Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Медиаторы и модераторы кросс-культурных различий




Интеракционистская теория с точки зрения кросс-культурного подхода

Преимущество традиционного теоретического подхода к объяснению кросс-куль­турных различий состоит в том, что данная теория предлагает комплекс медиато­ров и модераторов, оказывающих влияние на социальное поведение, которые мож­но выразить через уже выявленные культурные переменные. На ранней стадии такой подход представляет собой попытку осмысления вопроса, поскольку специ­алист по социальной психологии просто размышляет о том, насколько адекватно каждый из культурных факторов выражается через процессы, постулированные теорией. Затем такие теоретические размышления должны пройти проверку в ходе кросс-культурной интерпретации. Так, например, вероятность личного возмездия за неправомерные действия со стороны другого человека, судя по всему, связана с представлениями о том, как должны действовать члены общества или обществен­ные институты для восстановления справедливости. Эти представления рассмат­риваются и оцениваются как с точки зрения принадлежности к определенной груп­пе, так и с точки зрения характера карательных мер.

Таким образом, теоретики обращают наше внимание на оперативные психоло­гические переменные, которые поддаются кросс-культурному тестированию и оценке. А значит, теперь мы можем узнать, как наши теоретики применяют этот подход в условиях разных культур, пытаясь понять, каким образом культурные переменные влияют на психологические процессы.

Если хочешь сокрушить армию противника, или напасть на его город,

Или убить его людей, всегда нужно сначала

Узнать имена тех, кто состоит у него на службе, его помощников,

Часовых и начальника охраны.

Все это должны узнать твои шпионы.

Сунь Цзы. Искусство войны, глава 13, стих 20

Как мы пытались показать, медиаторы и модераторы играют ключевую роль, помогая осмыслить в психологическом аспекте ту роль, которую играет культура, определяя поведение человека. Однако выявление и увязывание предполагаемого медиатора или модератора с определенным социальным поведением — задача нелегкая. Д. Коэн рассказал (личная беседа, 1999), что в связи с темой агрессии

он и его коллеги провели оценку большого количества предполагаемых медиато­ров суррогатов убийства в ходе исследования феномена южной культуры насилия. Они опробовали разные критерии, например установку, что оскорбление наносит ущерб мужской репутации оскорбленного. К сожалению, ни один из показателей не обнаружил корреляции с результирующими показателями поведения. Поэто­му мы не знаем, какой психологический процесс опосредует агрессивное поведе­ние, изучением которого занимались исследователи,

Рассматривая различия между Севером и Югом, Коэн (Cohen, 1997) замечает, что

с точки зрения важности, самые слабые различия между Севером и Югом были об­наружены в изложении позиций... Людям было намного легче реализовать установ­ки, связанные с культурой чести, чем сформулировать их (р. 126).

Эти данные говорят о том, что выявление медиаторов может быть достаточно сложным делом. Как полагает Коэн, культурные различия в поведений, возможно, носят наиболее выраженный характер там, где они проявляются на уровне полно­го автоматизма:

Но поскольку они либо очень прочно усвоены (либо просто никогда не преподноси­лись в процессе обучения в явной форме), они могут проявляться, минуя сознание. Наши вербально оформленные рассказы и суждения явным образом связаны с со­знательным уровнем обработки информации, поэтому они могут быть абсолютно не связанными с культурными нормами, усвоенными на предсознателыюм уровне (р. 126).

Из сказанного можно сделать вывод, что многие культурные различия в пове­дении могут не проявляться через параметры сознательных процессов, которые непосредственно связаны с поведением. Возможно, нам придется забросить сети поглубже, чтобы выловить конструкт, не столь очевидным образом связанный с поведением. В связи с этим могут быть полезны системы всесторонней оценки параметров личности, подобные новому «НЭО личностному опроснику», посколь­ку они включают вопросы, касающиеся ценностных ориентации, установок, само­отчетов в связи с конкретными типами поведения, чертами характера и т. п. Если рассуждение Коэна разумно, возможно, нам придется искать медиаторы иного типа, например совокупности привычек (см. Cattell, 1965), или обратиться к по­черку (см., например, работу о почерках Wierzbica, 1994).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.