Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая наука и педагогическая практика




Педагогическая энциклопедия: В 4 т. — М., 1966. — Т. 3. — С. 286.

^

С

АМОВОСПИТАНИЕ — осознанная, целеустремлен­ная деятельность человека, направленная на само­развитие, самообразование, совершенствование положи­тельных и преодоление отрицательных личностных качеств.

САМООБРАЗОВАНИЕ — активная целенаправлен­ная познавательная деятельность человека, связан­ная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - специально орга­низованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие вос­питателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразова­нию личностных свойств и качеств воспитанников.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - комплекс, вклю­чающий в себя: цели; субъектов, реализующих эти цели; деятельность; отношения, возникающие между ее уча­стниками и объединяющие их; освоенную субъектами вос­питания среду и управление, обеспечивающее единство компонентов воспитательной системы и развитие этой системы21. Утрата любого компонента ведет к разрушению системы в целом.

Осуществляя теоретический анализ практики воспи­тания, устанавливая функционирующие в ней суще­ственные связи и закономерности, тенденции и перс­пективы ее развития, педагогическая наука разрабаты­вает на этой основе практические рекомендации, бла­годаря чему открывает перед практикой новые возмож­ности и перспективы.

21 См.: Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. — М., 1993. — С. 169; Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспита­ние? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспита­тельных систем. — М., 1996. — С. 13.

Схематически взаимодействие науки и практики могло бы быть выражено следующим образом:

ОБЩИЕ ДЛЯ НАУКИ И ПРАКТИКИ ЦЕЛЬ И ИДЕАЛ: СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО И ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Таблица 4

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА   ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА  
ОБЪЕКТ   ОБЪЕКТ  
Воспитание как сознатель­но и целенаправленно осу­ществляемый процесс   Деятельность и отношения личности  
ПРЕДМЕТ   ПРЕДМЕТ  
Определяющие развитие личности свойства, проти­воречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществ­ления процесса воспитания   Условия, формы, способы, средства организации и осу­ществления деятельности по овладению общественным опытом, социальными и ду­ховными отношениями; стандарты и программы об­разования  

 

СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
Теоретический анализ сущно­сти, закономерностей, тен­денций процесса воспита­ния; прогнозирование перс­пектив его развития, опреде­ление принципов и содержа­ния; разработка теории и методики воспитания, педа­гогических технологий и вне­дрение их в практику   Проектирование, организация, контроль, оценка и корректи­ровка деятельности и обще­ния; формирование знаний, отношений и опыта.  

 

• ОБ ЭТОМ СПОРЯТ...

В течение практически всего периода существования пе­дагогики как самостоятельной науки ведется дискуссия: к каким наукам следует относить педагогику — теоретичес­ким или прикладным?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.