Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В тезисах, дефинициях, иллюстрациях 53 страница




Согласно А. Маслоу - воспитание и общественные нормы более или менее эффективно принуждают людей забыть о собственных чувствах или потребностях и принять навязанные другими ценности. Поэтому возможности людей удовлетворить основные потребности очень часто бывают ограничены, что препятствует появлению и удовлетворению потребностей более высокого уровня.

Потребности человеку «заданы» и иерархически организованы. В иерархии (снизу вверх) выделяются уровни:

5: Потребности, связанные с самоактуализацией, или потребности личной состоятельности. 4: Потребности, связанные с уважением других и самоуважением. 3: Потребности, связанные с любовью и приятием - в аффективных отношениях с другими, во включенности в группу; потребность любить и быть любимым. 2: Потребности, связанные с безопасностью - в уверенности, порядке, структурированности, предсказуемости окружения. 1: Базовые физиологические потребности.

Общий принцип, предлагаемый для трактовки развития личности: ниже лежащие потребности должны быть сколько-то удовлетворены прежде, чем можно перейти к реализации высших. Без этого можно и не подозревать о существовании потребностей более высокого уровня. В целом, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья и гуманности он будет проявлять и тем более индивидуален он будет.

На вершине пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Достигают этого уровня немногие - менее 1%. Большинство просто слепо к своему потенциалу и не знает о его существовании. Этому способствует окружение: общество имеет тенденцию к нивелированию личности. Это же относится к семье: дети, растущие в обстановке дружелюбия, при удовлетворенной потребности в безопасности, имеют больше шансов для самоактуализации. В целом же, если человек не выходит на уровень самоактуализации, это означает, что некие из потребностей более низкого «блокированы».

Человек, вышедший на уровень самоактуализации - личность самоактуализуемая - оказывается особым, не отягощенным множеством мелких пороков Как зависть, злоба, цинизм и прочее, не склонен к депрессии, пессимизму, эгоизму; отличается высокой самооценкой, принимает других и природу, независим от условностей, прост и демократичен, обладает чувством юмора философского плана, склонен к переживанию «пиковых чувств» типа вдохновения.

Итак, задача человека - стать тем, чем возможно - самим собой - в обществе, где условия не способствуют этому. Человек - высшая ценность и в конечном счете отвечает лишь за то, чтобы состояться.

Согласно К. Роджерсу - в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, и он наделен силами, нужными для развития всех своих возможностей. Однако воспитание и общественные нормы более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах или потребностях и принять навязанные другими ценности. При таком положении вещей личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этих отклонениях и кроется источник неудовлетворенности и аномалий поведения, коими страдают многие.

В центре концепции - понятие самоактуализации, означающее ту силу, что заставляет человека развиваться на самых различных уровнях, от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов.

Человек, как и все живые организмы, имеет врожденную тенденцию жить, расти и развиваться. Этой тенденции подчинены все биологические потребности, они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития; процесс развития протекает, несмотря на многие препятствия на пути. Человек не таков, каким предстает в психоанализе: он изначально добр и не нуждается в контроле общества; более того, именно контроль заставляет его поступать плохо. Поведение, ведущее по пути к несчастью, не соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность, незрелость и прочее - результат страха и защиты психологической; задача психолога - помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, на глубоких уровнях имеющиеся у всех.

Актуализующая тенденция - потребность в самоактуализации в динамике ее проявления - причина становления человека более сложным, независимым и социально ответственным. Первоначально все переживания и опыт оцениваются (не обязательно сознательно) через эту тенденцию. Удовлетворение приносят переживания, соответственные ей; противоположные переживания человек старается избегать. Такая ориентация ведуща, пока не формируется структура Я - самосознание. Проблема в том, что одновременно с формированием Я возникает потребность в положительном отношении со стороны окружающих и самого себя, а единственный путь выработки положительного самоотношения - это усвоение таких способов поведения, кои вызывают положительное отношение других. И ребенок теперь будет руководствоваться не тем, что соответствует самоактуализующей тенденции, а тем, что может вызвать одобрение. И в его сознании в качестве жизненных ценностей будут возникать несоответственные его природе, а в представление о себе не будет допускаться то, что противоречит усвоенной системе ценностей. Представление о себе - Я-концепция - начинает включать ложные элементы, не основанные на том, что есть ребенок на самом деле.

Такая ситуация отказа от собственных оценок в пользу чьих-то создает отчуждение между опытом человека и его представлением о себе - неконгруэнтность. На уровне проявлений это означает тревогу, ранимость, нецельность личности, что усугубляется ненадежностью и нестабильностью «внешних ориентиров». Отсюда может возникнуть тенденция примыкать к относительно консервативным группам - близких друзей, религиозным, общественным. Но конечная цель - не стабилизация внешних оценок, а верность собственным чувствам.

Единственный путь невмешательства в самоактуализацию ребенка - с целью его развития на основе самоактуализации, а не внешних оценок - это безусловно позитивное отношение к ребенку, безусловное принятие: ребенок должен знать, что он любим независимо от того, что делает, - тогда потребности в положительном отношении и самоотношении не будут в противоречии с потребностью в самоактуализации, и лишь при этом условии индивид будет психологически цельным.

Как практик, К. Роджерс предложил ряд процедур, смягчающих неконгруэнтность. Первоначально его терапия называлась недирективной, что означало отказ от рекомендаций предписывающего характера и веру в способность клиента самому решать свои проблемы при наличии соответственной атмосферы безусловного принятия. В дальнейшем она называлась терапией, сосредоточенной на клиенте; теперь в задачи психотерапевта входило не только создание атмосферы, но также открытость его самого, его движение в направлении понимания проблем клиента и проявление этого понимания. Наконец, была развита личностно-центрированная терапия, где главное внимание отводилось личности как таковой; принципы ее распространились за пределы психотерапии (в традиционном понимании слова) и легли в основу групп встреч, охватили проблемы обучения, развития семьи, межнациональных отношений и пр. Во всех случаях главным является обращение к самоактуализации и подчеркивание роли безусловного позитивного отношения.

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКАЯ - отрасль психологии, исследующая закономерности развития психического детей. Основной предмет анализа - это движущие причины и условия развития онтогенетического отдельных процессов психических у детей, в том числе - формирования различных типов деятельности. Основные экспериментальные стратегии:

1) исследования поперечные - когда анализируется динамика развития некоего процесса психического одновременно у детей разных возрастных групп;

2) исследования продольные - когда анализируются психологические особенности одних и тех же детей в ходе длительного времени.

В психологии детской постулируется, что решающий фактор в развитии психическом детей есть усвоение ими исторически сложившихся форм человеческой деятельности в условиях постепенно созревающих природных анатомо-физиологических особенностей детского организма и системы нервной. При овладении каждым видом деятельности, отражающим некие аспекты общественного опыта, происходит постепенное свертывание деятельности внешней: от действий внешних, материальных с предметами - к выполнению действий внутренних, умственных. При этом каждому возрастному периоду свойственны специфические задачи развития, в ходе решения коих формируются некие формы деятельности.

ПСИХОЛОГИЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ - 1. Раздел психологии, имеющий предметом мотивацию поведения, влечения, эмоции, конфликты личности, - динамический (побудительный, аффективный) аспект психической жизни, в отличие от ее интеллектуальных проявлений.

2. Направление зарубежной психологии, рассматривающее всю психическую деятельность с позиции ее непрерывной динамики, активности. Самый крупный представитель психологии динамической - американский психолог Р. Вудвортс; критикуя учение о том, что поведение исчерпывается связями между раздражителями внешними и ответными реакциями организма (бихевиоризм), он трактовал психический ответ на внешнее воздействие как сложный, изменчивый акт, в динамике коего интегрируются прошлый опыт и своеобразие наличных условий, внутренних и внешних. Этот синтез не может объясняться ни ассоциацией исходных элементов, ни их автоматическим объединением в комплексы, но достигается благодаря психической активности, основа коей - стремление к цели как фундаментальное свойство живого. Благодаря такому стремлению - потребности - организм необычайно чувствителен к одним стимулам и безразличен к другим. Потому потребность не только определяет характер реакций двигательных, но и влияет на восприятие мира.

Исходя из этих положений, сторонники психологии динамической установили ряд важных фактов в области психологии восприятия, построения движений, памяти, процессов чтения и пр. При этом во всех случаях выявлялось важное значение установки, предваряющей психический процесс и регулирующей его ход (динамику).

Психология динамическая сыграла важную роль в критике механистических концепций, игнорирующих значение внутренних психологических факторов организации поведения. Но из-за методологической ограниченности она не смогла дать причинного объяснения генезиса и развития этих факторов, их зависимости от социально-исторических условий деятельности личности. Ныне психология динамическая как самостоятельное направление или школа сошла с научной сцены.

ПСИХОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ - отрасль психологии, изучающая индивидуально-психологические различия между индивидами и между группами людей, а также причины и последствия этих различий. Термин введен в 1900 г. В. Штерном.

В качестве объекта изучения могут выступать как конкретные индивиды, так и различные группы - социальные, классовые, этнические, возрастные. Чаще всего в центре исследования стоят личностные и интеллектуальные особенности индивида, соотносимые с нейрофизиологическими факторами.

Предпосылка ее появления - внедрение в психологию эксперимента, а также методов психогенетических и математических. Психология дифференциальная складывалась под непосредственным воздействием практики - педагогической, медицинской и инженерной. Начало ее разработке положил Ф. Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изучения различий индивидуальных и для их анализа статистического (-> метод статистический). Первые крупные представители этого направления - А. Бине, А. Ф. Лазурский, Дж. Кеттелл и пр.

Основным методом психологии дифференциальной стали тесты (=> тестирование) - сперва индивидуальные, затем групповые, - используемые для определения умственных различий, а с изобретением тестов проективных - для измерения интересов, установок, реакций эмоциональных. Путем обработки тестов методами анализа факторного выявляются факторы, сигнализирующие об общих свойствах интеллекта или личности. На их основании определяются количественные вариации психологических свойств индивидов.

В зарубежной психологии наибольшую известность приобрели:

1) теория двух факторов Ч. Спирмена - согласно коей в каждом виде деятельности явлен как общий для любой из них фактор, так и специфический, надобный лишь для данного вида деятельности;

2) теории мультифакторные - отрицающие общий фактор и полагающие, что имеется широкий спектр первичных умственных способностей (скорость восприятия, память ассоциативная и пр.).

Однако как бы ни совершенствовались тесты и их обработка, они сами по себе не способны объяснить причины психологических различий. Вопрос об этих причинах за всю историю психологии дифференциальной был остро дискуссионным.

В зарубежной психологии дифференциальной долгое время господствовало убеждение в биологической предопределенности способностей и характера человека. Решающее значение приписывалось при этом наследственности и созреванию организма, а зависимость индивидуально-психологических особенностей от образа жизни личности, социально-экономических и культурных условий ее развития не учитывалась.

Ныне для психологии дифференциальной характерно интенсивное развитие новых подходов и методов - и экспериментальных, и математических. Наряду с умственными различиями между индивидами широко исследуются различия творческих и организаторских способностей, общей структуры личности, сферы мотивационной. Важное место отводится выявлению корреляций (-> анализ корреляционный) между свойствами психологическими - с одной стороны, и физиологическими и биохимическими - с другой. Большая работа ведется и отечественными учеными. Факты и выводы, полученные психологией дифференциальной, имеют важное значение для решения многих практических задач: отбор и обучение персонала, диагностика и прогностика развития отдельных свойств, склонностей, способностей индивидов и пр.

ПСИХОЛОГИЯ ДОНАУЧНАЯ - собственно донаучный этап развития психологии начался с вопроса, поставленного эллинской философией: что же есть душа - самостоятельная субстанция или же свойство другой субстанции (материи)? Завершился этот этап лишь в конце XIX в. Это было время по преимуществу философских размышлений о душе: душа была предметом интеллектуального анализа, но не объектом изучения.

Бурное развитие наук естественных, особенно физиологии и медицины, остро ставило вопрос о возможности объективного психологического исследования, а ряд открытий подтвердил наличие бессознательной психической жизни. Все это обусловило появление качественно нового этапа развития - появление психологии научной.

ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА, ПОКАЗАНИЯ (психология допроса и показаний) - судебной раздел психологии, изучающий психологические закономерности получения, фиксации, оценки представителями правоохранительных органов значимой для установления истины информации от свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых. Допрос рассматривается как специфическая, регламентированная законом форма общения, имеющая характер сотрудничества или противоборства. Особенно активно разрабатываемые вопросы:

1) формирование показаний;

2) происхождения и предупреждения в них ошибок;

3) диагностика и профилактика заведомо ложных показаний;

4) определение тактики допроса, методов воздействия на допрашиваемого и границ их допустимости.

Установлено, что на дачу показаний существенно влияют процессуальное положение допрашиваемого (свидетель, обвиняемый и пр.), его возраст, образование, жизненный опыт, вся совокупность его психологических свойств, а также условия допроса и прочие обстоятельства. Причинами ошибок в показаниях могут быть субъективные свойства допрашиваемых (особенности восприятия, памяти и пр.), а также содержание вопросов, оказывающих внушающее действие, отрицательно влияющих на сохранение и воспроизведение информации. Происхождение сознательной лжи в показаниях связано с характером отношения допрашиваемого к исходу дела; иногда ложь провоцируется допрашивающим путем произвольного или непроизвольного создания у допрашиваемого представления о субъективной выгоде определенных показаний.

Специальные исследования показали, что применение на допросе методов психического принуждения, внушения (в частности, гипноза) или дезинформации повышает вероятность появления ошибок и ложных показаний, в том числе оговора и самооговора. Самым продуктивным методом воздействия на допрашиваемого считается рациональное убеждение, направленное на создание мотивации для сообщения правдивых сведений.

ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ - направление в психологии (также в психологии глубинной), социологии и психоанализе, выражающее идеи и теории А. Адлера и его последователей. Относительно психоанализа выступает как реформистское направление. В названии этого направления, производного от латинского individuum, что означает «неделимое», выражается его кредо - исследовать целостность личности без членения ее на сознательное и бессознательное.

Центральная идея - о бессознательном стремлении человека к совершенству. Согласно Адлеру, это стремление определяется исходным и неизбежным переживанием чувства собственной неполноценности и потребностью его компенсировать.

Во всех проявлениях личности ведущим считается такое качество, как реализация жизненной цели или смысла жизни. Психология индивидуальная исходит из того, что структура личности - индивидуальность - ребенка закладывается в раннем детстве (до пяти лет) в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее развитие психическое. Ребенок из-за неразвитости телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое и самоутвердиться складываются его цели. Как цель, так и стиль жизни тесно связаны с условиями семейного воспитания. Когда цели реалистичны, личность развивается нормально; когда фиктивны - становится невротичной и асоциальной.

В возрасте раннем возникает конфликт между прирожденным социальным чувством и чувством неполноценности (-> комплекс), который вводит в действие механизмы компенсации и сверхкомпенсации. Это порождает стремление к личной власти, превосходству над другими и отклонение от социально ценных норм поведения/Задача психотерапии - помочь невротическому субъекту (- > невротизм) осознать, что его мотивы и цели неадекватны реальности, чтобы его стремление компенсировать неполноценность нашло выход в творческих актах.

Переживание неполноценности, помимо переживания реальных недостатков, естественно оттого, что ребенок видит окружающих более сильными, умными и умелыми, чем он сам. Эти переживания могут усугубляться от недемократических отношений ребенка с родителями и братьями-сестрами. Опыт взаимоотношений, получаемый до пятилетнего возраста, решающ для развития характера, и именно этот период определяет характер человека.

Первоначально А. Адлер считал, что компенсация чувства неполноценности должна идти по линии самоутверждения, удовлетворения «воли к власти»; но впоследствии он говорил о самоутверждении за счет обретения чувства превосходства. Движущей силой развития выступает социальный интерес - как стремление сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей. При его недоразвитии возможны проявления преступности, наркомании, психопатологических отклонений; есть два пути:

1) конструктивный - в виде деятельности во благо другим и в сотрудничестве с ними;

2) деструктивный - за счет унижения и эксплуатации других.

Выбор пути зависит от развития и сохранности социального интереса - чувства сопричастности человечеству, готовности сотрудничать. Оно, видимо, врожденно, но само по себе слишком слабо и в неблагоприятных условиях приглушается или извращается - в силу переживаемого в детстве отвержения, агрессии со стороны близких, или же, напротив, в силу избалованности, когда нет нужды заботиться о сотрудничестве. В первом случае человек как бы мстит человечеству, во втором - требует от него привычного отношения; так или иначе он оказывается в положении берущего, а не дающего. Именно это - ключевой момент терапии: такой человек существует как бы в условном мире, где он не обнаруживает своей неполноценности, замаскированной позицией псевдосильного - берущего; но это не снижает тревожности, ибо переживание неполноценности сохраняется в неосознаваемом виде. И задача терапевта - восстановить реалистические отношения клиента с миром, раскрыть его навстречу людям.

Идея А. Адлера о важности чувства безопасности в развитии ребенка стала одной из главных в ряде психотерапевтических направлений, основанных на психоанализе и психологии гуманистической.;

Важнейшие результаты психологии индивидуальной - это:

1) развитие концепции комплексов;

2) разработка понятия и теории комплекса неполноценности;

3) создание концепций компенсации и сверхкомпенсации, исследование действия этих механизмов;

4) разработка проблем личности, поведения, стиля жизненного, творчества, сновидений, неврозов и пр.

Идеи психологии индивидуальной получили на Западе распространение не только в психологии личности, но и в психологии социальной, где они использовались в групповых методах терапии (-> психотерапия групповая). Она оказала влияние и на сторонников неофрейдизма.

ПСИХОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНАЯ - отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной, деятельность в системе человек-машина, взаимодействие человека и технических устройств. Возникла в условиях научно-технической революции, преобразовавшей структуру производственного труда, важнейшими составляющими коего стали процессы восприятия и переработки оперативной информации, принятие решений в условиях ограниченного времени.

Основная задача психологии инженерной - исследование процессов приема, переработки и хранения информации человеком, производимых при проектировании технических устройств и управлении ими.

Основные проблемы психологии инженерной:

1) анализ задач человека в системах управления, распределение функций между человеком и автоматическими устройствами, в частности компьютерами;

2) исследование деятельности совместной операторов, процессов общения и информационного взаимодействия между ними;

3) анализ психологической структуры деятельности оператора, ее психофизиологических и психологических аспектов;

4) исследование факторов, влияющих на эффективность, качество, точность, скорость, надежность действий операторов;

5) исследование процессов приема человеком информации, изучение сенсорного «входа» человека;

6) анализ процессов переработки информации человеком, ее хранения и принятия решений, психологических механизмов регуляции деятельности операторов;

7) исследование процессов формирования команд и выполнения управляющих действий человеком, характеристик его речевого и моторного «выхода»;

8) разработка методов психодиагностики, ориентации профессиональной и отбора специалистов операторского профиля, их обучения и расстановки кадров;

9) анализ и оптимизации процессов обучения операторов.

10) инженерно-психологическое проектирование и психологическое обеспечение научной организации труда.

В ходе развития психологии инженерной произошел переход от изучения отдельных элементов деятельности к изучению деятельности в целом; от рассмотрения оператора как простого звена системы управления к рассмотрению его как сложной высокоорганизованной системы; от машиноцентрического подхода - к антропоцентрическому.

В 50-е гг. основной предмет исследований психологии инженерной составляли процессы восприятия отдельных элементов приборов; в 60-е гг. - процессы восприятия показаний прибора в целом; в 70-е гг. перешли к исследованию взаимодействия оператора с многокомпонентными системами отображения информации. Ныне исследуются сложные процессы взаимной адаптации человека и управляемой системы. В зависимости от степени ответственности человека и сложности системы управления эта адаптация может реализоваться на разных уровнях. Разработанные методы индивидуальной адаптации применяются также в учебных информационных средствах для школьников со сложными аномалиями зрения.

Внедрение научных результатов психологии инженерной в практику хозяйства производится путем инженерно-психологического проектирования рабочих мест операторов, пультов управления, средств и систем отображения информации. Сформулирован ряд общих принципов синтеза таких систем: оптимальная лаконичность, автономность, структурность; акцент на элементах контроля и управления и их взаимном соответствии; разделение детальной и интегральной информации во времени и в пространстве; индивидуально-оперативная адаптация потока сигналов к темпу работы, и пр.

В психологии инженерной выделяются:

1) внешние факторы сложности деятельности;

2) психологические факторы сложности - характеристики субъективного образа, концептуальной модели управляемого объекта;

3) психологические критерии сложности - показатели эффективности, качества, надежности, напряженности труда человека.

Для выявления и количественной оценки психологических факторов деятельности человека-оператора применяется комплекс методов, разработанных в разных отраслях теоретической и прикладной психологии: методы алгоритмизации, построения обобщенных блочных структур; выделение операций и действий; регистрация психофизиологических показателей и моторных компонент; наблюдение, самоотчет, интервью, и пр. Введение психологических факторов сложности позволило преодолеть ограниченность представления человека-оператора как «ящика черного», кое перешло в психологию инженерную из кибернетики и господствовавшего в прошлом бихевиоризма.

В отечественной психологии инженерной сформулированы концепции: оператора активного; включения; системы деятельности психологической; структур алгоритмических; структур идеализованных; взаимодействия полисенсорного; многоуровневой взаимной адаптации человека и машины; теории обучения трансформационной; факторов сложности психологических, и пр. (=> эргономика).

ПСИХОЛОГИЯ ИНТРОСПЕКТИВНАЯ - ряд направлений в психологии, использующие как единственный метод изучения психики интроспекцию, метод интроспективный - наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания.

При этом чужое сознание рассматривается как специально реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с их внешними проявления, строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения.

К данному направлению можно отнести школу В. Вундта, психологию структурную Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, школу Вюрцбургскую, а также Л. М. Лопатина, Г. И. Челпанова.

При этом предполагалось, что ненадежность обычного, «ненаучного» самонаблюдения можно преодолеть специальной тренировкой, вырабатывающей навык самоотчета о том, что непосредственно осознается в момент предъявления раздражителя. Сведения, о коих сообщали испытуемые, признавались научными фактами, лишь если при постоянных раздражителях внешних возникали одни и те же субъективные феномены. На этом основании за структурные элементы психики были приняты ощущения, их копии - образы памяти и простейшие чувства. Эти «атомы» чувственной ткани сознания изучались с позиции их качества, интенсивности и пр.

Психология интроспективная, выдвигая субъективный метод как единственное средство изучения психической реальности, отождествила эту реальность с данными самонаблюдения, так что сознание оказалось противопоставленным остальному миру и по своей сущности, и по познаваемости. Идеализм и субъективизм психологии интроспективной привели ее к кризису и лишили научного влияния. Она была подвергнута острой критике - преимущественно с механистических позиций - сторонниками бихевиоризма и психоанализа. Ее методологическая критика велась и в работах отечественных психологов.

ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА - отрасль психологии, изучающая процесс восприятия и создания произведений искусства; ее предмет - свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. Занимается изучением проблем художественного творчества и личности художника, восприятия художественных произведений, особенностей структуры художественных произведений.

Психология искусства развивалась,.преодолевая воздействие психологизма (в Германии - В. Вундт, в России - последователи А. А. Потебни), выводившего форму художественных произведений и их содержание из особенностей индивидуального сознания, и антипсихологизма (формальной школы, структурализма), отвергающего зависимость этих произведений от психической активности субъекта. В отечественной психологии первую программу разработки этой области знания изложил Л. С. Выготский.

Психология искусства исходит из представлений о первичности искусства как особой исторически развивающейся системы по отношению к индивидуально-личностным свойствам творящих ее личностей. Используя конкретно-научные методы - наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, интервьюирование, биографический метод и прочие, - она исследует процессы творчества художественного с позиции реализации в них способностей и характера личности, ее интеллекта и эмоций, мотивационных факторов, отношений межличностных.

Поскольку в искусстве субъект духовно-практически осваивает мир посредством образов художественных, психология искусства выделяет механизмы их формирования, отправляясь от опыта познания человеком действительности в системе других элементов культуры, прослеживая закономерности преобразования этого опыта для порождения художественных творений. Своеобразие работы мысли при этом раскрывается в ее сравнении с оперированием теми чувственными и умственными образами, что организуют поведение субъекта вне сферы искусства. Такое сравнение позволяет объяснить уникальность актов художественного познания, их отличие от других форм отображения действительности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.