Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Противоречия как движущие силы воспитания




Воспитание по сути своей есть развитие (способствование раз­витию) личности. И это развитие, совершенствование личности есть результат внутренней духовной деятельности воспитуемого. Влияние внешних по отношению к нему сил (воспитателей) явля­ется лишь причиной деятельности воспитанника, причем в подав­ляющем большинстве случаев причиной деятельности воспри­ятия, которое вызывает собственно формирующую, т.е. духов­ную, непосредственно воспитывающую деятельность воспи­танника.

На органы чувств, на систему восприятия людей внешние фак­торы воздействуют фактически одинаково, но ответная реакция на них каждого человека индивидуальна: громкую музыку все воспринимают как хорошо слышные звуки, но у одних эти звуки вызывают радостное возбуждение, у других же - раздражение. Воспринимая то же, что и другие, человек относится к восприни­маемому по-своему. Эта способность формируемого отношения

1 ТолстойЛ. Н. Собрание сочинений: В 22 т. - М., 1985. - Т. 21. - С. 12, 32.

складывается в результате собственной деятельности по осозна­нию, оценке воздействий, определению своего места в системе связей внешнего мира.

Что же заставляет воспитанника выполнять эту деятельность, этот нелегкий труд души, чтобы подняться на новый, более высо­кий уровень воспитанности? Ведь гораздо легче прямо отвечать на воздействия, не сопротивляться среде, потреблять имеющееся и отдавать излишнее.

Наделенный от природы органами чувств и сознанием человек получил неограниченные возможности получения информации о внешнем мире. Этот факт по своему значению совершенно бес­прецедентен в живом мире. Процесс познания действительности для человека в отличие от животных бесконечен. Можно сказать, что прирожденным качеством человека является любопытство:

ребенок испытывает потребность в получении информации о внешнем мире, а получая эту информацию и осмысливая ее, осоз­нает потребность в новой информации для более уверенного ори­ентирования в окружающем мире. Поэтому удовлетворение фи­зиологических потребностей не ведет к прекращению познава­тельной деятельности, а скорее, является условием ее выполнения в «чистом виде», без давления со стороны первичных стимулов.

Второе весьма важное обстоятельство - человеку прирожденно стремление к счастью. В его основе - стремление всякого живого существа к наиболее благоприятным, комфортным условиям су­ществования: даже амеба передвигается из зоны неблагоприятно повышенной концентрации раствора в сторону оптимальных ус­ловий. Но человек не останавливается в своем движении, достиг­нув благоприятных условий. Его представление об оптимуме не ограничивается возможностью удовлетворения имеющихся по­требностей. Удовлетворение потребности порождает и ощущение дискомфорта в условиях удовлетворенной потребности, посколь­ку новая информация раскрывает дополнительные возможности удовлетворения потребности и порождает новые желания. И в этом отношении счастье - в достижении новых, все более значи­мых целей.

Таким образом, мы можем утверждать, что постоянно сущест­вует противоречие между тем, что человек имеет, и тем, что он хочет. Его желания, стремления, его потребности в принципе все­гда выше имеющихся возможностей непосредственного их удов­летворения. Вот это противоречие между имеющимся (наличным, актуальным) уровнем развития и новыми, более высокими потреб­ностями и является главной движущей силой воспитания. Кратко его можно сформулировать как противоречие между «могу» и «хочу». Это противоречие является постоянным, оно присуще

воспитанию вследствие двух указанных выше условий: безгранич­ности возможностей познания и преобразования условий жизни и прирожденного стремления к счастью, которое в определенном приближении может быть понято как достижение возможностей удовлетворения постоянно растущих духовных и физических по­требностей.

Другой движущей силой воспитания является противоречие между требованиями среды к человеку и его возможностями удов­летворить эти требования. Коротко это противоречие можно сформулировать как противоречие между «надо» и «могу» (в от­личие от первого - между «могу» и «хочу»). Внешние условия, ус­ловия окружающей человека действительности тоже постоянно изменяются, усложняются, и, естественно, требования к человеку с их стороны повышаются. От дошкольника требуют меньшего, чем от школьника. Растут требования и к взрослым. Если в неда­леком прошлом требования к уровню образования человека, на­пример, ограничивались программой начальной школы (умение читать, писать и считать), то сейчас все более актуальными стано­вятся знания экономики, политики, юриспруденции (права), ино­странных языков и др.

Эти требования кажутся абсолютно внешними по отношению к человеку и вроде бы внутренне не присущими процессу воспи­тания. Но это не так. Они порождены самим человеком, его стремлением к познанию и совершенствованию жизни. Они вы­званы этим стремлением и его реализацией. Обратным их влияни­ем и является требование к самому человеку. В этом, собственно, и проявляется устранение насильственности, внешней принуди­тельности этой движущей силы воспитания по отношению к воспитуемому. Он сам как часть социума является составной частью, участником силы, порождающей требования по отношению к не­му самому. Поэтому противоречие между «надо» и «могу» доста­точно безболезненно превращается в сознании человека в проти­воречие между «могу» и «хочу», ведь оно порождено им самим, его стремлением не только соответствовать требованиям среды, но и быть выше этих требований. Правда, в случае грубого неуче­та возможностей воспитанника требования к нему среды (воспи­тателей) воспринимаются им как чуждые, насильственные. Эти требования если и выполняются, то лишь внешне, мало затраги­вая сферу внутренней, духовной деятельности, или, более того, вызывают деятельность противоположной направленности по сравнению с планируемой воспитателем. В этом случае противо­речие между требуемым и желаемым не становится движущей си­лой воспитания, поскольку оно не является диалектическим, внут­ренне присущим процессу развития личности, а остается внеш-

ним, грубым, насильственным требованием, не соответствующим характеру духовной деятельности воспитанника.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.