Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отличие воспитания от других процессов, организуемых и осуществляемых человеком




Процесс воспитания отличается от других процессов прежде всего тем, что в нем объект воздействий является одновременно и субъектом формирования качеств, которые планирует развивать

воспитатель. Даже в случае авторитарного воспитания те или иные качества личности формируются в конечном счете в резуль­тате деятельности самого воспитанника - в результате его внут­ренней духовной деятельности.

Кроме того, в педагогической литературе указываются и такие особенности, как многофакторность (зависимость результатов от многих, нередко противоречивых факторов), длительность (осу­ществляется в течение всей жизни индивида), перспективность (формирование личности осуществляется с учетом требований к человеку в достаточно отдаленном будущем, когда человек всту­пит в пору активной социальной деятельности), концентризм или комплексность процесса воспитания (качества личности форми­руются не поочередно, а одновременно), преобладание организа­торских форм деятельности воспитателя.

Есть необходимость специально остановиться на такой осо­бенности процесса воспитания, как ступенчатость. Она характе­ризуется чаще всего как переход воспитанника от ступени пред­ставления о том или ином качестве к понятию и далее к формиро­ванию умения поступать в соответствии с усвоенными понятиями и выработке привычек правильного поведения. В соответствии с этим представлением о ступенях (этапах) процесса формирования определенных форм поведения (привычек) составляется представ­ление и о последовательности воспитания вообще: сначала усваи­ваются знания о правилах и нормах поведения, затем вырабаты­ваются умения вести себя должным образом и, наконец, путем систематических упражнений вырабатываются привычки пра­вильного поведения. Однако такая последовательность носит умозрительный характер, например, далеко не все ведут себя пра­вильно, зная правила поведения и умея правильно вести себя.

Значит, последовательность воспитательного процесса, его ступеней (этапов) иная. Начинается воспитание, формирование качеств личности с эмоциональной ориентации, возбуждения по­ложительного эмоционального отношения к определенной форме поведения. На важность возбуждения соответствующего эмоцио­нального состояния у воспитанника до усвоения им знаний о вы­рабатываемом качестве особо указывал К.Д.Ушинский. Вторым этапом является выработка умения правильно выполнить дейст­вие, т.е. фактически поступать правильно. На этой основе у ре­бенка формируется представление о правильной норме поведе­ния. И далее вырабатывается привычка правильного поведения в ходе многократного выполнения действия при положительном к нему отношении. Усвоение (формирование) понятия - последую­щая ступень процесса воспитания. На основе усвоенных понятий организуется опыт общественного поведения и усваиваются осно-

вы этики, эстетики, политических теорий и других наук о челове­ческих отношениях и об обществе.

Таким образом, последовательность процесса воспитания можно схематически представить следующим образом: эмоцио­нальная ориентация —> выработка умений —> формирование представлений и выработка привычек —> усвоение понятий и ор­ганизация опыта общественного поведения —> усвоение основ наук об обществе и формирование мировоззрения.

Выделение этих ступеней весьма условно. В реальном воспита­тельном процессе границы между ними трудно, а иногда и невоз­можно определить.

В поисках ответа на вопрос, из чего состоит процесс воспита­ния (на какие элементарные «отрезки», обладающие всеми при­знаками целостного процесса, его можно «разделить»), исследо­ватели выделили его часть, заключенную между двумя коррек­циями, направленными на восстановление его оптимального течения. Эта часть была названа педагогической ситуацией1. Ос­мысленная педагогическая ситуация «с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действи­тельности» называется педагогической задачей. Само возникнове­ние педагогической задачи обусловлено необходимостью перево­да воспитуемого из одного состояния в другое2.

При этом процесс воспитания можно определить или как взаимосвязанную цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результативности предыду­щей (Б.Битинас), или как непрерывную цепь решения взаимосвя­занных задач, которые являются задачами (или самостоятельны­ми элементами задач) социального управления (Л.Ф.Спирин).

В обоих случаях основу элементарной единицы воспитательно­го процесса составляет воспитательное действие, которое осуще­ствляется с определенной целью, при использовании определен­ных средств и методов. Оно не отождествляется с воздействием воспитателя. Существенной особенностью педагогической задачи по сравнению с другими является то, что ее решают два субъекта -воспитатель и воспитанник, причем предмет задачи совпадет с субъектом-воспитанником, а решена она может быть только по­средством руководимой учителем активности воспитанников, их деятельности3.

Однако следует иметь в виду, что процесс воспитания протека­ет и в момент отсутствия воспитательного действия. Ожидаемое

1 См., например: Битинас Б. Структура процесса воспитания. - Каунас, 1984. - С. 10.

2 Сластенин В. А. и др. Педагогика. - М., 1997. - С. 337.

3 Там же. - С. 338.

действие и последействие выполненного действия столь же значи­тельны в обеспечении непрерывности воспитания, как и реально осуществляемые. Более того, во многих случаях действия педаго­гов лишь затрудняют достижение педагогических целей.

Может быть, и в самом деле истинное воспитание, подлинное формирование личностных качеств как раз и происходят в пери­од не прямого воспитательного воздействия (коррекции), а в пе­рерывах между воспитательными действиями? Ведь лишь в этом случае воспитание - не формирование определенного способа реагирования на положительные и отрицательные стимулы, а сознательное (для малышей - осознаваемое) формирование лич­ности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.