Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение как процесс целенаправленного освоения учени­ком природного и социального мира




Естественной, биологической основой учения является дея­тельность высшей нервной системы - образование в коре голов­ного мозга условных связей, их усложнение и укрепление. Опре­деление различия и сходства, причины и следствия, части и целого и др. осуществляется на этой основе. Причиной деятельности уче­ния является вначале рефлекс узнавания, затем интерес и потреб­ность, а далее - и другие разнообразные мотивы учения, о кото­рых речь пойдет в одном из следующих параграфов. Движущей силой учения являются противоречия между тем, что ребенок зна­ет, и тем, что он хочет или должен узнать.

Сравнивая учение с процессом познания в его философском аспекте, можно сказать, что учение есть индивидуальное позна­ние. Как человечество в своем развитии проходило путь от при­митивных форм сознания к современному знанию и способам ос­воения действительности, так и дети в учении проходят путь по­знания того, что уже познано взрослыми, осваивают умения использовать окружающее их в своих интересах.

Как же осуществляется это познание ребенком действительно­сти и его включение в практическую деятельность?

Манипуляции с предметами и игрушками позволяют ребенку научиться использовать их в соответствии с назначением. Оче­видно, большинство действий он усваивает по образцу. Однако в одном случае ребенок видит, как действуют взрослые, и сам вос­производит их действия. В другом же случае взрослые специально показывают приемы действия (как взять, положить и т.д.) и помо­гают освоить их. И следует признать, что самостоятельного ос­воения детьми образцов значительно больше, чем тех, которые они осваивают по инициативе и с помощью взрослых. Здесь на­блюдается тесная связь между игрой и учением, постоянный пере­ход игры и учения друг в друга, включение элементов одной дея­тельности в другую.

В то же время внимательное наблюдение за поведением ребен­ка в возрасте до года показывает, что определенные действия он научается выполнять сам, без образца. Схватив кусочек ваты, ре­бенок сосредоточенно разрывает его на части и наблюдает за из­менениями, происходящими в результате его действий. То же са­мое он проделывает и с бумагой. Ползать дети научаются, не видя

образцов.

Значит, ребенок учится, подражая и случайно открывая для се­бя новое. Развивая от природы заложенные способности выпол-

нения определенных действий, он тем самым реализует возмож­ности саморазвития. В некоторых случаях ребенок научается со­вершенно самостоятельно: например, если взрослые не хотят по­мочь ему достать интересный для него предмет, он, выполняя раз­личные действия, методом проб и ошибок научается его доставать (подтянуть с помощью другого предмета или подтянуться самому) и потом всегда выполняет действие, ведущее к успеху.

Конечно, дети неодинаковы. Некоторые активно пытаются осваивать предметы и пространство и протестуют против запре­тов. Другие в своем желании узнать мир больше полагаются на взрослых: их протест против запрещения менее активный. Иные в ответ на резкое слово впадают на некоторое время в полусон­ное состояние, и частые запреты, особенно в категорической форме, приучают их к действиям почти исключительно по об­разцу. Но тем не менее анализ поведения и тех, и других, и третьих показывает, что даже самые маленькие дети учатся не только по образцу, но и методом проб и ошибок, а в возрасте 6-7 месяцев - самостоятельному сознательному совершению дей­ствий: разорвав, например, лист бумаги, ребенок не всегда от­брасывает оторванную часть, а пытается «пристроить» ее на

прежнее место. В этом возрасте он уже понимает значение мно­гих слов и т. д.

При усвоении действия по образцу ребенок в одном случае сразу повторяет действие взрослого. В другом случае выполне­ние действия обусловлено рядом мыслительных операций: вспо­минание прошлого состояния предмета, сравнение его с настоя­щим, определение способа восстановления первоначальной формы. Значит, здесь мы уже имеем дело с элементарным соче­танием анализа и синтеза. Ребенок не оперирует еще всей после­довательностью логических операций по решению задачи, но сопоставление, определение пути и вывод о правильности дейст­вия он уже знает.

Когда? В каком возрасте? В 6 месяцев - это определенно.Но, вероятно, значительно раньше - с первых недель жизни, только в самых простых формах: узнает же он свою мать среди других вступающих с ним в контакт... Однако неустойчивость внимания, неразвитость форм действия не позволяет ему явно демонстриро­вать свои успехи на этом пути. Поэтому взрослые его не понима­ют, возможности протеста против их неадекватных действий у него лишь в плаче, крике, которые взрослые пытаются успокоить

различными способами, зачастую не имеющими отношения к их причине.

Так может ли ребенок сам развиваться, или он развивается только в тех или иных видах обучения - воздействия с целью его

развития, т.е. его учение - это лишь вторая сторона обучения, ко­торая неразрывно связана с преподаванием? Или учение в какой-то мере автономно?

Различия в ответах на эти вопросы составляют суть двух в об­щем-то прогрессивных теорий. Сущность одной из них обоснова­на в учении Л.С.Выготского о двух уровнях развития и зоне бли­жайшего развития: правильно организованное обучение ведет за собой развитие. Рационально определяя задачи ближайшего разви­тия, учитель развивает ребенка.

Но если активный учитель всегда правильно определяет зону ближайшего развития и помогает ученику подняться на новый уровень, то когда и каким образом в таких условиях будет разви­ваться истинная, а не декларативная самостоятельность ученика, его индивидуальность, если за него всегда учитель определяет на­правление, содержание и темп деятельности?

Сущность второй теории выражена П.П.Блонским в положе­нии о том, что воспитание есть лишь рациональная организация самовоспитания, или - в еще большей мере - в мысли П.Ф.Каптерева о том, что воспитание должно создавать условия для само­развития.

Поскольку мы видим, что ребенок способен с первых дней своей жизни к самостоятельному (в благоприятных условиях), без прямой инициации взрослыми развитию, можно согласиться с этим положением. В конечном счете подлинный гуманизм, без подавления развивающейся индивидуальности, очевидно, более присущ второй теории (без явной или скрытной авторитарности и подавления развивающейся индивидуальности, при стимули­ровании самостоятельности не как эпизодическом приеме, а в качестве принципа отношений между обучающим и учащимися).

Однако может ли быть столь однозначной оценка этих двух на­правлений в педагогике и психологии? Ведь при всех недостатках первой теории обучение на ее основе обеспечивает более высокую управляемость и целенаправленность учебно-воспитательного про­цесса. А это значит и его более высокую результативность: при­знанные во всем мире успехи советской школы обеспечены при ос­новополагающем влиянии на ее деятельность идеи о ведущей роли учителя (воспитателя) в формировании и развитии всех сторон раз­вивающейся личности.

И в то же время при всех положительных характеристиках второй теории не плодит ли «свободная школа» молодых людей, «ищущих себя» до сорока лет и бунтующих против любого по­рядка?

Вероятно, не противопоставление этих идей, не отвержение ка­кой-либо из них, а разумное их сочетание в практической дея-

тельности, выражающейся в тонком угадывании и определении (на основе использования современных совершенствующихся ме­тодик) направлений и перспектив развития личности, должно быть в основе организации учения на гуманистической основе. Действенная организация деятельности учения, направленная на развитие интересов, способностей и мотивов учеников должна быть в основе деятельности современной школы и школы будуще­го. То есть учение должно быть деятельностью свободной, само­стоятельной, но в то же время разумно направляемой учителем и осуществляемой в соответствующих возможностям ребенка и це­лям воспитания условиях интеллектуального и материального ее обеспечения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.