Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогический процесс - сложная социальная система




Педагогический процесс - это не просто совокупность опреде­ленных компонентов, а сложная система взаимосвязанных со­ставных частей. Каждая из этих частей, в свою очередь, является тоже системой, но уже второго порядка (более низкого уровня). По своей структуре она может состоять из систем третьего уровня (порядка) и т. д.

Такое представление о педагогическом процессе сформирова­но на основе системного подхода к рассмотрению явлений и про­цессов действительности. В соответствии с ним всякий объект как система обладает такими характеристиками: 1) компоненты сис­темы; 2) структура системы (взаимное расположение и взаимодей­ствие компонентов); 3) функции системы; 4) факторы, объеди­няющие систему (интегративные факторы). Систему можно опре­делить как целостное образование, обладающее новыми ка­чественными характеристиками, не содержащимися в образую­щих его компонентах (В.Г.Афанасьев).

В отношении педагогического процесса системой высшего по­рядка является система воспитания в стране. Системой второго по­рядка или подсистемой первого является система образования субъекта Федерации (области, края, республики). Системой третье­го порядка будут системы образования в городах, районах. Педаго­гический процесс школы будет, таким образом, подсистемой рай­онной воспитательной системы. Он состоит, в свою очередь, из многих подсистем, среди которых заметны, прежде всего, дидакти­ческая система, система внеклассной воспитательной работы, сис­тема управления и система материально-технического обеспечения. Их подсистемами являются система работы учителя, система рабо­ты классного руководителя, система работы директора школы и т.д. Урок как основная форма учебно-воспитательной работы в школе тоже рассматривается современными дидактами в качестве системы, все элементы которой отражают основные положения современной дидактики и направлены на воспитание учащихся.

1 Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения - С. 430.

 

Правомерны утверждения, например, о системе нравственного воспитания в школе, системе дидактических средств, системе ме­тодов воспитания и др.

Таким образом, система - это реально и объективно сущест­вующее положение в воспитании как общественном явлении и, с другой стороны, отражение этого положения в мышлении, способ познания, характеризующийся глубиной и всесторонностью ана­лиза и обобщения структуры и связей изучаемого объекта.

В конце 80-х и в 90-х гг. XX в., в период особого увлечения идеей педагогического творчества, стали различать обычные педа­гогические системы и авторские. Последние характеризуются ка­ким-либо существенным новшеством по сравнению с обычными или рациональным и своеобразным сочетанием известных форм и методов деятельности, обеспечивающим высокие результаты учебно-воспитательной работы. Используя их, авторы (директора школ, учителя, классные руководители) добиваются лучших ре­зультатов благодаря инновационной деятельности.

К числу известных авторских систем относят, например, систе­мы учителя математики из города Донецка В.Ф.Шаталова, учите­ля изобразительного искусства, черчения и труда из подмосков­ного города Реутова И.П.Волкова, учителя русского языка и ли­тературы из Санкт-Петербурга Е.Н.Ильина и др. Среди школь­ных авторских систем известны системы учебно-воспитательной работы московской школы № 825 (директор В.А.Караковский), Зоринской школы Обоянского района Курской области (директор Б.О.Полянский), Шумячской школы Смоленской области (ди­ректор В.Ф.Алешин) и др. Они описаны самими авторами и уче­ными-педагогами и психологами в педагогических изданиях. Есте­ственно, авторскими были системы И.Г.Песталоцци, Д.Дьюи, С.Френе, С.Т.Шацкого А.С.Макаренко и других великих педаго­гов прошлого.

Поскольку в предыдущем изложении освещены функции, ком­поненты и структура педагогического процесса, нам осталось вы­яснить, какие же факторы объединяют достаточно многочис­ленные компоненты в единое целое, в систему, и какими новыми качествами по сравнению с составляющими его частями он (педагогический процесс) обладает.

Важным фактором, объединяющим педагогический процесс в единое целое, является внешний, организационный фактор - дея­тельность государства, его органов по регулированию и управ­лению системой народного образования, воспитательной дея­тельностью других компонентов педагогического процесса. Госу­дарство оказывает решающее влияние на определение содержания образования в учебных заведениях и воспитательных учреждениях

(в том числе и в негосударственных), обеспечивает материально-технические и финансовые условия для реализации воспитатель­ных целей в государственных учебно-воспитательных заведениях, через административно-управленческую и законодательно-право­вую деятельность влияет на семью, общественность и средства массовой информации, направляет их воспитательную работу на реализацию общей цели воспитания.

Способствуют объединению педагогического процесса в сис­тему природа страны, язык, обычаи и религия народа, господствую­щая идеология.

Системообразующим фактором педагогического процесса яв­ляется также повседневная практическая деятельность педагогов -школьных учителей, воспитателей других учреждений, профес­сиональных педагогов, работающих в средствах массовой инфор­мации и др. Они являются непосредственными организаторами и координаторами воспитательной деятельности школы, семьи, общественности. Через их деятельность общая цель, формы и ме­тоды воспитания выступают в единстве для всех, в том числе и для непрофессиональных участников процесса, превращаясь в суще­ственные интегративные факторы.

Наиболее мощным интегративным влиянием в педагогическом процессе обладает деятельность самих воспитанников, их стрем­ление и способность к изменению и совершенствованию своего физического и духовного облика. Это свойство воспитанников постоянно во времени и в пространстве, присуще им всегда, в лю­бом возрасте, условиях жизни, образе действий.

Являясь самой существенной (фактически, единственной) при­чиной изменения и развития личности, деятельность воспитанни­ка корректирует воздействия различных воспитателей, преобра­зуя их в соответствии с индивидуальными особенностями. Тем самым разрозненные, а нередко и разнонаправленные воздейст­вия координируются на уровне их восприятия, реализуясь лишь в той части, которая соответствует индивидуальности воспитанни­ка, отвечает направленности его личности или сиюминутным ин­тересам. Вследствие этого педагогический процесс, будучи массо­вым по своим видимым внешним проявлениям, индивидуален в своей сущности благодаря тому, что воспитанник - всегда субъект воспитания, субъект педагогического процесса, а не пассивный объект внешних воздействий.

В том случае, когда деятельность воспитателей и воспитанни­ков объединена общей для тех и других целью, качество системы проявляется наиболее зримо. «Цели задают систему, определяют ее характер. Но цели и задаются, и реализуются людьми. Вместе с ее авторами «творят» систему педагоги, сами дети, те взрослые,

которые включены в жизнь школы. Но только тогда все эти люди становятся истинными творцами системы, когда они спаяны в единый воспитательный коллектив школы.

...Воспитательная система школы - система открытая, так как школа находится в среде, и последняя во многом определяет ха­рактер всех остальных компонентов системы. Стремясь к целост­ности, к гармонии, воспитательная система школы по-разному реагирует на внешние раздражители, на вторжения извне. Одни -те, что не соответствуют ее природе, она игнорирует или отчуж­дает, другие - преобразует согласно своей сути и включает их в себя... «Сильные» воспитательные системы способны во многом подчинять своему влиянию окружающую среду и даже преобра­зовывать ее по своему образу и подобию»1. Так было у Р.Оуэна, С.А.Рачинского, А.С.Макаренко, С.Френе и др.

Важным интегративным фактором педагогического процесса является педагогическая наука. С развитием цивилизации по мере увеличения значимости научного знания в жизни общества воз­растают роль и возможности педагогики в определении общей и частных целей воспитания, в оказании влияния на использование субъектами педагогического процесса научных форм и методов воспитания.

Анализируя интегративные, системообразующие влияния пе­речисленных факторов, можно сформулировать следующие выво­ды о целостности педагогического процесса.

Педагогический процесс - это социальная система, целью ко­торой является воспитание детей, молодежи, всего населения страны. Будучи процессом общественным, педагогический про­цесс в то же время по природе своей индивидуален. Мера его це­лостности в каждом отдельном случае особенная. Примерно так же, как и в случае с живыми организмами: они являются сложны­ми, исключительно совершенными саморегулирующимися систе­мами. Но функционируют эти системы неодинаково: иногда бо­леют, с возрастом утрачивают некоторые функции, изменяется функционирование в результате утраты какого-либо органа, час­ти тела и т.п. Однако и в этих случаях они остаются системами, пока функционируют как живые организмы.

Так и в педагогическом процессе - мера его целостности зави­сит от наличия и развитости всех его субъектов, скоординированности действий на субъектном и процессуальном уровнях. На­пример, на уровне отдельных воспитательных коллективов

1Воспитательная система школы: Проблемы и поиски / Сост. Н.Л.Селиванова. -М., 1989.-С.62.64.

(частных систем - школы, семьи) исключительно велико значение единой общей цели воспитания как интегративного фактора сис­темы. Нет общей цели, нет и воспитательной системы. Если для школы это мало характерно (общая цель «задана» государствен­ным заказом и профессиональным сознанием учителей), то для семьи, например, отсутствие общей цели в воспитании - явление распространенное (как для разных семей, так и для членов одной семьи). Однако это не означает, что в этом случае нет педагогиче­ского процесса как системы. Здесь мы имеем то же положение, как и в случае, когда у организма утрачен какой-то орган, но орга­низм жив и продолжает функционировать как система, в которой функции недостающего органа компенсируются именно благода­ря тому, что организм - система.

В связи с этим есть возможность утверждать, что одним из но­вых качеств, которым обладает педагогический процесс по сравне­нию со всеми его частями, является его сопротивляемость внешним воздействиям, «стремление» к самосохранению. Можно назвать это качество буферностью, способностью противостоять неблагопри­ятным влияниям. Оно проявляется в том числе и в способностях компенсировать недостатки деятельности одних элементов за счет интенсификации работы других. Принимая воздействия, чуждые ее природе, система внутренне или внешне в каких-то элементах изме­няется, перестраивается, но главных своих свойств не утрачивает и по-прежнему решает присущие ей задачи, обеспечивая продвиже­ние к «своей» цели. Это качество обусловливает автономность системы. Так, например, отвергаются системой необоснованные административно внедряемые новшества. Они «не приживаются», несмотря на подчас немалые усилия администраторов.

Еще одним новым качеством педагогического процесса являет­ся его способность к достижению общей цели воспитания, напри­мер формирования целостной, всесторонне развитой личности. Ни один отдельно взятый компонент педагогического процесса такой «способностью» не обладает. Реализация этой способности возможна в той мере, в какой его компоненты интегрированы в

систему.

Новые качества в системе появляются благодаря взаимодейст­вию ее частей и потому, что каждый элемент, решая свою задачу, вносит определенный вклад и в решение задач других элементов. Например, детская музыкальная школа, решая задачу музыкаль­ного образования своих учащихся, вносит свой вклад в их эстети­ческое воспитание вообще. Более того, на занятиях в этой школе дети развиваются в умственном и нравственном отношениях. Эти и другие воспитательные задачи школой не игнорируются, они решаются в ходе освоения специфического содержания, а через

систему управления их решение контролируется и стимулируется. То же можно сказать и об уроках отдельного учебного предмета в общеобразовательной школе: например, изучая биологию, учени­ки не только усваивают экологические знания, но и развиваются в умственном, нравственном и эстетическом отношениях, укрепля­ется их здоровье. В этом суть системного подхода к организации педагогического процесса, к осуществлению воспитания и к ана­лизу воспитательных проблем, который предполагает рассмотре­ние каждой проблемы, каждого факта не изолированно, а в их связи с другими, определение их места и значения в системе вос­питательных отношений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.