Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Г. ГАДАМЕР. Перевод выполнен по изданию: Gadamer H




Там же, 96—98 (пер. наш. — В. Б.). 6 Геродот II 53.

Там же.

КОММЕНТАРИЙ

ПРОМЕТЕЙ И ТРАГЕДИЯ КУЛЬТУРЫ*

Перевод выполнен по изданию: Gadamer H. G. Kleine Schriften. 2. Aufl. Bd. 2. Tübingen.

Сверен В. С. Малаховым.

I Перечисление толкований мифа о Прометее и библиографию на эту тему см.: Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976, с. 226—306, 362—364.

См.: Ницше. Рождение трагедии из духа музыки, §9: «Миф о Прометее — изначальная собственность всей общности арийских народов и свидетельство их таланта к глубокомысленно-трагическому; не лишено даже вероятности, пожалуй, что этому мифу для арийской стихии принадлежит такое же характерное значение, как мифу о грехопадении — для семитической, и что между этими двумя мифами существует родственная близость, как между братом и сестрой».

4 Гесиод. Труды и дни 53—54.

В этой басне Бабрия исследователи тоже видят неувязки: если Зевс хотел одарить людей, то почему дары из открытого сосуда бесследно упорхнули? См.: Гаспаров М. Л. Античная литературная басня. М., 1971, с. 96.

Прометей — «Предусмотрительный». Имя «Эпиметей» можно понять как «Человек заднего ума».

9 Феогнид Мегарский, I кн. элегий, ст. 1135—1136: «Людям надежда одна, божественный дар, осталась, /Прочие ж на Олимп, выскользнув, унеслись».

10 «Совершил грех», «ошибся» (греч.).

II «Науки», «умения», «искусства» (греч.).

12 Протагор рассказывает миф о Прометее с целью показать, что добродетели можно научиться (Платон, Протагор 320 с — 322 Ь).

3 Гете. Прометей, конец: «Здесь сижу я, леплю людей /По образу моему, /Род, который мне был бы равен, — /Чтобы страдать и лить слезы, — Радоваться и наслаждаться /И тобою [Зевсом] пренебрегать, /Как я!»

ЭСТЕТИКА И ГЕРМЕНЕВТИКА*

Впервые: Algemeen Nederlands Tidschrift f. Wijsbegeerte. 56. Jg. 1964. Перевод выполнен по изданию: Gadamer H. G. Kleine Schriften. 2. Aufl. Bd. 2. Tübingen, 1979.

Сверен В. С. Малаховым.

'См. Гегель Г. B. Φ. Эстетика. T. 1. M., 1968.

Иоганн Густав Дройзен (1808—1884), немецкий историк, автор «Истории эллинизма».

См.: Gadamer H. G. Wahrheit und Methode, S. 90—91: Гадамер присоединяется к кьеркегоровской критике той линии эстетической мысли, которая связывает создание и восприятие художественных произведений

* Комментарий В. В. Бибихина.

с переживанием. Культ переживаний разрушает личность художника и зрителя как ответственное целое; поскольку переживать произведение искусства можно по-разному, то и сущностное единство последнего тоже распадается. Задача экзистенции — собрать саму себя из разрознивающих эстетических впечатлений. Кьеркегор, однако, надеется, приложив этическое усилие, овладеть эстетическим феноменом как бы снаружи, извне. Гадамер считает такое невозможным: искусство не редуцируется к не-ис-кусству, не компенсируется ничем вне художественной сферы. Герменевтика должна поэтому найти способ интегрировать в наше связное бытие эстетический опыт, каков он есть.

4 «Замысел автора» (латин.).

5 См: Gadamer Я. G. Wahrheit und Methode, S. 450:«Бытие, доступное пониманию, есть язык... Поэтому мы говорим не только о языке искусства, но и о языке природы, да и вообще о языке, на котором изъясняются вещи».

7 Гете. Фауст, конец.

Эта мысль обычно ассоциируется с древнеиндийской формулой tad tvam asi: «это ты», то есть то, на что устремлен твой дух, неким таинственным образом тождественно твоему существу, до времени скрытому от самого тебя. Таков же, однако, и возможный смысл обеих надписей на храме Аполлона в Дельфах: gnöthi sayton — «узнай [во всем] самого себя» и однобуквенная надпись E (читалась как ei) — «[это ты] еси».

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРЕКРАСНОГО*

8 основе текста лежат лекции, читанные Гадамером в июле—августе 1974 года в Зальцбурге перед студенческой аудиторией и опубликованные под названием «Искусство как игра, символ и праздник» в сборнике «Kunst heute» (Hrsg. A.Paus. Graz, 1975, S. 25—84).

Перевод сделан по изданию: Gadamer Я. G. Aktualität des Schonen. Stuttgart, «Reklam», 1977.

Примечательно то, как в современном словаре по искусству XX века начинается глава, например, о дадаизме: «Дадаизм существовал и шокировал зрителя с 1916 по 1922 год». См.: Richter H. Geschichte der Malerei im 20. Jahrhundert. Dumont, 1981, S. 117 (*).

См. об этом подробнее: Oelmüller W. Hegels Satz vom Ende des Kunst. — In: Philosophisches Jahrbuch, 1975, S. 75—94, а также материалы дискуссии: Kolloquium Kunst und Philosophie. I: Ästhetische Erfahrung. Pad^born, 1981, S. 159—200 (*).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.