Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Половозрастные особенности человека и развитие его личности




Характер воздействия различных факторов на форми­рование личности во многом обусловлен половозрастны­ми и ндивидуальными особенностями развития человека.

К сожалению, учебные пособия по педагогике и пси­хологии в большинстве своем ограничиваются в основ­ном констатацией этого факта, причем, если общая ха­рактеристика возрастных особенностей предлагается к рас­смотрению, то о наличии индивидуальных особенностей главным образом предупреждают, а специфика развития человека, обусловленная его половой принадлежностью, игнорируется вовсе.

• Психолого-педагогические и медицинские исследо­вания позволили выделить ряд возрастных периодов в раз­витии человека, обозначенных в представленной ниже таб­лице 7.

Известно, что подобного рода схемы строятся на ос­нове обобщения, пределы которого весьма широки. В каж­дом же конкретном случае колебания в уровне реального развития человека могут иметь достаточно большую амп­литуду, что обусловлено совокупным и единичным дей­ствием внутренних и внешних факторов.

Поэтому представленные в таблицах варианты перио­дизации возрастного развития условны, так как основы­ваются они на специфических для каждого подхода кри­териях. Существует целый ряд иных версий периодизации развития и число их продолжает увеличиваться, посколь­ку единый и бесспорный критерий пока не найден.

Да и возможно ли найти его?

• Исследования в области антропологии выявили ряд важных закономерностей психофизиологического и духов­ного развития человека, связанных с возрастными осо­бенностями.

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ77

Таблица 8

В возрастной физиологии   В медицине   В возрастной психологии и педагогике  
Новорожденность (первые 10 дней)   Новорожденность (первые 3-4 недели)   Младенчество (от рождения до 1 года)  
Грудной возраст (10 дней -один год)   Грудной возраст (младший ясель­ный) 4 недели -один год)   Преддошкольное детство (1-3 года)  
Раннее детство (1-3 года)   Преддошкольный возраст (старший ясельный) (1-3 года)  
Первое детство (4-7 лет)   Дошкольный возраст (3-7 лет)   Дошкольное детство (3-6 лет)  
Второе детство (8-12 лет)   Младший школь­ный возраст (7-12 лет)   Младший школь­ный возраст (6-10 лет)  
Подростковый возраст: мальчики — 13-16 лет; девочки -12-15 лет   Подростковый возраст   Подростковый возраст (среднешкольный) (10-15 лет)  
Юношеский возраст: юноши -17-21 год; девушки -16-20 лет   Старший школьный (12-18 лет)   Юность: 1 период -15-17 лет 2 период -17-21 год  

 

" См.: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М, 1993. — Т. 1. — С.157.

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ (по Д.Б. Эльконину)78

Таблица 9

Возраст­ной период   Ведущая деятель­ность   Объект познава­тельной деятельно­сти   Какая сфера психики преимуще­ственно развивается   Новообразова­ния возраста  
Младенческий (0-1 год)   Непосредственное э м о ц и о -нальное об­щение   Отношения   Личностная (потребностно-мотивацион-ная)   Потребность в общении. Эмоци­ональные отно­шения  
Раннее детство (1-3 года)   Предметно-манипулятивная   Предметы   Познаватель­ные процессы   Речь и наглядно-действенное мышление  
Дошколь­ный воз-р а с т (3-7 лет)   Сюжетно-р ол е вая игра   Отноше­ния   Личностная (потребностно-мотивацион-ная)   Потребность в общественно-значимой и об­щественно-оце­ниваемой дея­тельности  
Младший школьный возраст (7-11 лет)   Учебно-познава­тельная   Начала наук   Интеллекту­ально-познава­тельная   Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия  
Подрост­ковый воз-раст(11-15 лет)   Деятель­ность об­щения в процессе обучения и труда   Основы наук. Система о т н о ш е -ний в раз­ных ситуа­циях   Личностная (потребностно мотивацион-ная)   Стремление к «взрослости».  
Старший школьный возраст (15-17 лет)   Учебно-професси­ональная   Основы наук и професси­ональной деятельно­сти   Интеллекту­ально-познава­тельная. Личностная (потребностно-мотивационная   Мировоззрение. Профессиональ­ные интересы  

 

78 За основу принята таблица, представленная в кн.: Возрастная и педа­гогическая психология / М.В. Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Проки-на и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. - М., 1984. — С. 60.

В ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ - комплекс физи­ческих, познавательных, интеллектуальных, мотива-ционных, эмоциональных свойств, характерных для боль­шинства людей одного возраста.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.