Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Я – концепция




1. Самосознание личности и механизмы психологической защиты.

2. Структура Я – концепции. Разработка Я – концепции В. Джеймсом,
Ч. Кули, Дж. Мидом, феноменологический подход К. Роджерса, эпигенетическая теория Э. Эриксона.

3. Развитие Я – концепции в онтогенезе.

 

Список литературы

1. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 450 с.

2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии, 1978 №4. С.23-36.

3. Выготский Л.С. Овладение собственным поведением. Воспитаниевысших форм поведения // Собрание сочинений в 6 томах.-М.:Педагогика, 1982,- т.З.- С.273-302.

4. Каган М.С., Эткинд А.М. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность.//Вопросы психологии,1989, №4, С. 12-16.

5. Столин, В.В. Психология самосознания / В.В. Столин. – М.: «Прогресс», 1996. – 430 с.

1. Самосознание личности и механизмы психологической защиты.

Невозможно говорить о самосознании личности не усвоив структурных элементов сознания, среди которых В.П. Зинченко выделяет два:

- бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:

1) биодинамические свойства движений, опыт действий;

2) чувственные образы; рефлексивное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:

1) значение;

2) смысл.

Значение—содержание общественного сознания, усваи­ваемое человеком, — это могут быть операционные, предметные, вербальные, житейские и научные значения — понятия.

Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации.

Самосознание личности является венцом сознания, его отражательной; порождающей (креативной) и регулятивно-оценочной или рефлексивной функциями. Последняя функция указывает на сущность бытия личности в мире, в силу чего причинно обуславливает компоненты её самосознания. В качестве объекта рефлексии может выступать: 1) отражение мира, мышление о нем (когнитивный компонент), 2) способы регуляции человеком своего поведения (поведенческий компонент), 3) сами процессы рефлексии и свое личностное переживание (аффективный компонент). Автор концепции самосознания личности В.В. Столин определяет бытийный слой в качестве источника и начала рефлексии, поскольку значения и смыслы рождаются именно в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слово, Логос не существуют только как язык, в нем объективировались формы мышления, переживания и поведения. Отсюда слово как «микрокосм сознания» (Л.С. Выготский) овладевает нами, объективирует наше поведение через использование языка в живой, действенной речи. Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой путь в жизни, переживать её сущность и действенным образом к себе относиться, собственно, по Евангельски возлюбить себя самого. Главные функции самосознания — сделать для человека доступными мотивы и результаты собственных поступков, дать возможность понять, каков он есть на самом деле, а также оценить их значение соответственно личностно-генетическому (креативному) смыслу. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, самооразвитием, становлением, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

От напряжения, испытываемого под воздействием различных сил, Эго, с точки зрения психоанализа,оберегает себя с помощью таких защитных механизмов, как вытеснение, отрицание, рационализация, реактивные образования, проекция, изоляция, регрессия и сублимация. Вытеснение — удаление из сознания чувств, мыслей и на­мерений к действию, потенциально вызывающих напряжен­ность. Однако, вытесненные в бессознательное, эти «ком­плексы» продолжают влиять на душевную жизнь и поведе­ние человека и постоянно ищут выхода «наружу». Поэтому для удерживания их в бессознательном требуется постоян­ный расход энергии. Отрицание — попытка не принимать за реальность собы­тия, нежелательные для Эго. Примечательна способность в таких случаях «пропускать» в своих воспоминаниях непри­ятные пережитые события, заменяя их вымыслом. В качест­ве характерного примера Фрейд приводит воспоминания Чарльза Дарвина: «В течение многих лет я следовал золото­му правилу, а именно, когда я сталкивался с опубликован­ным фактом, наблюдением или идеей, которые противоре­чили моим основным результатам, я незамедлительно запи­сывал это; я обнаружил по опыту, что такие факты и идеи го­раздо легче ускользают из памяти, чем благоприятные». Рационализация — нахождение приемлемых причин и объ­яснений для неприемлемых мыслей и действий. Естествен но, что эти «оправдательные» объяснения мыслей и по­ступков более этичны и благородны, нежели их истинные мотивы. Реактивные образования — поведение или чувства, проти­вопоставляемые желанию; это явная или неосознанная ин­версия желания. Проекция — подсознательное приписывание собственных качеств, чувств и желаний другому человеку. Изоляция — отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживаний. Замена ситуации происходит как бы неосознанно, по крайней мере не связы­вается с собственными переживаниями. Все происходит как будто с кем-то другим. Изоляция ситуации от собственного Эго особенно ярко проявляется у детей. Взяв куклу или иг­рушечную зверюшку, ребенок, играя, может «дать» ей де­лать и говорить все, что ему самому запрещается: быть без­рассудной, саркастичной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т.п. Регрессия — соскальзывание на более примитивный уро­вень поведения или мышления. Даже здоровые люди, чтобы как-то защититься от постоянного эмоционального прес­синга, «выпустить пар», время от времени прибегают к раз­личным формам регрессии. Они курят, напиваются, ковыря­ют в носу, лепечут по-детски, читают бульварные романы, портят вещи, верят мистификаторам, рискованно водят ав­томобиль и делают еще массу «глупостей». Сублимация — это наиболее распространенный защитный механизм, посредством которого либидо и агрессивная энергия трансформируются в различные виды деятельности, приемлемые для индивида и общества. Разновидностью суб­лимации может быть спорт, интеллектуальный труд, творче­ство. Сублимированная энергия, по мнению Фрейда, созда­ет цивилизацию.

Таким образом, «механизмы защиты — это способы, с помощью которых Эго защищает себя от внутренних и внеш­них напряжений». Эти механизмы, по мнению Фрейда, играют значительную роль в патогенезе неврозов. Невротичес­кий синдром есть следствие неудавшегося защитного про­цесса. Психоневроз — проявление защиты сознательной ча­сти душевной жизни от неприемлемых переживаний и стремлений. С механизмами вытеснения, в частности, Фрейд связывает некоторые симптомы истерии, импотен цию, фригидность, психосоматические заболевания (бронхиальная астма, язва желудка). Таким образом, расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты.

2. Структура Я – концепции. Разработка Я-концепции В. Джемсом,
Ч. Кули, Дж. Мидом, в феноменологическом подходе К. Роджерса, эпигенетической теории Э. Эриксона
.

Я-концепция (англ. self-concept) — развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятиевнешних факторов. Понятие Я-концепции родилось в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и концепция идентичности (Э. Эриксон). Однако первые теоретические разработки в области Я-к. бесспорно принадлежат У. Джемсу, разделившему глобальное, личностное Я (Self) на взаимодействующие Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me). Одна из первых теорий, описывающих «Я-концепцию», была теория У. Джеймса, где выделено две стороны «Я» (Self) — субъектная и объектная. Одна сторона личности — есть «сознающая Я» (I), а вторая — это та часть, которая осознается — «Я как объект» (Me). В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей — к высшей, от физической — к духовной (табл. 1.1).

Таблица 1.1. Представление о «Я-концепции» У. Джеймса

Составляющая Описание
«Духовное Я» Внутреннее и субъективное бытие человека. Набор его религиозных, политических, философских и нравственных установок
«Материальное Я» То, что человек отождествляет с собой (его дом, частная собственность, семья, друзья и пр.)
«Социальное Я» Признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль
«Физическое Я» Тело человека, его первичные биологические потребности

Окончательное формирование представлений о «Я-концепции» произошло в 1950-е годы в русле гуманистической психологии. В духе феноменологии К. Роджерса «Я-концепция» представляет собой внутренняю сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение. Отсюда «Я-концепция» обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека. Также «Я-концепция» обладает индивидуальностью и уникальностью. Восприятие человеком окружающего мира преломляется его сознанием, центром которого является «Я-концепция». «Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания. «Я-концепция» возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания. Социальная среда (в отличие от генетических факторов) играет определяющее влияние на формирование «Я-концепции», однако затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой (рис. 1.1).

 

Рис. 1.1. Взаимовлияние «Я-концепции» и среды обитания человека

Структура «Я-концепции»

«Я-концепция» возникает в процессе развития человека как итог трех процессов: самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений и пр.), самонаблюдения (своей внешности, своего поведения)

и самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними) (рис. 1.2).

 

Рис. 1.2. Структура «Я-концепции»

В рамках каждой из указанных составляющих мы можем выделить три компонента (рис. 1.3).

 

Рис. 1.3. Компоненты «Я-концепции»

Я-концепция личности играет важную роль в её жизни и проявляется в следующих функциях.

 

1. Обеспечение внутренней согласованности личности. Любые воздействия среды сопоставляются с «Я-концепцией» личности, и если они не соответствуют ей, то искажаются или вытесняются при помощи механизмов психологической защиты, которые охраняют целостность и постоянство «Я-концепции».

2. Определение характера интерпретации жизненного опыта. «Я-концепция» действует как внутренний фильтр, пропускающий через себя информацию или задерживающий ее, если она противоречит «Я-концепции».

3. Источник установок и ожиданий личности. «Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка). Каждая из этих установок может реализовываться в трех аспектах: физическом, эмоциональном, социальном (рис. 1.4). Например, в физическом аспекте женщину может не устраивать ее внешность («Реальное Я»). Поэтому она будет стремиться изменить ее с помощью косметических средств, приближаясь к своему идеалу красоты («Идеальное Я»), в то время как ее вполне устраивает ее социальное положение («Реальное Я»). При этом она может думать, что окружающие считают ее излишне холодной и мало эмоциональной («Зеркальное Я»).

 

Рис. 1.4 Я-концепция как совокупность установок.

Таким образом, реальная структура «Я-концепции» личности определяется следующими факторами: ясностью индивидуального самосознания и наличием адекватных символов для его выражения; чувством личной адекватности индивида; отсутствием у индивида ощущения угрозы в ситуации самоописания.

3.Развитие Я – концепции в онтогенезе.

Согласно Р. Бернсу, Я-концепция — это совокуп­ность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Ее описательную составляющую называют Я-образом. Составляющую Я-концепции, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам, на­зывают самооценкой или принятием себя. По мнению того же ученого, «положительная Я-концепция определяется тремя факторами: твердой убеж­денностью в импонировании другим людям, уверенно­стью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости» (Берне, 1986). Эти три составные характеристики Я-концепции приобрета­ются или усваиваются в процессе межличностного взаи­модействия в определенной социокультурной среде. Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются контакты со значимыми другими, определяющими представления о самом себе. Я-концепция состоит из реального Я (представление о себе в настоящем), идеального Я (желаемое соответст­вие нормам и образцам), рефлексивного Я (что думают обо мне другие), конструктивного Я (кем и каким наме­рен стать) и т. д. Особенно важным для профессионального самоопределения личности является конструктивное Я, которое обращено в будущее, обладает действенностью и вбирает в себя из идеального Я то, что может быть реально дос­тижимым.

Я-концепция включает в себя когнитивный компонент (познание себя), эмоциональный (самоуважение, самочувствие), оценочно-волевой (стремление сохранить самоуважение, самооценку, уровень притязаний). С самосознанием личности тесно связана самооценка. Это оценка личностью своих качеств и возможностей, определяющая ее поведение в межличностном взаимодействии. Благодаря самооценке человек пытается оценить свои качества, возможности и свойства. Это становится возможным при непрерывном сравнивании себя с другими людьми, с которыми человек находится в непосредственном контакте. Движущими мотивами самооценки являются мотив самосовершенствования, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты.

На адекватность самооценки оказывают влияние индивидуально-типологические особенности личности, ее темперамент. Так, холерики и сангвиники могут пере­оценивать свои возможности, меланхолики — недооце­нивать. У флегматиков самооценки более адекватны, чем у представителей других типов темпераментов. В самооценке сказывается и пол индивида. Юноши чаще переоценивают свои качества, чем девушки, чьи самооценки более адекватны. На само­оценку влияет значимость и степень выраженности оце­ниваемого качества индивида. Если оно осознается как значимое и достаточно представленное, самооценка при­ближается к адекватной. Осознание индивидом недоста­точной представленности значимого для него качества может привести к его переоценке. Так, слабоуспевающий ученик склонен переоценивать свои возможности в овла­дении знаниями. В этом проявляется защитная функция самооценки.

Несмотря на то, что личность стремится сохранить приемлемую для себя самооценку, последняя не всегда отличается постоянством. Она может понижаться при встрече с трудностями, переживании неуспеха в деятель­ности. Переживание успеха от выполненной работы сопровождается повышением самооценки индивида и уровня его притязаний (задач, которые он ставит перед собой). Это нашло отражение в известной формуле Джеймса:

успех
самооценка
=---------------------------------------------.

уровень притязаний

Формирование адекватной или слегка завышенной самооценки (что не рассматривается как отрицательный момент) происходит на основе достижений в учебе, объективной оценки результатов деятельности, а также информации, которую индивид получает о себе в резуль­тате тестирования.

Основоположником концепции символического интеракционизма является Ч. X. Кули. В начале ХХ века он сформулировал феноменологическую точку зрения: наше отношение к людям определяется не тем, чем они являются на самом деле, а тем, чем они являются в нашем представлении о них. Идеи Ч. X. Кули о специфике социального познания получили названия в работах Дж. Г. Мида. Центральное понятие концепции Дж. Г. Мида - межиндивидуальное взаимодействие. Согласно представлениям Дж. Мида совокупность процессов взаимодействия порождает общество. Для того, чтобы понять социальную жизнь, надо понять смысл социальных взаимодействий в их символическом значении, что и является основной задачей данного направления социологии. Люди не реагируют на воздействия извне автоматически. Они разгадывают значение символов: жестов, поступков и т.д., прежде чем ответить на них. Взаимодействие между людьми возможно благодаря сходному пониманию символов. Разгадывать намерения других люди могут потому, что в детстве их учат придавать значение предметам, действиям, событиям, т.е. символам. Собственный прошлый опыт, знание жестов и способность поставить себя на место другого, принять роль другого помогают людям понять намерения других. «Принятие роли другого», а в случае сложного взаимодействия «обобщенного другого» - основа взаимодействия.

Социальное взаимодействие рассматривается по двум направлениям:

1) анализ процесса взаимодействия на микроуровне;

2)изучение стабильных символических структур, т.е. социодраматический подход: актер, сцена и т. д.

Это направление внесло существенный вклад в изучение процессов взаимодействия на микроуровне.

В психолого-педагогической теории Р. Бернса (1986) развитие «Я»-концепции связывается с существованием, по крайней мере, трех основных модальностей самоустоновок как совокупности направленных на себя аттитюдов: 1) когнитивный компонент — «образ Я» (англ. self-image), к которому относится содержание представлений о себе; 2) эмоционально-ценностный (аффективный) компонент, который есть переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п.; к этому компоненту, др. словами, относят систему самооценок (англ. self-esteem); 3) поведенческий компонент, который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в т. ч. в речи, в высказываниях о себе). Хотя Я-концепция и целостное образование, все компоненты которого обладают относительно самостоятельной логикой развития, она имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты и описывается с т. зр. содержания представлений о себе, сложности и дифференцированности этих представлений, их субъективной значимости для личности, а также внутренней цельности и последовательности, согласованности, преемственности и устойчивости во времени. В литературе нет единой схемы описания генетических этапов развития Я-концепции. У Р. Бернс она представляется в виде иерархической структуры с вершиной – глобальной Я-концепцией, конкретизирующейся в совокупности установок личности на себя. Эти установки имеют различные модальности: 1) реальное Я (каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле); 2) идеальное Я (каким я хотел бы и/или должен стать); 3) зеркальное Я (каким меня видят др.). Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов — физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я. Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценочных чувств, служит важным источником развития личности, однако существенные противоречия между ними могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний (например, комплекс неполноценности).

В зависимости от того, на каком уровне – организмическом, социальном или личностном – проявляется активность человека, в Я-концепции выделяют: 1) физический Я-образ (схема тела), вызывающийся потребностью в физическом благополучии организма; 2) социальную идентичность: половую, возрастную, этническую, гражданскую, социально-ролевую, связанную с потребностью человека в принадлежности к общности; 3) на уровне личности — дифференцирующий образ Я, характеризующий знание о себе в сравнении с др. людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации. Последние 2 уровня описываются В. В. Столиным как две составляющие Я-концепции: 1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с др. людьми и 2) «дифференцирующая», способствующая его выделению по сравнению с др. и создающая основу для чувства собственной уникальности. В онтогенезе Я-концепции выделяются также динамическое «Я» (как я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), «презентируемое Я» («я-маска», каким я себя показываю другим), «фантастическое Я», триада хронологических Я: Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее и т. п.. Важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Сама Я-концепция формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего детско-родительских отношений, однако достаточно рано она приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего, оценку их достижения — и тем самым на собственное становление, развитие личности, деятельность и поведение. Соотношение понятий Я-к. и самосознания точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я-концепцию как результат, итоговый продукт процессов самосознания. (А. М. Прихожан).

Таким образом, развитие «Я-концепции» как динамической системы представлений о самом себе происходит по мере осознания человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), наличии самооценки, а также субъективного восприятия влияющих на собственную личность внешних факторов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 4324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.