Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологический маркетинг на уровне предприятия




Переструктуризация экономики региона — задача крупномасштабная и уже хотя бы поэтому сложная. Многие экологические проблемы регио­на более эффективно решаются там, где собственно и формируются заг­рязнение и другие виды ущерба природной среде — на уровне предприятия.

Как известно, любая фирма стремится к получению максимальной прибыли. Величина прибыли (П) выражается простой и хорошо извест­ной формулой

где Д — доход (объем продаж, выручка); 3 — затраты (издержки).

Если на предприятии создаются очистные сооружения или проводят­ся иные природоохранные мероприятия, то формулу можно трансфор­мировать:

где И — издержки, не имеющие отношения к природопользованию; М — затраты на природоохранные мероприятия.

Очевидно, что упомянутые мероприятия ведут к сокращению прибы­ли и, следовательно, невыгодны предприятию. Значит, оно сделает все возможное, чтобы эти затраты не нести.



Раздел XII. НЕКОММЕРЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ


Предположим, однако, что в процессе природоохранной деятельнос­ти извлекаются из отходящих газов и сточных вод, выделяются из твер­дых отходов некоторые вещества, которые, в принципе, могут быть утилизированы. Можно представить себе три варианта такой утилизации:

1) отходы (например, металлолом) используются на предприятии в качества вторичного сырья для производства основной продукции;

2) отходы используются на предприятии для производства побочной продукции (то, что в СССР принято было называть товарами народного потребления);

3) отходы продаются другим предприятиям, которые заинтересованы в них как в сырье (в том числе торговым организациям, которые затем реализуют их населению, например магазинам типа «Умелые руки»).

Во втором и третьем случаях налицо дополнительный доход — обо­значим его соответственно как Т и О. В первом случае получение допол­нительного дохода — обозначим его как В — тоже возможно, если за счет добавочного сырья расширить производство. Но есть и другой вариант, заменяющий данный или параллельный ему: благодаря использованию вторичного сырья сокращаются закупки первичного. Это дает предприя­тию экономию издержек — обозначим ее как С и введем в формулу как отрицательный член, вычитающийся из издержек. Одновременно сокра­щение закупок сырья (и, следовательно, его добычи) даст и чисто эколо­гический эффект.

Теперь наша формула примет вид:

Такой подход дает основание задуматься и произвести расчеты: не ока­жется ли сумма В + Т + О + С больше, чем М? Иначе говоря, не оправда­ются ли природоохранные затраты экономически?

Далее допустим, что государство вводит систему платного природо­пользования и наказаний за экологический ущерб.

Тогда предприятию придется считаться с дополнительными затрата­ми, такими как:

• плата за пользование природными ресурсами — водой, воздухом, землей, недрами (Р);

• плата за нормативные (не превышающие предельных нормативов) выбросы и сбросы в природную среду (Н);

• штрафы за сверхнормативные выбросы и сбросы в природную среду (Ш);

• убытки от сокращения производства и соответственно продаж в случае принудительного закрытия предприятия за систематичес­кое нанесение экологического ущерба (У).


Глава 44. Региональный, экологический и геополитический маркетинг 465

Сюда же входят потери из-за текучести или дефицита рабочей силы, вызванные ожиданием закрытия предприятия; эти потери сложнее под­считать, но все же обозначим их как Б1 (от слова «бегство»).

Заметим, что есть еще две статьи потерь экологического характера, связанных с рабочей силой, но не зависящих от административных мер: это текучесть, вызванная нездоровыми условиями труда — Б2 (тоже с тру­дом поддается точному расчету), и потери за счет временной нетрудоспо­собности работников по той же причине (Нт).

Наконец еще один элемент экономического эффекта, связанный с природоохранными мероприятиями — это выигрыш за счет применения новых технологий, возможно, более прогрессивных не только экологи­чески, но и экономически (Э).

Таким образом, если учесть все сказанное, затраты (М) могут оказать­ся экономически оправданными, если они не превышают сумму

В чем же здесь маркетинговая функция государственных органов (осо­бенно региональных)? Во-первых, в том, чтобы установить соответству­ющие нормативы, следить за их соблюдением и использовать систему наказаний. Во-вторых, в пропаганде среди предпринимателей экологич­ных технологий и разъяснении их экономической эффективности; пос­леднее потребует предварительной серьезной работы по изучению передового опыта, а затем организации выставок, издании книг и бро­шюр, публикаций в СМИ и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.