Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И типы региональных проблем




Региональная политика

Одна из сфер, где может применяться и успешно применяется (в основ­ном за рубежом) некоммерческий маркетинг — это региональная политика.

Под региональной политикой понимают систему мер, принимаемых государственными (центральными, региональными, местными) органа­ми по сглаживанию региональных проблем, возникающих как результат противоречий между интересами различных сил, участвующих в соци­альных процессах на территории.

К числу этих сил относятся:

• местное население, которое при всех внутренних противоречиях и конфликтах объединяет заинтересованность в экономическом бла­гополучии на территории — благоприятной конъюнктуре, высокой занятости и жизненном уровне и одновременно в нормальной эко­логической обстановке;

• отдельные группы местного населения, прежде всего этнические, иногда социальные, чьи интересы по каким-либо причинам отли­чаются от интересов большинства (например, заинтересованность в сохранении и развитии национальной культуры или в преодоле­нии исторически сложившегося фактического неравенства);

• население других регионов, конкурирующее с местным за распре­деление инвестиций, государственных субсидий и т.п.;

• крупные собственники средств производства (фирмы, корпора­ции), стремящиеся к повышению эффективности и не связанные кровно с данной территорией, рассматривающие ее как ресурс;



Раздел XII НЕКОММЕРЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ


• сами государственные органы, которые теоретически заинтересова­ны в защите общих интересов населения (города, региона, всей стра­ны — в зависимости от уровня органов); фактически органы — это живые люди, их готовность защищать именно эти интересы опреде­ляется в значительной мере тем, насколько их личное благосостоя­ние зависит от воли избирателей; кроме того, чиновникам, живущим в столице страны или региона, свойственно искренне не видеть раз­ницы между интересами населения столицы и периферии;

• иногда внешние по отношению к территории силы — обществен­ность, в том числе мировая, журналисты, ученые и др., осознаю­щие (порой даже в отличие от местного населения) экологическую или культурно-историческую ценность каких-либо объектов и бо­рющиеся за их защиту.

Существуют главным образом в развитых странах, регионы относи­тельно благополучные, где экономика развивается стабильно, уровень безработицы низок, структура занятости благоприятствует социальному развитию, все социальные группы получают доходы, обеспечивающие желаемый жизненный уровень, межэтнические конфликты отсутствуют, состояние природной среды удовлетворительно. Но такую ситуацию нельзя считать типичной.

Чаще всего каждый конкретный регион в соответствии со своим гео­графическим положением и исторически сложившимся потенциалом сталкивается с различными проблемами, в число которых могут входить:

социально-экономическая отсталость, экономика доиндустриаль-ного типа, отсутствие современной промышленности и инфра­структуры, перенаселенность сельской местности (где небольшие земельные наделы при традиционно экстенсивном ведении хозяй­ства не в состоянии прокормить крестьян), низкий культурно-об­разовательный уровень большей части населения, отсутствие объективных предпосылок для привлечения инвестиций, форми­рующих рабочие места;

депрессивная экономика на территориях, где в свое время процвета­ла промышленность, но теперь либо истощились природные ре­сурсы, либо просто изменилась структура экономики (например, упал спрос на уголь в связи с современными тенденциями топлив­но-энергетического баланса); высокий уровень безработицы;

гипертрофированное развитие, перенаселенность, экологическое неблагополучие в крупнейших мегаполисах, куда высокоразвитая инфраструктура продолжает привлекать промышленность, а отно­сительно хорошие социальные условия — мигрантов; при этом на­блюдается дефицит неквалифицированных трудовых ресурсов, и


Глава 44 Региональный, экологический и геополитический маркетинг 447

именно эта категория преобладает в составе мигрантов, что порож­дает нередко особую проблему — культурной несовместимости (это явление давно известно в нашей стране как проблема «лимитчи­ков», с трудом вписывающихся в население больших городов; в последние годы «лимитчики» сменились мигрантами из бывших союзных республик и отчасти из республик Северного Кавказа, что имеет больше аналогий с мировым опытом и порождает более ост­рые проблемы).

Любая из названных проблем является прежде всего проблемой мест­ного населения. Но она является также проблемой местных органов уп­равления, поскольку последние заинтересованы в популярности у избирателей. В некоторых случаях она превращается также в проблему центральных органов, когда масштабы проблемы могут привести к не­стабильности в государстве.

Все эти проблемы в огромной степени связаны с размещением произ­водства (инвестиций): в одних случаях региону необходимы новые рабо­чие места, в других — отток промышленности. Противоречие связано с тем, что собственники средств производства в этом как раз не заинтере­сованы: все факторы размещения работают на консервацию или обостре­ние сложившейся ситуации.

Однако не всегда и не все можно свести к инвестициям. Есть по мень­шей мере две категории, стоящие с ними в одном ряду. Это, во-первых, туристы, обеспечивающие спрос на продукцию региона и тем самым спо­собствующие — по-иному — его развитию. Во-вторых, в некоторых ситуациях положение может быть несколько выправлено благодаря миг­рационному притоку определенных категорий, способных гармонизиро­вать структуру населения и трудовых ресурсов (женщины или, наоборот, мужчины, квалифицированные кадры, молодежь, лица той или иной на­циональности и т.д.).

Иной характер носят этнические проблемы. Конфликты между различ­ными этническими группами, компактно представленными на одной тер­ритории, возникают, когда одна из них считает, что ее права в чем-то нарушаются (интересно, что считать так могут одновременно разные группы: одни недо­вольны, что на их «исконной» земле «пришельцы» играют слишком замет­ную роль в экономике, оттесняя «хозяев», и требуют, чтобы власти «навели порядок»; другие же сами подобные требования рассматривают как ущем­ление прав). Именно как межэтническая проявляется очень часто упомя­нутая проблема культурной несовместимости.

На первый взгляд эти проблемы не имеют никакого отношения к раз­мещению производства, инвестициям и вообще к экономике. На самом деле они чаще всего складываются на фоне одной из вышеупомянутых



Раздел XII. НЕКОММЕРЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ


проблем, которые обостряют межэтнические противоречия. В экономи­чески благополучных регионах и конфликты подобного рода имеют тен­денцию к сглаживанию. Следовательно, решая проблемы отсталости, депрессивности, гипертрофированное™, власти попутно вносят вклад и в решение этнических проблем.

Упомянем еще одну специфическую проблему — освоение слабозасе­ленных территорий с экстремальными природными условиями. Такие тер­ритории нередко бывают богаты ценными природными ресурсами, в освоении которых заинтересованы крупные корпорации, ноу последних может не оказаться средств, так как в этой ситуации требуются огромные первоначальные инвестиции в инфраструктуру. С другой стороны, в том же бывает заинтересовано и государство — по соображениям как макро­экономическим (освоение ресурсов означает рост национальной эконо­мики), так и военно-стратегическим.

Наконец известно множество вариантов сочетания и наложения упо­мянутых проблем. Так, экологическое неблагополучие может сочетаться не только с гипертрофированностью, но и с депрессивностью, и даже с неосвоенностью. На слабозаселенных территориях могут проявляться и депрессивность, и отсталость, и различные этнические проблемы. Пос­ледние имеют свою специфику в сочетании с разными проблемами эко­номического характера.

Для решения данных проблем, а точнее, для их сглаживания (посколь­ку полностью решить проблемы практически невозможно), и проводит­ся региональная политика.

Региональная политика связана с определенной системой социально-экономических отношений в стране: она предполагает, с одной стороны, широкое развитие рыночных отношений, самостоятельность собствен­ников средств производства, а с другой — активное участие государства в экономике.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.