Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия - методологическая основа педагогики




В основе педагогической теории лежат те или иные философ­ские концепции. Это естественно, поскольку исследовать про­блемы обучения, образования и воспитания можно, лишь зная, что такое человек, в чем суть его ценностных ориентации. А это -предмет философии. Она изучает всеобщие законы развития природы, общества и мышления, познавательное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Есть много философ­ских систем. И философы, по словам Ушинского, смотрят на людей сквозь свои системы.

Проникаясь идеями той или иной философской системы, педа­гоги-исследователи рассматривают проблемы своей науки тоже сквозь призму системы определенных философских идей, разви­вают педагогические идеи на основе принятой ими философской концепции.

Как выглядит это на практике?

Например, существует распространенная философия диалек­тического материализма. Ее основными положениями являются первичность материи, единство и борьба противоположностей как движущие силы любого процесса, переход количественных изменений в качественные и др. Педагогика, развивающаяся на основе диалектико-материалистической философии, строит свои теории на основе этих положений. Так, принцип наглядности, в основе которого - признание, что познание мира начинается с чувственного восприятия, есть прямое следствие философского положения о первичности материи. Оно является основой теории наглядного обучения. Второе положение этого философского на­правления - о противоречиях тоже лежит в основе педагогической теории - теории о движущих силах воспитания: ими являются противоречия между имеющимся уровнем развития воспитанника и его потребностями, интересами, идеалами, т.е. между тем, что он может, и тем, чего он хочет добиться.

Рассматривая другие философские направления, например теологические (христианство, магометанство, буддизм, иуда­изм), можно столь же ясно увидеть, что на их основе создаются свои, отличающиеся от прочих, теории воспитания. Религия ут­верждает первичность не материи, а духа, истина достигается не чувственным познанием, а божественным откровением, верой в высшее существо. Оно (Бог) является причиной всего. Божест­венное провидение, его промысел определят и успех научных изысканий, и общественные явления, и возможности развития личности.

Такие философские направления, как прагматизм, экзистен­циализм и др., составили основу соответствующих педагогиче­ских теорий. Прагматизм в педагогике ведет к определению це­ли воспитания как подготовки к практической деятельности и использованию для этого соответствующих средств и методов (Дьюи). Экзистенциализм провозглашает целью воспитания са­мовыражение личности в условиях свободного выбора, мини­мума педагогических воздействий и максимума личной ответст­венности, опоры не на интеллект, а на эмоции ребенка (Сартр, Камю, Неллер).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.