КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Условия эффективности учения как воспитательного средства
Подводя итоги всему написанному об учении как деятельности ученика и обучении как двустороннем процессе, в котором учащиеся осваивают знания, умения и навыки, следует отметить следую- щее очень важное положение: как ни велики возможности учения и обучения в формировании личности учащегося, они реализуются в положительном направлении лишь при соблюдении определенных условий. Перед тем как назвать эти условия, укажем, что в обучении воспитывающее влияние на учащихся оказывают: - содержание усваиваемого материала; - формы и методы учебной работы; -личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету, всему миру; - вся обстановка в классе и в школе. Кроме этих внешних по отношению к ученику и его деятельности условий воспитывающее влияние оказывают и мотивы учения - побудительные стимулы, причины, заставляющие ученика учиться. Их разделяют на социальные, коммуникативные, познавательные, личностные (стремление к самоусовершенствованию, самоутверждению). Они возникают сами, проявляясь в виде интереса к новым знаниям, потребности в освоении новых умений и навыков: изменяющиеся условия жизни, растущие возможности развивающегося организма неизбежно толкают ребенка к необходимости приобретения новых способов освоения и изменения окружающих его условий, приспособления к ним и их для себя. В то же время целенаправленное воспитание формирует и развивает интерес к знаниям и потребность в них: учителя так организуют процесс обучения, чтобы возбудить у учащихся интерес к учению, вызвать потребность в новых знаниях. В одних случаях потребность осознается на основе интереса и практической необходимости новых знаний, умений и навыков. В других же - на основе чувства ответственности, долга или даже страха перед наказанием за невыполнение заданий. Обычно это не один, а достаточно сложная комбинация нескольких или даже многих мотивов.
Естественно, что в этих неодинаковых случаях и воспитательное влияние деятельности учения, а значит, и всего процесса обучения будет неодинаковым по своей направленности. Одно и то же содержание усваиваемого материала может, таким образом, оказать и положительное, и отрицательное воспитательное влияние на учащихся в зависимости от мотивов выполнения ими деятельности учения. Эти побудительные стимулы (мотивы) - интерес, необходимость, потребность, долг (ответственность), страх - могут иметь личностно-индивидуалистическую или общественно-альтруистическую направленность. Противопоставлять их, конечно, не следует, но важно достаточно определенно представлять негативные последствия развития крайних направлений. Как односто- роннее развитие эгоистических мотивов, так и полное подавление мотивов личностно значимых не приводит к гармоничному развитию личности, оптимально сочетающей личные и общественные интересы. Достижение такого положения, когда в процессе обучения целенаправленно формируется личность в нравственном, эстетическом и интеллектуальном отношениях, обеспечивается при соблюдении следующих условий: -в учении усваиваются необходимые, связанные с жизнью учащегося знания; - усвоение знаний, формирование умений и навыков осуществляются в реальной деятельности самих учеников, которая осознается учащимися как личностно значимая; - процесс обучения способствует развитию и совершенствованию психических процессов учащихся; - в обучении проявляется забота об укреплении здоровья учащихся; - обучение осуществляется в положительной эстетической обстановке;
- отношения между учащимися имеют гуманистический характер; - отношения с учителем имеют личностный характер: учитель заинтересован не только в том, чтобы ученик знал его предмет, но и в его судьбе. О том, каким должно быть учение, формирующее морально ценную автономную личность, очень хорошо сказал еще в 1915г. П.П.Блонский в своей работе «Задачи и методы новой народной школы»: «Будущая народная школа должна быть ярко гуманитарной школой, школой человечности в полном смысле этого слова. Ее задача - создать чуткого к человеческой жизни человека, человека, который хотел бы и умел бы видеть жизнь своих братьев. Она должна человеку говорить о человеке». И далее: «Цель воспитания - развитие мысли ребенка, исходная же точка -его наличное состояние... И наша ошибка в том состоит, что, поглощенные вопросом о цели воспитания, мы забыли, из чего должны исходить. Обучать ребенка - это значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир»1. Нужно только помнить, что в реальной жизни нет учения вообще, есть учение конкретного ученика, его деятельность в кон- 1 Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. М., 1979.-Т. 1.-С. 59, 65. кретных условиях. Не бывает учения вне возраста, вне индивидуальных особенностей учащегося. Соответственно не должно быть и обучения вообще, оно должно быть направленно на каждого учащегося, учитывать его возможности, мотивы учения и потребности. Вопросы и задания 1. Дайте определение учению как средству воспитания. 2. Назовите виды учения как деятельности воспитанников. 3. Вспомните основные мотивы учения школьников. 4. Какие виды обучения встречаются в школьной практике? 5. При каких условиях обеспечивается воспитательная эффективность учения? Рекомендуемая литература БрунерД. Процесс обучения. - М., 1962. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М., 1972. Данилов М.А. Процесс обучения // Дидактика средней школы. - М., 1975. - С. 82-113. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. - М., 1968. Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи.-М., 1989.
Глава IX РОЛЬ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ В системе воспитательных средств игра занимает явно не равноценное по сравнению с другими воспитательными средствами -общением, трудом, учением - место. Она если и имеет весьма существенное значение, то в определенный непродолжительный период жизни индивида - в возрасте примерно от полутора-двух лет и до поступления в школу. Это, конечно, не означает, что до и после этого времени ребенок, взрослый не играют. Играть ребенок начинает очень рано, когда ему месяц-полтора, и продолжает потом играть всю свою жизнь. Однако в первые полтора-два года жизни не игра является основным видом деятельности, а деятельность познавательная (интеллектуальный труд) и деятельность учения. Он в это время учится многому: распознавать, передвигаться, общаться и в том числе играть. А после поступления в школу играть ребенку становится некогда, да и интересы постепенно смещаются в сферу организованного обучения и труда. И лишь общение не теряет своего значения ни в один из периодов жизни и развития индивида. Изменяются только его содержание, формы, мера включенности в другие виды деятельности. Для игры же важнейшее средство воспитания выступает непродолжительный период детства, всего четыре-пять лет, когда от ее разнообразия, содержания, эмоциональной и интеллектуальной насыщенности действительно зависят результаты развития индивидуальности и социализации личности. В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Но он не только осваивает готовые способы действий, но и экспериментирует, приспосабливает предметы к своим потребностям, использует их в соответствии с развивающимся воображением. Это же характерно и для освоения отношений в мире взрослых: ребенок, воспроизводя в игре отношения взрослых, по-своему переживает их и трансформирует в соответствии со своей фантазией: возникающими представлениями о добре и справедливости. Через себя в игре ребенок начинает понимать
другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя. Такое активное участие в освоении предметного мира и мира человеческих отношений способствует развитию творческих возможностей детей: «Два основных психических новообразования дошкольного возраста, формирующихся в игре, - ориентация на позицию другого человека и творческое воображение, - теснейшим образом связаны друг с другом. Можно даже сказать, что это две стороны одного и того же начала в ребенке, а именно - начала творческого»'. Нелегко дать обоснованную оценку или хотя бы представить реальную роль игры в формировании личности, особенно в сравнении с другими средствами воспитания. Попробуем это сделать, привлекая на помощь сведения из истории развития образовательно-воспитательных систем и современные примеры использования игры в учебной и воспитательной работе.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |