Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вклад отечественных педагогов в науку о воспитании




Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) развил ориги­нальное педагогическое учение, построенное на глубоком анализе психологии ребенка, человека вообще.

Осветить все громадное наследие великого русского педагога (11 томов издано в 1948-1950 гг.) невозможно. Попытаемся рас­смотреть его идеи в соответствии с принятой нами схемой: педа­гогика - это наука о целях, средствах и методах воспитания. Что же нового внес в учение о целях, средствах и методах воспитания К.Д.Ушинский?

С античной древности и до нашего времени идет непрекра­щающаяся дискуссия о цели воспитания. Древние греки при ре­шении этого вопроса ориентировались на идею калокагатии -гармонии физического и духовного развития человека. В эпоху Возрождения эта идея нашла свое развитие в теории гармонич­ного развития личности, с конца XIX по XX в. распространен­ной стала идея всестороннего и гармоничного развития лично­сти.

Во всех случаях постановка цели исходила не от личности, а извне. Ребенка нужно воспитывать так потому, что он должен со­ответствовать определенным внешним по отношению к нему тре-

бованиям: нравственным, юридическим, эстетическим, технико-экономического развития общества и др.

Ушинский показал, что нельзя ставить одну общую цель для воспитания всех детей (людей). Люди не могут быть одинаково все-сторонни, умны и умелы. Неодинаково их общественное положе­ние, и это определяет различия в постановке воспитательных целей. Общим для всех людей является стремление к счастью. Счастье же каждого человека, как считает Ушинский, - в свободной любимой деятельности. Великие ученые, художники и простые земледельцы наполняют пустоту своей жизни вольным, излюбленным трудом. Счастье человека - не нечто, ожидающее его в отдаленном буду­щем, не наслаждение результатами труда. Счастье в самом тру­де, и целью воспитания должны быть отыскание для каждого соответствующего ему труда и подготовка его к труду, в кото­ром он и найдет свое счастье. Это может быть деятельность зем­ледельца или ремесленника, кабинетного ученого или художни­ка, но обязательно свободная и любимая. Подготовка человека к такой деятельности, беспрестанно расширяющейся и жизненной, индивидуальной для каждого человека, - в этом цель воспитания по Ушинскому: «Дать труд человеку, труд душевный, свобод­ный, наполняющий душу и дать средства к выполнению этого труда - вот полное определение цели педагогической деятельно­сти»'.

Ни до, ни после Ушинского никто столь остро и прямо не ста­вил подобной цели воспитания, не делал попытки от психическо­го состояния личности - ощущения счастья - идти по пути реше­ния проблемы цели воспитания. Если же такие попытки и были (Ф.Энгельс, Б.Скиннер), то пути и способы достижения цели ос­тавались прежними - дискредитирующими, уничтожающими саму цель. В одном случае это опять же всестороннее развитие, обеспе­чивающее соответствие требованиям среды, в другом - избегание отрицательных воздействий (наказаний) путем приспособления к среде, подчинения ее требованиям.

Рассматривая проблему средств (факторов) формирования личности, Ушинский намного опередил своих современников, ко­торые видели лишь то или иное соотношение влияний природных (врожденных) особенностей человека и среды, жизненных впечат­лений. Он ставит вопрос: «Неужели человек сам не принимает ни­какого учатия в образовании собственного характера, из которо­го потом как математические выводы вытекают все его желания, решения и поступки?»2

' Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М.; Л., 1950. - Т. 10. - С. 373. 2 Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В б т. - М., 1990. - Т. 6. - С. 323-324.

Ушинский положительно отвечает на этот вопрос, подчерки­вая, что естественное стремление человека к свободе органиче­ски сочетается со стремлением к сознательной свободной дея­тельности. Эти стремления стесняются, ограничиваются средой. Преодолевая эти стеснения, преодолевая насилие, ограничи­вающее свободу воли и деятельности, человек формирует себя, свой характер.

И сегодня актуальны рассуждения Ушинского об основаниях активности и лени, проблемах воспитания трудолюбия, т.е. фак­тически о путях достижения цели воспитания: «Если бы человек с детства никогда не знал, что такое стеснение воли, то он никогда не узнал бы и чувства свободы. С другой стороны, если человека с детства принуждать к выполнению чужой воли и ему никогда не будет удаваться скидывать или обходить ее (что, к счастью, не­возможно), то в нем не разовьется стремление к свободе, но вме­сте с тем не разовьется и стремление к самостоятельной деятель­ности. Удовлетворив телесным потребностям, такой человек пой­дет на работу, когда его погонят»1. Таким образом, собственная свободная деятельность человека - тот фактор, который ни во времена Ушинского, ни много позже не учитывался учеными-педагогами и, тем более, практиками, - играет важную роль в формировании личности (здесь следует отделить идею саморазви­тия у Руссо и развития учителем у Песталоцци и др. от идеи фор­мирования личности в собственной свободной деятельности, ко­торую высказал Ушинский).

Рассматривая воспитание как воздействие прежде всего на чув­ства, а уже потом на рассудок, Ушинский в отличие от Гербарта отдает предпочтение методам воздействия на эмоциональную сферу ребенка, а не на его знания и поведение непосредственно. Слово воспитателя, пример, использование национальных традиций - те методы, которые наиболее эффективны в воспитании. При этом происходит возвышение воспитанника в сознании воспитателя непосредственно в ходе практической воспитательной работы -не низведение его до элементарно реагирующего на воздействие существа, а признание его возможности откликаться на сложные душевные движения воспитателя и проявлять собственные.

В то же время у Ушинского, особенно в его «Сжатом учебнике педагогики», мы находим развернутую методику выработки на­выков и привычек поведения, причем столь подробную, какую трудно найти и в современных пособиях.

В качестве важнейшего в постановке всего школьного дела Ушинский провозгласил положение о народности в воспитании.

1 Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. - Т. 6. - С. 329.

Он утверждал, что у каждого народа воспитание должно основы­ваться на его национальных особенностях.

Сегодня, когда в Россию вновь, как не раз бывало в нашей ис­тории, вернулось повальное увлечение западными системами вос­питания, нам полезно обратиться к убедительному слову великого русского педагога, не забывая при том, что он не отрицал воз­можности использования всего лучшего из зарубежного опыта, того, что не противоречит национальным традициям, националь­ному духу и идеалам.

Замечательный вклад в развитие отечественной педагогики внес Петр Федорович Каптерев (1849-1922). Он продолжил рабо­ту Ушинского по созданию психологически обоснованной дидак­тики. Ранее Дьюи он обосновал цель обучения как обеспечение са­моразвития личности и показал основные пути достижения этой цели на основе использования учебного материала, не в плане свободного независимого развития, по Руссо, а саморазвития, вы­званного и обеспеченного деятельностью учителя.

В «Дидактических очерках» Каптерев раскрыл суть противоре­чивости суждений Песталоцци об эвристических формах обуче­ния. С одной стороны, Песталоцци был сторонником развиваю­щего обучения, а с другой - неодобрительно отзывался о сократизировании в школах. Связь наглядности и проблемности, единство индукции и дедукции - в этом видел Каптерев пути ре­шения проблемы введения эвристических форм обучения в шко­лах и тем самым обеспечения условий саморазвития учеников. Кроме того, Каптерев развил учение о педагогическом процессе, показал суть его автономности, разработал и реализовал на прак­тике оригинальную систему подготовки школьных учителей. Од­но из значительных достижений Каптерева - работы по истории педагогики: его характеристика и сравнительный анализ педа­гогического научного творчества Я.Коменского, И. Песталоцци, И. Гербарта и других западных педагогов XVII-XIX вв. до сих пор являются не только непревзойденными по содержательной глубине и справедливости оценок, но и не в полной мере оценен­ными.

Имя Антона Семеновича Макаренко (1888-1939) известно, по­жалуй, каждому в нашей стране, широко известно оно и за рубе­жом. Его главная заслуга - в разработке теории воспитания в кол­лективе, которую он успешно применил в практической воспита­тельной работе в детских колониях в 20-30-е гг. Эта работа была начата до Макаренко, в самом начале XX в. С.Т.Шацким, но Ма­каренко сумел глубоко обосновать преимущества коллективного

воспитания и создать методику формирования коллектива как инструмента воспитания личности. Элементы этой методики в большей или меньшей мере используются сейчас не только в нашей стране, но и в Японии, Германии, Англии и других стра­нах.

В 30-60-е гг. XX в. значительный вклад в развитие отечествен­ной педагогики внес Михаил Александрович Данилов (1899-1973). В книгах «Дидактика К.Д.Ушинского», «Дидактика» (написана вместе с Б. П. Есиповым), «Учебный процесс в советской школе» и др. он развил идеи Ушинского, Каптерева и других ученых. Про­цесс обучения Данилов характеризовал не как строго линейный. В нем обеспечивается включение параллельного изучения нескольких понятий, законов, которые логически связаны между собой. Это предупреждает излишнее дробление и измельчение единиц усвоения учебного материала. Кроме того, он ввел в нашу педагогику пред­ставление о дедуктивно-синтетической логике учебного процесса, когда освоение нового осуществляется от общего к частному. Рас­сматривая вопрос о структуре процесса обучения, Данилов обратил внимание (фактически первым в отечественной педагогике) на не­обходимость подготовки учащихся к активному восприятию новых знаний. Тем самым он внес коррективы в представление о структуре процесса обучения: процесс обучения должен начинаться не с вос­приятия школьниками нового, а с целенаправленной работы учите­ля по возбуждению у них интереса к предстоящей работе. Этот этап характеризуется активной эмоционально-познавательной деятель­ностью учеников, а не только деятельностью учителя.

Наука не останавливается в своем развитии: свой предмет она не в состоянии изучить до конца, полностью познать его. Тем более это относится к педагогике - науке о самом сложном, постоянно изме­няющемся и развивающемся феномене, которым является процесс формирования личности. В последние десятилетия (60-80-е гг.) значительный вклад в ее развитие внесли ученые Л.В.Занков (теория активизация учащихся в обучении и использование средств наглядности), В.М.Коротов (развитие самоуправления школьни­ков), И.С.Маръенко (теория и методика нравственного воспитания и классификация методов воспитания), М.И.Махмутов (исполь­зование проблемного обучения в школе), Л. И. Новикова (развитие теории воспитания в коллективе), М. Н. Скаткин (содержание об­щего образования), В.А.Сластенин (личность учителя и подготов­ка учителя к работе в школе), И.Ф.Харламов, Т.И.Шамова (пути активизации учащихся, использование методов проблемного обу­чения в учебном процессе) и др. В настоящее время перед педагоги-

кой как наукой стоят очень сложные и актуальные задачи, обуслов­ленные изменениями в общественно-экономическом и научно-техническом развитии страны.

Крайне важной и срочной является задача разработки содер­жания образования в учебных заведениях различных типов и со­держания учебной работы детей различного возраста (какие учебные предметы изучать в школах, что включать в содержание обязательного для всех образования, каким может быть круг фа­культативных занятий).

Не менее важной является и разработка соответствующих со­держанию методов обучения, особенно с учетом возможностей использования современных технических средств обучения.

Неотъемлемой задачей школы является воспитание школьни­ков, причем не только средствами учебных предметов, но и во внеурочное время - проведение классными руководителями, дру­гими школьными работниками специальной внеклассной воспи­тательной работы с учащимися. В этом плане в новых условиях общественных отношений встают важные задачи определения со­держания воспитательной работы (идейно-нравственного, трудо­вого и экономического, эстетического, экологического и других направлений), а также форм и методов воспитания учащихся раз­ного возраста, организации и педагогического руководства дет­скими общественными организациями, совместной работы с ро­дителями и общественностью.

Для решения всех этих и многих других научных и практиче­ских задач в 1948 г. создана Российская академия педагогических наук (в настоящее время Российская академия образования, РАО), в структуре которой работают научно-исследовательские инсти­туты различной направленности.

Существенный вклад в педагогическую науку вносят ученые-педагоги университетов и пединститутов, а также творческие учи­теля, разрабатывающие и апробирующие на практике новые фор­мы и методы учебной и воспитательной работы (например, учите­ля-новаторы В.Ф.Шаталов, Е.Н.Ильин, И.П.Волков и др.). Изу­чение опыта педагогов-практиков теоретиками-исследователями позволяет разрабатывать новые педагогические концепции и тем самым обогащает теорию обучения и воспитания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.