КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Маркетинговые проблемы профессиональной науки
Результаты научно-технической деятельности и их оформление Содержание и классификация научно-технической деятельности Научно-техническая деятельность — это сложный комплекс человеческой деятельности, неотрывно связанный с материальным производством и в тоже время принципиально от него обособленный. Основным (по крайней мере с точки зрения маркетинга) фактором обособления яв- Глава 40. Маркетинг научно-технических разработок 405 ляется интеллектуальный характер продукта этой деятельности со всеми вытекающими отсюда последствиями (см. 11.1). Говоря философским языком, можно утверждать, что научно-техническая деятельность — это одна из форм самоорганизации материи, функция которой — создавать конструкции (структуры) в общественной памяти. Эти структуры могут быть представлены как семантически (описание чего-то) так и предметно (изделия). Относительно обособлены друг от друга и основные виды этой деятельности. Говорить об их обособлении необходимо, поскольку различные виды научно-технической деятельности связаны с разными организационными структурами, экономическими основами, с разнохарактерной продукцией, разными задачами маркетинга и юридическими проблемами. Основным фактором обособления фундаментальной науки (ее еще называют чистой, и в данном случае этот термин лучше отражает суть дела) от прикладной является наличие или отсутствие ясно выраженной ориентации на практическое применение полученных знаний. Основной фактор обособления науки от проектно-конструкторской деятельности — это характер производимой продукции. Наука производит знания, проектно-конструкторская деятельность на основе уже имеющихся знаний (содержащихся в книгах, личной эрудиции и опыте конструктора, а при необходимости — специально заказываемых прикладной науке) создает образы будущих вещей, они же товары, они же блага. Создавать же сами вещи — это уже задача производства.
Вместе с тем упомянутое обособление нельзя абсолютизировать. Начнем с того, что, хотя понятия «фундаментальная наука» и «чистая наука» употребляются обычно как синонимы, они не вполне являются таковыми. Фундаментальность — понятие относительное. Любое теоретическое построение (в том числе и содержащееся в данном параграфе) является фундаментальным по отношению к следующим из него практическим выводам, даже если оно само обобщает вопросы, имеющие сугубо прикладное значение. Но и называя науку «чистой» и противопоставляя ее в этом качестве прикладной, мы не всегда можем их четко разграничить. Выше уже говорилось о разрыве во времени между моментом, когда становится ясной практическая применимость идеи, и моментом, когда начинает просматриваться вероятность коммерческого успеха от ее реализации. Этому этапу исследований соответствует, как правило, организационное объединение с фундаментальной наукой, а это означает общие или по крайней мере очень близкие экономические, маркетинговые и юридические проблемы. 406 Раздел XI МАРКЕТИНГ НА РЫНКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Объединяет чистую науку с прикладной и мотивация научного творчества. Для чистой науки вроде бы все ясно: кем-то движет «святое любопытство», кем-то — желание оставить след в памяти человечества («комплекс Герострата»), кем-то — «пионерский» комплекс — стремление быть первым, или «комплекс демиурга», гордости за свое творение («я его придумал, и оно работает!»), или «эстетический» комплекс, стремление удовлетворить эстетическое чувство (как и у художника или поэта)...
Но ведь прикладных ученых, да и конструкторов вдохновляют те же самые мотивы. Работают они на заказ, но ведь при выборе темы немалую роль играют их собственные пожелания. Столь же сложно на практике провести грань между прикладной наукой и проектно-конструкторской деятельностью. Прикладные (а иногда и фундаментальные) исследования часто требуют разработки техники для экспериментов, т.е. конструкторской работы. В работе же конструктора нередко возникает потребность в новых знаниях, и далеко не всегда конструктор обращается за ними к ученому — порой проще добыть их самому. Наконец, даже граница между научно-технической и производственной деятельностью на поверку не так уж однозначна. В наукоемких, инновационных организациях, где научные идеи тут же внедряются в производство, а продукция постоянно обновляется с учетом достижений ученых, их нелегко разграничить. С организационной точки зрения в современной научно-технической деятельности можно выделить два основных направления: • профессиональная наука, занимающаяся фундаментальными и связанными с ними прикладными исследованиями; • НИОКР (прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) в самостоятельных институтах, конструкторских бюро и фирмах, тесно связанные с рыночной деятельностью. Ко второй группе по содержанию близки НИОКР, проводимые в рамках производственных фирм или предприятий по прямым заданиям руководства. Перед ними встают во многом аналогичные проблемы, но эти проблемы более или менее сглажены «подстраховкой» мощных производственных организаций. Также отличается своеобразием консультационная деятельность. Консультационные фирмы являются чисто рыночными образованиями, но их деятельность аналогична той, которую проводят в качестве побочной научные организации, в связи с которыми мы и обсудим эти вопросы. Глава 40. Маркетинг научно-технических разработок 407 Такие понятия, как «открытие» или «изобретение», всем хорошо известны. Однако в них содержится очень много неопределенного, неоднозначного. Открытие, по определению, — это установление новых для науки фактов или закономерностей (хрестоматийные примеры: Колумб открыл Америку, Ньютон открыл закон всемирного тяготения). Но очевидно, что это явления не одного порядка. История географических открытий пестрит (особенно в Средние века) именами авантюристов, разбойников, завоевателей, пиратов, в лучшем случае купцов или дипломатов — людей почтенных, зачастую весьма талантливых, но все же не ученых. Открытие же физического эффекта (т.е. тоже факта) является обычно результатом серьезного научного исследования, не говоря уже об открытии закономерности.
Далее, открытие не всегда является объективной данностью. Даже открытый остров, планета, месторождение, новый биологический вид, исторический источник, тот же физический или химический эффект могут быть не тем, чем они представлялись открывателю, — остров оказывается частью суши или даже глыбой дрейфующего льда, месторождение — незначительным проявлением, эффект — ошибкой эксперимента или наблюдения и т.д. Что уж говорить о законах: известно, что далеко не всеми учеными признаны законы, открытые (или фальсифицированные?) К. Марксом, Ч. Дарвином и даже А. Эйнштейном. Наконец, не всегда ясно, что именно считать открытием, тем более неоднозначно понятие авторства открытия, приоритета. Приведем пример. В 1930-х годах молодой физик П.А. Черенков, работая под руководством и по заданию академика СИ. Вавилова, открыл некий эффект, известный как «излучение Черенкова — Вавилова». Некоторые физики считают, что фамилии в этом названии следовало бы поменять местами, так как Вавилов не только инициировал эксперимент, но еще и дал глубокую интерпретацию явления. Позже была разработана теория данного эффекта, и ее создатели вместе с Черенковым получили Нобелевскую премию. А Вавилов в список лауреатов не попал по причине, далекой от науки, — просто его к этому времени не было в живых. Хорошо известна другая проблема: считать ли открывателем Америки Колумба? Ведь норманны плавали туда гораздо раньше. С другой стороны, местные жители обитали там задолго до норманнов и в открытии не нуждались — им факт существования этого материка был хорошо известен.
408 Раздел XI. МАРКЕТИНГ НА РЫНКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В исторической литературе нередко встречается утверждение, что такой-то историк обнаружил такую-то рукопись, — тоже открытие. Но обнаружил он ее не при раскопках, а в библиотеке какого-то монастыря, а то и известного университета. Значит, она уже была известна людям? Так ведь можно считать открывателем, скажем, американского ученого, обнаружившего и переведшего на английский язык документ, опубликованный в 40-х годах XX в. где-нибудь в Иркутске. Видимо, вспомнив классификацию товаров по новизне (см. 11.2), можно сказать, что бывают открытия не только для мира, но и «для страны или региона», а в данном случае — для страны или целой цивилизации. Но историки заняты главным образом не открытиями, будь то в архивах или при раскопках. То же можно сказать и об ученых других гуманитарных специальностей, о современных географах, математиках. Видимо, можно сказать, что в общем виде ученые создают модели — в виде формул, классификаций, описаний и т.д., которые не содержат явных противоречий действительности (и внутренних противоречий), и лишь в некоторых частных случаях можно утверждать, что эти модели представляют собой законы. Так, большинство Нобелевских премий по экономике выданы за те или иные объяснения экономического поведения людей, но это не законы, а лишь гипотезы. А многие достижения математиков и гипотезами не являются: например, вводя понятие мнимого числа, математики и не утверждали, что квадратный корень из -1, возможно, реально существует. Видимо, разновидностью моделей, но очень специфической, можно считать всевозможные методы (включая математический аппарат) и методики. В ряде областей науки существует официальная регистрация открытий с выдачей соответствующих дипломов. Некоторые научные достижения, представляющие прикладной интерес (в частности, методики) могут быть запатентованы. Но наиболее общей формой закрепления результатов научной деятельности является публикация. Дату публикации (или поступления материала в редакцию) принято фиксировать, и эта дата обеспечивает как моральный приоритет, так и основания для юридического преследования покусившихся на него. Важнейший результат опытно-конструкторской (иногда и научно-прикладной) деятельности — изобретение. Так называется техническое решение прикладной (т.е. утилитарной, связанной с удовлетворением практических потребностей) задачи, отличающееся существенной новизной. Изобретение должно содержать принципиальное решение задачи, а не конкретную форму ее осуществления. Должна существовать возможность неоднократного воспроизведения изобретения. Объектом изобре- Глава 40. Маркетинг научно-технических разработок 409 тения могут быть устройства, способы и технологии (в том числе способы нетехнические, например, медицинские), вещества. Критерием существенной новизны считается неожиданность, неочевидность решения для специалистов в данной области. Новизна в изобретении доказывается сравнением с известными аналогами по совокупности существенных признаков. Эксперты определяют ближайший прототип для сравнения, и новизна признается, если ни один из существенных признаков не перекрывается признаками прототипа. Наряду с изобретением известны и другие возможные результаты опытно-конструкторских разработок: • рационализаторское предложение — техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия или организации и предусматривающее изменение конструкции изделий, технологии производства или состава материала; как правило, является результатом не профессиональной конструкторской работы, а инициативного творчества инженеров-производственников или рабочих; • полезная модель — конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей; новизна полезной модели определяется тем, что совокупность ее существенных признаков не известна на современном уровне техники; фактически отграничить полезную модель от изобретения не так просто; • промышленный образец — результат дизайнерской разработки, новинка в том виде, в котором она поступит на рынок, включая не только конструкцию, но и дизайн. Из перечисленных рационализаторские предложения оформляются и вознаграждаются внутри организации. Изобретения же, как правило, становятся объектом патентования (см. гл. 39) или закрепляются иным способом. В СССР альтернативой патенту служило авторское свидетельство — документ, подтверждающий моральное авторское право изобретателя и право на получение вознаграждения (как единовременного, так и, при определенных условиях, в случае тиражирования). Выдаваясь государством примерно на тех же основаниях, что патент (при доказанной новизне), авторское свидетельство не могло быть продано и не давало само по себе права распоряжаться изобретением — это право оставалось за государством. Формально изобретатель мог выбирать между получением патента и авторского свидетельства, но фактически право выбора отсутствовало. 410 Раздел XI МАРКЕТИНГ НА РЫНКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Вместо патентования изобретатель может превратить свое достижение в секрет. Понятие «секрет» — старинное, им издавна пользовались мастера во всем мире, в том числе и на Руси (секрет пурпура, дамасской стали, в новейшее время кока-колы и пепси-колы и т.д.). В конце XX вв. в русский язык проникло выражение «ноу-хау» (от англ. know how — «знать как»); несмотря на широкое распространение, этот термин следует признать неудачным (хотя бы из-за невозможности склонения и образования производных) и по возможности заменять традиционным. Секрет — это юридически не оформленные результаты научно-технической деятельности, которые хранятся в секрете, но могут по желанию автора передаваться бесплатно или за деньги. Сюда относят технические знания и практический опыт технического, коммерческого, финансового и иного характера, представляющие коммерческую ценность, применимые в производстве и профессиональной практике, не обеспеченные патентной защитой и недоступные широкому кругу потенциальных пользователей. Обладание секретом, как и патентом, обеспечивает монопольные возможности. У каждого из способов закрепления авторского права есть свои преимущества. Патент обходится дороже, но дает юридическую защиту: ведь секрет можно похитить — и никаких преследований за это не будет. И без этого обычно со временем секрет теряет коммерческую ценность и становится доступным многим. С другой стороны, обращаясь в патентные органы, изобретатель разглашает свою идею и рискует быть обманутым, например получить отказ в патентовании, а потом узнать, что кто-то другой запатентовал нечто подозрительно похожее. Секрет не всегда альтернативен патентованию. Засекреченная информация может быть необходимой для полноценного использования запатентованного изобретения. Патентоваться могут также полезные модели и промышленные образцы. Как уже неоднократно говорилось, обладатель патента может за вознаграждение уступить — полностью или частично — свои монопольные права, выдав лицензию. В настоящее время лицензирование превращается в высокоэффективную форму реализации достижений науки и техники как для продавцов, так и для покупателей лицензий. В условиях острой конкуренции становится неизбежным стремление к продаже собственных изобретений с целью укрепления своих позиций на рынке и получения дополнительной прибыли и одновременно к покупке чужих изобретений, позволяющих экономить время и средства на собственные разработки. Объектом лицензии может служить любая разработка конструктивного технологического характера, состав материала или сплава, вещество, мето- Глава 40 Маркетинг научно-технических разработок 411 ды расчетов, сведения организационного, управленческого, финансового характера и т.д., как содержащие, так и не содержащие изобретений, а также промышленные образцы, товарные знаки Объект должен обладать достаточными технико-экономическими преимуществами по сравнению с имеющимися на рынке. Желательно, чтобы он был освоен до стадии, позволяющей гарантировать покупателю достижение определенных технико-экономических показателей. Практика подтверждает, что потенциальные покупатели зачастую отказываются от приобретения технологий, не доведенных до стадии промышленного использования. Срок действия лицензионного соглашения зависит: • от патентной ситуации (срок действия патентов и их надежность, степень новизны, вероятности раскрытия секрета), • условий соглашения на аналогичную или близкую продукцию; • наличия у разработчика стремления получать от лицензиата данные об усовершенствовании соглашения при комбинированных платежах. От опытно-конструкторской деятельности отличается проектирование. Оно также входит в систему научно-технической деятельности, но здесь не проводятся эксперименты, не предполагается риск неудачи. Результат деятельности — проект — решение по созданию по возможности нового целого из известных частей. Это целое должно функционировать сразу после реализации и наладки без скидок на новизну. Впрочем, разрабатываются и типовые проекты, и их реализация требует каждый раз предварительной привязки к конкретным условиям. Профессиональная наука в России в основном сосредоточена в учреждениях двух типов: академических институтах и государственных высших учебных заведениях. Такая организация для мира не вполне типична. С одной стороны, Академия наук как ведомство, владеющее институтами, — чисто советское явление, знакомое только странам, входившим в состав СССР или находившимся под его влиянием. У такой организационной формы есть свои недостатки, есть и достоинства, но так или иначе она существует и концентрирует значительный научный потенциал. С другой стороны, во многих странах, и прежде всего в самой передовой в научно-техническом отношении стране мира — США, широко распространен еще один тип учреждений: негосударственные вузы как бесприбыльные общественные организации. У нас он пока не сложился; 412 Раздел XI МАРКЕТИНГ НА РЫНКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ наши негосударственные вузы слишком ориентированы на прибыль, чтобы выполнять аналогичные функции. Фундаментальная наука по сути своей не является и не может являться рыночной деятельностью. Она имеет, оставаясь чисто фундаментальной, два источника финансирования (будем говорить только о ситуации, характерной для нашей страны). Первый — это государство, второй — благотворительность. Два источника финансирования различны по своим механизмам и по реальной роли. Государство в лице Российской академии наук (и отчасти других организаций) планирует организацию фундаментальных исследований в соответствии с плановой стратегией. Логика при этом двоякая. С одной стороны, существует идеальная схема, в соответствии с которой фундаментальными исследованиями должны быть охвачены все возможные отрасли, подотрасли и направления науки. Чем больше страна, чем выше ее амбиции, тем ближе она старается быть к этой схеме (по крайней мере для СССР, а теперь и для России такая тенденция была очевидна). С другой стороны, принимаются во внимание реальные успехи и потенциал отечественной науки в той или иной области, и, соответственно, в наиболее перспективных областях ведется усиленное финансирование (так, некоторые постсоветские государства, которым достались в наследство мощные обсерватории, сохраняют, и это более чем разумно, специализацию на астрофизических исследованиях). Незначительная связь с результатами исследований — одновременно слабая и сильная сторона государственного финансирования. Оно чревато — именно поэтому — и произволом чиновников от науки, и возможностью для многочисленных научных сотрудников бездельничать за умеренную, но стабильную зарплату. Но оно же дает независимость от «сильных мира сего», далеко не всегда способных хотя бы приблизительно оценить значение фундаментальных исследований или понять, что «бездельничающий» на первый взгляд ученый может на самом деле напряженно мыслить. Частные благотворительные организации (отечественные и особенно зарубежные) уже играют у нас заметную роль в финансировании науки, хотя явление это, конечно, новое. Основной их механизм — гранты, т.е. целевое финансирование проектов, перспективность которых подтверждена специальными экспертами. Собственно, сегодня грантовое финансирование осуществляют и некоторые государственные организации. Следует отметить еще одну разновидность частной благотворительности, очень распространенную в США, но пока по понятным причинам практически неизвестную у нас. Заключается она в том, что частное лицо Глава 40. Маркетинг научно-технических разработок 413 на свои средства основывает, скажем, университет или в уже существующем (часто это тот университет, где учился спонсор) строит новый учебный корпус, библиотеку, дарит компьютерный класс и т.д. Особенность здесь в отсутствии прямой связи между финансированием и перспективностью исследований. Система фантов имеет огромные перспективы, хотя сомнительно, чтобы она когда-нибудь вытеснила государственное финансирование, носящее базовый характер. Вместе с тем она порождает внутри нерыночной сферы чисто маркетинговое направление деятельности — так называемый фандрайзинг (англ. fund rising), т.е. поиски источников финансирования. Это своего рода самостоятельная область деятельности." мало что-то открыть или спланировать эксперимент — надо еще «продать» это, т.е. найти мецената, в принципе, готового спонсировать науку, и уговорить его профинансировать именно этот проект. Говоря о двух источниках финансирования, мы подчеркнули, что речь идет о чисто фундаментальной науке, не сулящей прибылей. Однако известен, причем с советских (да и более ранних) времен, еще один источник, а точнее, два — близких, но разнохарактерных. Один из них связан с научной деятельностью преподавателей вузов. Такая важная составляющая финансирования, как оплата труда, здесь перестает быть проблемой, так как преподаватели получают зарплату в первую очередь за вполне осязаемую, легко учитываемую педагогическую деятельность, а научная работа, подобно методической, просто входит в их служебные обязанности. Второй источник — так называемые хоздоговорные работы, широко распространенные как в вузах, так и в академических институтах. Речь идет о прикладных исследованиях, проводимых вузовскими и академическими учеными по заказам тех или иных организаций (а в наше время—и физических лиц) за дополнительную плату. В современной терминологии речь идет о консультационной деятельности (консультировании). Прежде этот термин применялся только к зарубежной практике, но суть от этого не меняется; в наше время распространилось понятие «консалтинг», появление которого при наличии в русском языке сложившегося термина можно объяснить только низкой языковой культурой. Консультирование, как уже говорилось, может быть и сферой деятельности организаций, специально занимающихся этим; но и такие организации нередко привлекают для участия в консультационных разработках профессиональных ученых. Консультационная деятельность относится к сфере услуг, и маркетинг в ней связан с проблемами, общими для этой сферы: это поиск заказчи- 414 Раздел XI. МАРКЕТИНГ НА РЫНКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ков в условиях конкуренции, продвижение, ценовая политика, а также довольно часто товарная политика. Последняя обусловлена тем, что организация (если это только не специальная фирма) в основном ориентирована на другую деятельность и список предлагаемых услуг не разумеется сам собой — его следует формировать исходя из потенциала организации и ее миссии. Занимаясь прикладными исследованиями, особенно в технических областях, организация сталкивается с общими для этой сферы проблемами закрепления авторских прав, охарактеризованными выше. Что касается фундаментальной науки, то здесь авторство закрепляется исключительно публикациями, и проблемы здесь общие скорее с аналогичными проблемами в литературном творчестве.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |