспреде-


394 Раздел X. МАРКЕТИНГ НА РЫНКЕ НЕДВИЖИМОСТИ

ление земли. Этот процесс неизбежен во всех городах области, но наибо­лее остро он стоит в монофункциональных поселениях.

Возможности оценки земельных ресурсов с позиции спроса на них со стороны тех или иных групп потребителей представлены на примере г. Усть-Кута, где работы по экономической оценке территории проводи­лись по заказу городской администрации в связи с необходимостью диф­ференциации территории для целей налогообложения (в условиях, когда основы кадастровой оценки земель только разрабатывались, поэтому ад­министрация была относительно свободна в выборе подходов к системе распределения налога). В соответствии с Законом «О плате заземлю» го­родам предписывалась усредненная ставка налога, распределение кото­рой по площади и категориям плательщиков оставлялось на усмотрение местной администрации.

Усть-Кут является административным центром района, лежащего в северной части области. К Усть-Куту в послевоенное время была прове­дена ветка железной дороги от Тайшета, давшая возможность построить крупные промышленные комплексы Среднего Приангарья (Братск и др.), из этого пункта началось строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ). В Усть-Куте на р. Лене расположен крупнейший речной порт стра­ны (Осетрово), в котором осуществляется перевалка грузов для северных районов с железной дороги на водный транспорт.

Внутренняя планировочная структура города необычна и интересна с позиций распределения земельных ресурсов и управления землепользо­ванием. Территория города общей площадью 5,5 тыс. га вытянута узкой полосой по берегам Лены и отграничена от окружающей местности вы­сокими береговыми уступами. Ширина заселенной полосы, тянущейся на протяжении более 25 км, колеблется от 1,5 до 4 км. Такая конфигурация означает ограниченность жизненного пространства города, повышенную роль линейных структур, объединяющих цепь отдельных микрорайонов в единый город. Через территорию Усть-Кута вдоль береговой полосы проходят железная дорога и автомобильная трасса.

Транзитная роль Усть-Кута как ворот на север, его важная функция опорного города при строительстве БАМа предопределили характер го­родского землепользования и приоритеты в его развитии. Здесь наглядно проявляются отрицательные последствия ведомственного распределения земельных площадей. На протяжении десятилетий наиболее удобные в инфраструктурном отношении площади вдоль дорог вблизи центра от­давались складским и строительным организациям. Жилые кварталы за­полняли пустоты между производственными участками, и город, который по своему природному ландшафту должен был стать одним из красивей-


Глава 38. Оценка недвижимости



ших городов области, оказался похожим на большую промышленную пло­щадку с вкраплениями жилых массивов.

Смена экономических отношений в стране привела к резкому свора­чиванию строительной деятельности, объем транзитной активности стал уменьшаться как по линии БАМа, так и по поставкам грузов в северные районы Иркутской области и Якутию. Бывшие ранее градообразующими предприятиями тресты, ставшие открытыми акционерными общества­ми, начали передислокацию своих подразделений в другие города Сиби­ри и европейской части России. Этот процесс продолжается, и только за последние три года численность строителей сократилась в 2—2,5 раза.

Сократился объем перевалки грузов через речной порт (как из-за сни­жения платежеспособности получателей грузов в Якутии и продолжитель­ных задержек дотаций на северный завоз со стороны государства, так и в связи со строительством других путей сообщения в северные районы). Сокращаются геолого-разведочные работы, опиравшиеся на город как на исходную базу.

Из района и города уезжают люди, в том числе в рамках организован­ного переселения семей из северных районов. Население города сокра­тилось с 61 тыс. человек в 1993 г. до 55,5 тыс. в 2002 г.

В результате огромные производственные площади, не приносящие прибыли ни самим предприятиям, ни бюджету, оказались обузой для го­родского хозяйства. Но добровольного расставания с излишками земель ожидать не приходилось, и налог должен был подтолкнуть к более целе­сообразному перераспределению земельных ресурсов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.