Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Следственного эксперимента (проверки показаний




Психологические особенности проведения

на месте)

Психологические особенности следственного эксперимента (в от­личие от предъявления для опознания, осмотра места происшествия) обусловлены, в первую очередь, характером опытных действий, с помо­щью которых следователь (в необходимых случаях с участием специа­листов) исследует динамические процессы, происходящие с человеком в окружающей его обстановке, его двигательную сферу, различные классы движений (действий), приобретенные навыки, как регулируе­мые сознанием, так и навыки, контроль за которыми совершается бес­сознательно либо почти неосознанно (рефлекторные, условно-рефлек­торные действия). Примером этого, в частности, могут служить так на­зываемые привычные автоматизмы, тот динамический стереотип в дей­ствиях, который сформирован у каждого.

В следственном эксперименте наряду с перцептивными, мнемичес-кими процессами большое значение имеют психомоторика человека, его двигательные реакции и способности. Для наиболее полного и все­стороннего их исследования от лиц, проводящих эксперимент, требуют­ся умение реконструировать обстановку, в которой имели место прове­ряемые факторы, моделировать те или иные действия, высокая познава­тельная активность, гибкое творческое мышление.

Другим слагаемым результативности эксперимента является жела­ние участников уголовного процесса совершить те или иные проверяе­мые действия, показать динамику происходившего. Поэтому лица, гото­вящие следственный эксперимент, в случае, когда непременным усло­вием его проведения является участие свидетелей, потерпевших и осо­бенно подозреваемого (обвиняемого), должны сформировать у них соот­ветствующую мотивацию на выполнение различных действий, разуме­ется, не связанных с опасностью для самих участников и окружающих их лиц и не противоречащих морально-этическим нормам.

Наиболее благоприятным моментом для проведения следственного экс­перимента с этой точки зрения чаще всего бывает период, когда свидетели, обвиняемые и т.д. дают правдивые показания, будучи в той или иной мере заинтересованными в том, чтобы помочь следователю как можно точнее ра­зобраться в обстоятельствах, подлежащих доказыванию.

Законодатель в достаточно общей форме указывает, что следст­венный эксперимент проводится по усмотрению следователя «в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для дела... путем воспроизведения действий, обстановки или иных обстоятельств определенного события и совершения необходимых опытных действий» (ст. 183 УПК РСФСР). В криминалистике разработана тактика следст­венного эксперимента, определены его виды по целям, которые могут

 

быть достигнуты в ходе его проведения. В частности, различаются сле­дующие виды следственного эксперимента.

Следственный эксперимент для проверки возможности воспри­ятия и сохранения в памяти субъектом каких-либо фактов. С по­мощью проведения различных опытных действий проверяются перцеп­тивные способности различных участников уголовного процесса, когда их показания о том, что они восприняли какие-то важные для дела об­стоятельства, вызывают сомнение.

Во время следственного эксперимента в тех же самых (а при невоз­можности — в максимально приближенных) условиях повторяются аналогичные совершенным ранее действия, например воспроизводятся различные звуковые сигналы, создаются соответствующие условия ос­вещения и т.д., благодаря чему проверяется чувствительность тех или иных анализаторов, определяется порог их чувствительности, перцеп­тивные способности человека в зависимости от его индивидуально-пси­хологических особенностей, возраста, профессии и т.д.

Поскольку с процессами восприятия тесно связаны возможности че­ловека сохранять в памяти различные образы, разный объем информа­ции, могут быть исследованы его индивидуальные мнемические способ­ности, например способность сохранять в памяти длительное время зна­чительно больший по сравнению с другими объем информации, эйдети­ческие (наглядные) образы, содержащие массу подробностей, деталей, которые многими вообще не воспринимаются и не запоминаются.

Следственный эксперимент на исследование возможности со­вершения субъектом определенных действий, наличия у него тех или иных двигательных навыков, способностей. Подобный экспери­мент проводится, когда необходимо выявить (подтвердить) у субъекта определенные навыки, способности совершать проверяемые действия, операции. Совершение в этих случаях опытных действий, о которых го­ворится в законе, послужит подтверждением того, что они были (могли быть) совершены данным лицом.

Если действия носили импульсивный характер и на их динамику в значительной мере оказывали влияние сильные эмоции, в частности аф­фект, такие действия полностью не воспроизводимы, так как во время эксперимента невозможно (и фактически, и по этическим соображени­ям) создать тот эмоционально напряженный фон, который сопутствовал им и во многом определял их динамику, как это, например, бывает при совершении преступных действий насильственного характера. В подоб­ных случаях субъекту предлагается только продемонстрировать после­довательность своих действий, связанных с перемещениями на месте происшествия, с выполнением отдельных движений, показывающих на-• правление ударов потерпевшему и т.д.

При расследовании хищений, различных нарушений правил эксплу­атации техники и некоторых других преступлений нередко возникает необходимость проверить определенные навыки, умения, степень обу-ченности субъекта каким-то специальным приемам. Несмотря на то что все эти опытные действия носят дублирующий характер, они не всегда




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.