Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В данной схеме отраже­ны основные задачи пе­дагогической науки,а не практические задачи в области образования




Научно-методическое обеспе­чение управления образова­тельными структурами

Внедрение результатов педа­гогических исследований в прак­тику

Эффективного управле­ния образовательной по­литикой.

Анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ

Предмет педагогики — определяющие развитие личнос­ти противоречия, закономерности, отношения, техноло­гии организации и осуществления воспитательного про­цесса.

Объект педагогики — воспитание как сознательно и це­ленаправленно осуществляемый процесс.

• ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ18

В ВАШ «КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ»

РАЗВИТИЕ — процесс количественных и качествен­ных изменений в организме, психике, интеллектуаль­ной и духовной сфере человека, обусловленный влияни­ем внешних (природная и социальная среда, воспитание, коллективная деятельность, общение) и внутренних (ана-томофизиологические предпосылки, собственная актив­ность личности, реализуемая в деятельности), управляе­мых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых (объективное, стихийное влияние среды) факторов.

" Здесь представлен только ряд базовых категорий (понятий), которыми оперируют все педагогические дисциплины (прежде всего — общая пе­дагогика), понятия, отражающие структуру педагогической науки и деятельности (теория, методическая система, педагогическая техника, инструментовка и т п.), операциональные понятия (метод, прием, орга­низационная форма, педагогическое средство и т п.) будут раскры­ваться при изучении соответствующего учебного материала

• теоретическое изуче­ние, описание и объясне­ние сущности, противоре­чий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса воспита­ния;

 

обеспечение:

• научно обоснованного целеполагания и планиро­вания и развития системы воспитания,

 

\

1^

^ ^ функции 'Isy,^

? ' ]К педагогики '- <?».

': Т

' конструктивная \

 

• разработка новых педагоги­ческих технологий (содержания, форм, методов, средств воспи­тания и обучения), педагогичес­ких систем, основ инновацион­ной педагогической деятельно­сти;

 

Обратите внимание!

 

Рисунок 2

 

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! ЭТО ВАЖНО

Любая система, в том числе об­разовательная, характеризуется двумя параметрами: она функци­онирует и одновременно развива­ется. Отсюда единство функций педагогики, обеспечивающих уп­равление функционированием и управление развитием системы воспитания и образования.

 

К СЛОВУ! ТОЛКОВЫЙ ЭТИМОЛОГИ­ЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

КАТЕГОРИЯ (от греч. kategoria — выс­казывание; признак) — научное поня­тие, выражающее наиболее существен­ные свойства и отношения определен­ного явления действительности. Знать категории необходимо, чтобы понимать язык науки

 

 

Ф

ОРМИРОВАНИЕ — процесс становления личности человека в результате объективного влияния наслед­ственности, среды, целенаправленного воспитания и соб­ственной активности личности (самовоспитания).

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и соци­ального опыта. «Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека фак­торов общественного бытия.., так и под влиянием соци­ально контролируемых обстоятельств и специально созда­ваемых в процессе воспитания условий19».

ВОСПИТАНИЕ — в широком социальном смысле —

совокупность формирующих воздействий всех обще­ственных институтов, обеспечивающих передачу из поко-

19 Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. — М„ 1993. — Т. 1. — С. 165.

К СЛОВУ! ТОЛКОВЫЙ ЭТИМОЛОГИ­ЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ   КАТЕГОРИЯ (от греч. kategoria — выс­казывание; признак) — научное поня­тие, выражающее наиболее существен­ные свойства и отношения определен­ного явления действительности.  
Знать категории необходимо, чтобы понимать язык науки  

 

ФОРМИРОВАНИЕ — процесс становления личности человека в результате объективного влияния наслед­ственности, среды, целенаправленного воспитания и соб­ственной активности личности (самовоспитания).

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и соци­ального опыта. «Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека фак­торов общественного бытия.., так и под влиянием соци­ально контролируемых обстоятельств и специально созда­ваемых в процессе воспитания условий'9».

ВОСПИТАНИЕ — в широком социальном смысле —

совокупность формирующих воздействий всех обще­ственных институтов, обеспечивающих передачу из поко-

19 Российская педагогическая энциклопедия: В 2-хт. — М., 1993. — Т. 1. — С. 165.

ления в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей;

в широком педагогическом значении процесс целе­направленного формирования личности в условиях спе­циально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и вос-питуемых;

в узком педагогическом значении специальная воспи­тательная деятельность, имеющая целью формирова­ние определенных качеств, свойств и отношений чело­века.

ОБРАЗОВАНИЕ как процесс — освоение в учрежде­ниях дошкольного, общего, профессионального и до­полнительного образования, а также в результате самооб­разования системы знаний, умений, навыков, опыта по­знавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений;

как результат — достигнутый уровень в освоении зна­ний, умений, навыков, опыта деятельности и отноше­ний;

как система — совокупность преемственных образова­тельных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных уч­реждений, органов управления образованием.

О

БУЧЕНИЕ — специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности:

О'

преподавание («руководство учением»20) — организация учебного труда обучаемых, формирование у них моти­вации и опыта познавательной деятельности, плано­мерная и систематическая передача содержания обра­зования;

учение усвоение содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности обучаемыми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.