КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экологический маркетинг на уровне предприятияПереструктуризация экономики региона — задача крупномасштабная и уже хотя бы поэтому сложная. Многие экологические проблемы региона более эффективно решаются там, где собственно и формируются загрязнение и другие виды ущерба природной среде — на уровне предприятия. Как известно, любая фирма стремится к получению максимальной прибыли. Величина прибыли (П) выражается простой и хорошо известной формулой где Д — доход (объем продаж, выручка); 3 — затраты (издержки). Если на предприятии создаются очистные сооружения или проводятся иные природоохранные мероприятия, то формулу можно трансформировать: где И — издержки, не имеющие отношения к природопользованию; М — затраты на природоохранные мероприятия. Очевидно, что упомянутые мероприятия ведут к сокращению прибыли и, следовательно, невыгодны предприятию. Значит, оно сделает все возможное, чтобы эти затраты не нести. Раздел XII. НЕКОММЕРЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ Предположим, однако, что в процессе природоохранной деятельности извлекаются из отходящих газов и сточных вод, выделяются из твердых отходов некоторые вещества, которые, в принципе, могут быть утилизированы. Можно представить себе три варианта такой утилизации: 1) отходы (например, металлолом) используются на предприятии в качества вторичного сырья для производства основной продукции; 2) отходы используются на предприятии для производства побочной продукции (то, что в СССР принято было называть товарами народного потребления); 3) отходы продаются другим предприятиям, которые заинтересованы в них как в сырье (в том числе торговым организациям, которые затем реализуют их населению, например магазинам типа «Умелые руки»). Во втором и третьем случаях налицо дополнительный доход — обозначим его соответственно как Т и О. В первом случае получение дополнительного дохода — обозначим его как В — тоже возможно, если за счет добавочного сырья расширить производство. Но есть и другой вариант, заменяющий данный или параллельный ему: благодаря использованию вторичного сырья сокращаются закупки первичного. Это дает предприятию экономию издержек — обозначим ее как С и введем в формулу как отрицательный член, вычитающийся из издержек. Одновременно сокращение закупок сырья (и, следовательно, его добычи) даст и чисто экологический эффект. Теперь наша формула примет вид: Такой подход дает основание задуматься и произвести расчеты: не окажется ли сумма В + Т + О + С больше, чем М? Иначе говоря, не оправдаются ли природоохранные затраты экономически? Далее допустим, что государство вводит систему платного природопользования и наказаний за экологический ущерб. Тогда предприятию придется считаться с дополнительными затратами, такими как: • плата за пользование природными ресурсами — водой, воздухом, землей, недрами (Р); • плата за нормативные (не превышающие предельных нормативов) выбросы и сбросы в природную среду (Н); • штрафы за сверхнормативные выбросы и сбросы в природную среду (Ш); • убытки от сокращения производства и соответственно продаж в случае принудительного закрытия предприятия за систематическое нанесение экологического ущерба (У). Глава 44. Региональный, экологический и геополитический маркетинг 465 Сюда же входят потери из-за текучести или дефицита рабочей силы, вызванные ожиданием закрытия предприятия; эти потери сложнее подсчитать, но все же обозначим их как Б1 (от слова «бегство»). Заметим, что есть еще две статьи потерь экологического характера, связанных с рабочей силой, но не зависящих от административных мер: это текучесть, вызванная нездоровыми условиями труда — Б2 (тоже с трудом поддается точному расчету), и потери за счет временной нетрудоспособности работников по той же причине (Нт). Наконец еще один элемент экономического эффекта, связанный с природоохранными мероприятиями — это выигрыш за счет применения новых технологий, возможно, более прогрессивных не только экологически, но и экономически (Э). Таким образом, если учесть все сказанное, затраты (М) могут оказаться экономически оправданными, если они не превышают сумму В чем же здесь маркетинговая функция государственных органов (особенно региональных)? Во-первых, в том, чтобы установить соответствующие нормативы, следить за их соблюдением и использовать систему наказаний. Во-вторых, в пропаганде среди предпринимателей экологичных технологий и разъяснении их экономической эффективности; последнее потребует предварительной серьезной работы по изучению передового опыта, а затем организации выставок, издании книг и брошюр, публикаций в СМИ и т.п.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |