Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркетинговые проблемы профессиональной науки




Результаты научно-технической деятельности и их оформление

Содержание и классификация

научно-технической деятельности

Научно-техническая деятельность — это сложный комплекс челове­ческой деятельности, неотрывно связанный с материальным производ­ством и в тоже время принципиально от него обособленный. Основным (по крайней мере с точки зрения маркетинга) фактором обособления яв-


Глава 40. Маркетинг научно-технических разработок 405

ляется интеллектуальный характер продукта этой деятельности со всеми вытекающими отсюда последствиями (см. 11.1).

Говоря философским языком, можно утверждать, что научно-техни­ческая деятельность — это одна из форм самоорганизации материи, фун­кция которой — создавать конструкции (структуры) в общественной памяти. Эти структуры могут быть представлены как семантически (опи­сание чего-то) так и предметно (изделия).

Относительно обособлены друг от друга и основные виды этой дея­тельности. Говорить об их обособлении необходимо, поскольку различные виды научно-технической деятельности связаны с разными организаци­онными структурами, экономическими основами, с разнохарактерной продукцией, разными задачами маркетинга и юридическими проблемами.

Основным фактором обособления фундаментальной науки (ее еще называют чистой, и в данном случае этот термин лучше отражает суть дела) от прикладной является наличие или отсутствие ясно выраженной ори­ентации на практическое применение полученных знаний.

Основной фактор обособления науки от проектно-конструкторской деятельности — это характер производимой продукции. Наука произво­дит знания, проектно-конструкторская деятельность на основе уже име­ющихся знаний (содержащихся в книгах, личной эрудиции и опыте конструктора, а при необходимости — специально заказываемых приклад­ной науке) создает образы будущих вещей, они же товары, они же блага. Создавать же сами вещи — это уже задача производства.

Вместе с тем упомянутое обособление нельзя абсолютизировать.

Начнем с того, что, хотя понятия «фундаментальная наука» и «чистая наука» употребляются обычно как синонимы, они не вполне являются таковыми. Фундаментальность — понятие относительное. Любое теоре­тическое построение (в том числе и содержащееся в данном параграфе) является фундаментальным по отношению к следующим из него практи­ческим выводам, даже если оно само обобщает вопросы, имеющие сугу­бо прикладное значение.

Но и называя науку «чистой» и противопоставляя ее в этом качестве прикладной, мы не всегда можем их четко разграничить. Выше уже гово­рилось о разрыве во времени между моментом, когда становится ясной практическая применимость идеи, и моментом, когда начинает про­сматриваться вероятность коммерческого успеха от ее реализации. Этому этапу исследований соответствует, как правило, организационное объе­динение с фундаментальной наукой, а это означает общие или по край­ней мере очень близкие экономические, маркетинговые и юридические проблемы.


406 Раздел XI МАРКЕТИНГ НА РЫНКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Объединяет чистую науку с прикладной и мотивация научного творче­ства. Для чистой науки вроде бы все ясно: кем-то движет «святое любопыт­ство», кем-то — желание оставить след в памяти человечества («комплекс Герострата»), кем-то — «пионерский» комплекс — стремление быть пер­вым, или «комплекс демиурга», гордости за свое творение («я его приду­мал, и оно работает!»), или «эстетический» комплекс, стремление удовлетворить эстетическое чувство (как и у художника или поэта)...

Но ведь прикладных ученых, да и конструкторов вдохновляют те же самые мотивы. Работают они на заказ, но ведь при выборе темы немалую роль играют их собственные пожелания.

Столь же сложно на практике провести грань между прикладной нау­кой и проектно-конструкторской деятельностью. Прикладные (а иногда и фундаментальные) исследования часто требуют разработки техники для экспериментов, т.е. конструкторской работы. В работе же конструктора нередко возникает потребность в новых знаниях, и далеко не всегда кон­структор обращается за ними к ученому — порой проще добыть их самому.

Наконец, даже граница между научно-технической и производствен­ной деятельностью на поверку не так уж однозначна. В наукоемких, ин­новационных организациях, где научные идеи тут же внедряются в производство, а продукция постоянно обновляется с учетом достижений ученых, их нелегко разграничить.

С организационной точки зрения в современной научно-технической деятельности можно выделить два основных направления:

профессиональная наука, занимающаяся фундаментальными и свя­занными с ними прикладными исследованиями;

НИОКР (прикладные научно-исследовательские и опытно-конст­рукторские разработки) в самостоятельных институтах, конст­рукторских бюро и фирмах, тесно связанные с рыночной деятельностью.

Ко второй группе по содержанию близки НИОКР, проводимые в рам­ках производственных фирм или предприятий по прямым заданиям ру­ководства. Перед ними встают во многом аналогичные проблемы, но эти проблемы более или менее сглажены «подстраховкой» мощных произ­водственных организаций.

Также отличается своеобразием консультационная деятельность. Кон­сультационные фирмы являются чисто рыночными образованиями, но их деятельность аналогична той, которую проводят в качестве побочной научные организации, в связи с которыми мы и обсудим эти вопросы.


Глава 40. Маркетинг научно-технических разработок 407

Такие понятия, как «открытие» или «изобретение», всем хорошо изве­стны. Однако в них содержится очень много неопределенного, неодноз­начного.

Открытие, по определению, — это установление новых для науки фак­тов или закономерностей (хрестоматийные примеры: Колумб открыл Америку, Ньютон открыл закон всемирного тяготения). Но очевидно, что это явления не одного порядка. История географических открытий пест­рит (особенно в Средние века) именами авантюристов, разбойников, за­воевателей, пиратов, в лучшем случае купцов или дипломатов — людей почтенных, зачастую весьма талантливых, но все же не ученых. Откры­тие же физического эффекта (т.е. тоже факта) является обычно результа­том серьезного научного исследования, не говоря уже об открытии закономерности.

Далее, открытие не всегда является объективной данностью. Даже от­крытый остров, планета, месторождение, новый биологический вид, ис­торический источник, тот же физический или химический эффект могут быть не тем, чем они представлялись открывателю, — остров оказывает­ся частью суши или даже глыбой дрейфующего льда, месторождение — незначительным проявлением, эффект — ошибкой эксперимента или наблюдения и т.д. Что уж говорить о законах: известно, что далеко не все­ми учеными признаны законы, открытые (или фальсифицированные?) К. Марксом, Ч. Дарвином и даже А. Эйнштейном.

Наконец, не всегда ясно, что именно считать открытием, тем более неоднозначно понятие авторства открытия, приоритета. Приведем при­мер. В 1930-х годах молодой физик П.А. Черенков, работая под руковод­ством и по заданию академика СИ. Вавилова, открыл некий эффект, известный как «излучение Черенкова — Вавилова». Некоторые физики считают, что фамилии в этом названии следовало бы поменять местами, так как Вавилов не только инициировал эксперимент, но еще и дал глу­бокую интерпретацию явления. Позже была разработана теория данного эффекта, и ее создатели вместе с Черенковым получили Нобелевскую премию. А Вавилов в список лауреатов не попал по причине, далекой от науки, — просто его к этому времени не было в живых.

Хорошо известна другая проблема: считать ли открывателем Америки Колумба? Ведь норманны плавали туда гораздо раньше. С другой сторо­ны, местные жители обитали там задолго до норманнов и в открытии не нуждались — им факт существования этого материка был хорошо известен.


408 Раздел XI. МАРКЕТИНГ НА РЫНКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В исторической литературе нередко встречается утверждение, что та­кой-то историк обнаружил такую-то рукопись, — тоже открытие. Но об­наружил он ее не при раскопках, а в библиотеке какого-то монастыря, а то и известного университета. Значит, она уже была известна людям? Так ведь можно считать открывателем, скажем, американского ученого, обнаружившего и переведшего на английский язык документ, опублико­ванный в 40-х годах XX в. где-нибудь в Иркутске.

Видимо, вспомнив классификацию товаров по новизне (см. 11.2), мож­но сказать, что бывают открытия не только для мира, но и «для страны или региона», а в данном случае — для страны или целой цивилизации.

Но историки заняты главным образом не открытиями, будь то в архи­вах или при раскопках. То же можно сказать и об ученых других гумани­тарных специальностей, о современных географах, математиках. Видимо, можно сказать, что в общем виде ученые создают модели — в виде фор­мул, классификаций, описаний и т.д., которые не содержат явных проти­воречий действительности (и внутренних противоречий), и лишь в некоторых частных случаях можно утверждать, что эти модели представ­ляют собой законы. Так, большинство Нобелевских премий по экономи­ке выданы за те или иные объяснения экономического поведения людей, но это не законы, а лишь гипотезы. А многие достижения математиков и гипотезами не являются: например, вводя понятие мнимого числа, мате­матики и не утверждали, что квадратный корень из -1, возможно, реаль­но существует.

Видимо, разновидностью моделей, но очень специфической, можно считать всевозможные методы (включая математический аппарат) и ме­тодики.

В ряде областей науки существует официальная регистрация откры­тий с выдачей соответствующих дипломов. Некоторые научные достиже­ния, представляющие прикладной интерес (в частности, методики) могут быть запатентованы. Но наиболее общей формой закрепления результа­тов научной деятельности является публикация. Дату публикации (или поступления материала в редакцию) принято фиксировать, и эта дата обеспечивает как моральный приоритет, так и основания для юридичес­кого преследования покусившихся на него.

Важнейший результат опытно-конструкторской (иногда и научно-при­кладной) деятельности — изобретение. Так называется техническое реше­ние прикладной (т.е. утилитарной, связанной с удовлетворением практических потребностей) задачи, отличающееся существенной новиз­ной. Изобретение должно содержать принципиальное решение задачи, а не конкретную форму ее осуществления. Должна существовать возмож­ность неоднократного воспроизведения изобретения. Объектом изобре-


Глава 40. Маркетинг научно-технических разработок 409

тения могут быть устройства, способы и технологии (в том числе способы нетехнические, например, медицинские), вещества. Критерием существен­ной новизны считается неожиданность, неочевидность решения для спе­циалистов в данной области.

Новизна в изобретении доказывается сравнением с известными ана­логами по совокупности существенных признаков. Эксперты определя­ют ближайший прототип для сравнения, и новизна признается, если ни один из существенных признаков не перекрывается признаками прото­типа.

Наряду с изобретением известны и другие возможные результаты опыт­но-конструкторских разработок:

рационализаторское предложение — техническое решение, являю­щееся новым и полезным для предприятия или организации и пре­дусматривающее изменение конструкции изделий, технологии производства или состава материала; как правило, является резуль­татом не профессиональной конструкторской работы, а инициа­тивного творчества инженеров-производственников или рабочих;

полезная модель — конструктивное выполнение средств производ­ства и предметов потребления, а также их составных частей; но­визна полезной модели определяется тем, что совокупность ее существенных признаков не известна на современном уровне тех­ники; фактически отграничить полезную модель от изобретения не так просто;

промышленный образец — результат дизайнерской разработки, но­винка в том виде, в котором она поступит на рынок, включая не только конструкцию, но и дизайн.

Из перечисленных рационализаторские предложения оформляются и вознаграждаются внутри организации. Изобретения же, как правило, ста­новятся объектом патентования (см. гл. 39) или закрепляются иным спо­собом.

В СССР альтернативой патенту служило авторское свидетельство — документ, подтверждающий моральное авторское право изобретателя и право на получение вознаграждения (как единовременного, так и, при определенных условиях, в случае тиражирования). Выдаваясь государ­ством примерно на тех же основаниях, что патент (при доказанной но­визне), авторское свидетельство не могло быть продано и не давало само по себе права распоряжаться изобретением — это право оставалось за го­сударством. Формально изобретатель мог выбирать между получением патента и авторского свидетельства, но фактически право выбора отсут­ствовало.


410 Раздел XI МАРКЕТИНГ НА РЫНКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Вместо патентования изобретатель может превратить свое достижение в секрет. Понятие «секрет» — старинное, им издавна пользовались масте­ра во всем мире, в том числе и на Руси (секрет пурпура, дамасской стали, в новейшее время кока-колы и пепси-колы и т.д.). В конце XX вв. в русский язык проникло выражение «ноу-хау» (от англ. know how — «знать как»); несмотря на широкое распространение, этот термин следует признать неудачным (хотя бы из-за невозможности склонения и образования про­изводных) и по возможности заменять традиционным.

Секрет — это юридически не оформленные результаты научно-техни­ческой деятельности, которые хранятся в секрете, но могут по желанию автора передаваться бесплатно или за деньги. Сюда относят технические знания и практический опыт технического, коммерческого, финансово­го и иного характера, представляющие коммерческую ценность, приме­нимые в производстве и профессиональной практике, не обеспеченные патентной защитой и недоступные широкому кругу потенциальных пользователей.

Обладание секретом, как и патентом, обеспечивает монопольные воз­можности. У каждого из способов закрепления авторского права есть свои преимущества. Патент обходится дороже, но дает юридическую защиту: ведь секрет можно похитить — и никаких преследований за это не будет. И без этого обычно со временем секрет теряет коммерческую ценность и становится доступным многим. С другой стороны, обращаясь в патент­ные органы, изобретатель разглашает свою идею и рискует быть обману­тым, например получить отказ в патентовании, а потом узнать, что кто-то другой запатентовал нечто подозрительно похожее.

Секрет не всегда альтернативен патентованию. Засекреченная инфор­мация может быть необходимой для полноценного использования запа­тентованного изобретения.

Патентоваться могут также полезные модели и промышленные образцы.

Как уже неоднократно говорилось, обладатель патента может за воз­награждение уступить — полностью или частично — свои монопольные права, выдав лицензию. В настоящее время лицензирование превраща­ется в высокоэффективную форму реализации достижений науки и тех­ники как для продавцов, так и для покупателей лицензий. В условиях острой конкуренции становится неизбежным стремление к продаже соб­ственных изобретений с целью укрепления своих позиций на рынке и получения дополнительной прибыли и одновременно к покупке чужих изобретений, позволяющих экономить время и средства на собственные разработки.

Объектом лицензии может служить любая разработка конструктивного технологического характера, состав материала или сплава, вещество, мето-


Глава 40 Маркетинг научно-технических разработок 411

ды расчетов, сведения организационного, управленческого, финансового характера и т.д., как содержащие, так и не содержащие изобретений, а также промышленные образцы, товарные знаки Объект должен обла­дать достаточными технико-экономическими преимуществами по срав­нению с имеющимися на рынке. Желательно, чтобы он был освоен до стадии, позволяющей гарантировать покупателю достижение определен­ных технико-экономических показателей. Практика подтверждает, что по­тенциальные покупатели зачастую отказываются от приобретения технологий, не доведенных до стадии промышленного использования. Срок действия лицензионного соглашения зависит:

• от патентной ситуации (срок действия патентов и их надежность, степень новизны, вероятности раскрытия секрета),

• условий соглашения на аналогичную или близкую продукцию;

• наличия у разработчика стремления получать от лицензиата дан­ные об усовершенствовании соглашения при комбинированных платежах.

От опытно-конструкторской деятельности отличается проектирование. Оно также входит в систему научно-технической деятельности, но здесь не проводятся эксперименты, не предполагается риск неудачи. Результат деятельности — проект — решение по созданию по возможности нового целого из известных частей. Это целое должно функционировать сразу после реализации и наладки без скидок на новизну. Впрочем, разрабаты­ваются и типовые проекты, и их реализация требует каждый раз предва­рительной привязки к конкретным условиям.

Профессиональная наука в России в основном сосредоточена в учреж­дениях двух типов: академических институтах и государственных высших учебных заведениях. Такая организация для мира не вполне типична.

С одной стороны, Академия наук как ведомство, владеющее институ­тами, — чисто советское явление, знакомое только странам, входившим в состав СССР или находившимся под его влиянием. У такой организа­ционной формы есть свои недостатки, есть и достоинства, но так или иначе она существует и концентрирует значительный научный потенциал.

С другой стороны, во многих странах, и прежде всего в самой передо­вой в научно-техническом отношении стране мира — США, широко рас­пространен еще один тип учреждений: негосударственные вузы как бесприбыльные общественные организации. У нас он пока не сложился;


412 Раздел XI МАРКЕТИНГ НА РЫНКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

наши негосударственные вузы слишком ориентированы на прибыль, что­бы выполнять аналогичные функции.

Фундаментальная наука по сути своей не является и не может являть­ся рыночной деятельностью. Она имеет, оставаясь чисто фундаменталь­ной, два источника финансирования (будем говорить только о ситуации, характерной для нашей страны). Первый — это государство, второй — благотворительность.

Два источника финансирования различны по своим механизмам и по реальной роли. Государство в лице Российской академии наук (и отчасти других организаций) планирует организацию фундаментальных исследо­ваний в соответствии с плановой стратегией. Логика при этом двоякая. С одной стороны, существует идеальная схема, в соответствии с которой фундаментальными исследованиями должны быть охвачены все возмож­ные отрасли, подотрасли и направления науки. Чем больше страна, чем выше ее амбиции, тем ближе она старается быть к этой схеме (по крайней мере для СССР, а теперь и для России такая тенденция была очевидна). С другой стороны, принимаются во внимание реальные успехи и потен­циал отечественной науки в той или иной области, и, соответственно, в наиболее перспективных областях ведется усиленное финансирование (так, некоторые постсоветские государства, которым достались в наслед­ство мощные обсерватории, сохраняют, и это более чем разумно, специа­лизацию на астрофизических исследованиях).

Незначительная связь с результатами исследований — одновременно слабая и сильная сторона государственного финансирования. Оно чре­вато — именно поэтому — и произволом чиновников от науки, и возмож­ностью для многочисленных научных сотрудников бездельничать за умеренную, но стабильную зарплату. Но оно же дает независимость от «сильных мира сего», далеко не всегда способных хотя бы приблизитель­но оценить значение фундаментальных исследований или понять, что «бездельничающий» на первый взгляд ученый может на самом деле на­пряженно мыслить.

Частные благотворительные организации (отечественные и особенно зарубежные) уже играют у нас заметную роль в финансировании науки, хотя явление это, конечно, новое. Основной их механизм — гранты, т.е. целевое финансирование проектов, перспективность которых подтверж­дена специальными экспертами. Собственно, сегодня грантовое финан­сирование осуществляют и некоторые государственные организации.

Следует отметить еще одну разновидность частной благотворительно­сти, очень распространенную в США, но пока по понятным причинам практически неизвестную у нас. Заключается она в том, что частное лицо


Глава 40. Маркетинг научно-технических разработок 413

на свои средства основывает, скажем, университет или в уже существую­щем (часто это тот университет, где учился спонсор) строит новый учеб­ный корпус, библиотеку, дарит компьютерный класс и т.д. Особенность здесь в отсутствии прямой связи между финансированием и перспектив­ностью исследований.

Система фантов имеет огромные перспективы, хотя сомнительно, чтобы она когда-нибудь вытеснила государственное финансирование, носящее базовый характер. Вместе с тем она порождает внутри нерыночной сферы чисто маркетинговое направление деятельности — так называе­мый фандрайзинг (англ. fund rising), т.е. поиски источников финансиро­вания. Это своего рода самостоятельная область деятельности." мало что-то открыть или спланировать эксперимент — надо еще «продать» это, т.е. найти мецената, в принципе, готового спонсировать науку, и уговорить его профинансировать именно этот проект.

Говоря о двух источниках финансирования, мы подчеркнули, что речь идет о чисто фундаментальной науке, не сулящей прибылей. Однако из­вестен, причем с советских (да и более ранних) времен, еще один источ­ник, а точнее, два — близких, но разнохарактерных.

Один из них связан с научной деятельностью преподавателей вузов. Такая важная составляющая финансирования, как оплата труда, здесь перестает быть проблемой, так как преподаватели получают зарплату в первую очередь за вполне осязаемую, легко учитываемую педагогичес­кую деятельность, а научная работа, подобно методической, просто вхо­дит в их служебные обязанности.

Второй источник — так называемые хоздоговорные работы, широко распространенные как в вузах, так и в академических институтах. Речь идет о прикладных исследованиях, проводимых вузовскими и академи­ческими учеными по заказам тех или иных организаций (а в наше вре­мя—и физических лиц) за дополнительную плату.

В современной терминологии речь идет о консультационной дея­тельности (консультировании). Прежде этот термин применялся только к зарубежной практике, но суть от этого не меняется; в наше время распро­странилось понятие «консалтинг», появление которого при наличии в рус­ском языке сложившегося термина можно объяснить только низкой языковой культурой.

Консультирование, как уже говорилось, может быть и сферой деятель­ности организаций, специально занимающихся этим; но и такие органи­зации нередко привлекают для участия в консультационных разработках профессиональных ученых.

Консультационная деятельность относится к сфере услуг, и маркетинг в ней связан с проблемами, общими для этой сферы: это поиск заказчи-


414 Раздел XI. МАРКЕТИНГ НА РЫНКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ков в условиях конкуренции, продвижение, ценовая политика, а также довольно часто товарная политика. Последняя обусловлена тем, что орга­низация (если это только не специальная фирма) в основном ориентиро­вана на другую деятельность и список предлагаемых услуг не разумеется сам собой — его следует формировать исходя из потенциала организации и ее миссии.

Занимаясь прикладными исследованиями, особенно в технических областях, организация сталкивается с общими для этой сферы пробле­мами закрепления авторских прав, охарактеризованными выше.

Что касается фундаментальной науки, то здесь авторство закрепляет­ся исключительно публикациями, и проблемы здесь общие скорее с ана­логичными проблемами в литературном творчестве.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.