Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для самостоятельного осмысления и обсуждения на практических занятиях. 1. Мы согласились с вами с тем, что знание особенно­стей развития человека как природного существа педагогу необходимо




1. Мы согласились с вами с тем, что знание особенно­стей развития человека как природного существа педагогу необходимо, в частности, для правильной организации учебно-воспитательного процесса в школе. Не навредить ребенку! - этот непреложный закон педагогической дея­тельности знают, как будто, все, однако...

Делегаты Всесоюзного съезда работников народного об­разования (декабрь 1988 г.) получили при регистрации удивительный по пронзительности звучания и силе эмо­ционально-нравственного воздействия документ - «От­крытое письмо врача учителю», автор которого А.А Дуб­ровский в частности отмечал: «Наш опыт подтверждает, что самой главной причиной возникновения неврозов, таких, как энурезы, логоневрозы81, различные тики, ис­терии, юношеские гипертонии, фобии, является школа, учебный процесс, связанный с перегрузкой, нервными переживаниями, перенапряжением, дистрессовыми состо­яниями, а если вникнуть глубже в суть дела, то все это можно выразить отсутствием установки на постоянную обеспокоенность охраной здоровья учеников учителем!»82

Опираясь на свои знания и представления о биологи­ческих законах, действием которых обусловлены психо­физиологические изменения в человеке, а также на свой ученический и студенческий опыт, попытайтесь сформу­лировать перечень табу - запретов на то, что может по­вредить здоровью ребенка, внести дисгармонию в его раз­витие. Эти табу целесообразно представить в виде крат­ких тезисов - аксиом - истин, не требующих доказа­тельств.

"Логоневрозы — нарушения речевой функции.

"Дубровский А.А. Открытое письмо врача учителю: Здоровье детей — будущее народа. - М., 1988. - C.I 1-12.

2. Попробуйте построить логическую цепочку, отправ­ным звеном которой будет понятие «самосознание», а за­вершающим» — «поиск смысла жизни».

3. Найдите примеры (в истории, литературе, в жизни), подтверждающие вывод В.М. Бехтерева (см. раздел «Про­блемно-аналитический материал» о том, что «умножение человеческих познаний» без воспитания чувств и воли «по­служит только к тому, чтобы создать вредного члена на­шего общества».

4. Составьте аннотацию на статью Г. С. Костюка, пред­ставленную в разделе «Проблемно-аналитический мате­риал». Позволим себе напомнить, что аннотация является кратким изложением публикации с характеристикой ее направленности, научных позиций автора и т.д.

4. И еще одно задание по этой статье Г.С. Костюка: в тексте много иноязычных слов, специальных терминов и понятий. Материал не будет понят, если вы не сделаете для себя его «перевод». Составьте словарик к этой статье, найдите определения, внесите все в ваш краткий педаго­гический словарь.

5. Напишите письмо Кириллу Петровичу Яновскому, в котором в тезисной форме выскажите свои суждения по поводу содержания его статьи (см. «Проблемно-аналити­ческий материал» к данной теме). Попытайтесь написать письмо в стиле, которым пользовались при проведении научных дискуссий в том далеком 1901 году.

6. Попытайтесь построить «образ-Я» Тома Сойера. На­помним, что «образ-Я» - это система представлений чело­века о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном.

7. Замечательная повесть-сказка Р.Киплинга заканчи­вается следующей сценой:

«И когда Маугли с тяжелым сердцем взобрался по хо­рошо знакомым скалам на то место, где его когда-то при­няли в Стаю, он застал там только свою четверку волков, Балу, почти совсем ослепшего от старости, и тяжеловес­ного, хладнокровного Каа, свернувшегося кольцом вок­руг опустевшего места Акелы.

— Значит, твой путь кончается здесь? — сказал Каа,

когда Маугли бросился на землю. — Еще

когда мы встретились в Холодных Берло­гах, я это знал. Человек в конце концов уходит к человеку, хотя джунгли его и не гонят»83.

Выросший в стае волков Маугли «с тяже­лым сердцем» пошел к людям, в ту среду, к которой он принадлежит по праву челове­ческого происхождения. Что ждет его среди людей? Киплинг предложил читателю домыс­лить судьбу своего героя. Давайте попытаем­ся это сделать, представив себя в качестве апологета биологической, социологической и биосоциальной философско-педагогичес-ких концепций. Не забывайте, что апологет — это убежден­ный сторонник какой-либо идеи, учения, который, отста­ивая свое мнение, умеет выстраивать систему логических доказательств, находить необходимые аргументы.

8. Охарактеризуйте направленность личности Януша Корчака на основе той информации о нем, которой вы уже располагаете, а также на основе этико-психологичес-кого анализа предлагаемого вашему вниманию отрывка из его книги «Как любить ребенка»:

«Будь самим собой, ищи свой собственный путь. По­знай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что ты способен сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить.

Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика яв­ляется наукой о ребенке, а не о человеке. (...)

Будь самим собой и присматривайся к детям тогда, ког­да они могут быть самими собой. Присматривайся, но не предъявляй требований. Тебе не заставить живого, задор­ного ребенка стать сосредоточенным и тихим; недоверчи­вый и угрюмый не сделается общительным и откровен­ным; самолюбивый и своевольный не станет кротким и покорным.

83 Киплинг Р. Маугли: Повесть-сказка. - М., 1978. - С. 189.

А ты сам?

Если ты не обладаешь внушительной осанкой и здоро­выми легкими, ты напрасно будешь призывать шумную ораву к порядку. Но у тебя добрая улыбка и терпеливый взгляд. Не говори ничего: может быть, они сами успоко­ятся? Дети ищут свой путь.

Не требуй от себя, чтобы ты уже сразу был степен­ным, зрелым воспитателем с психологической бухгалте­рией в душе и педагогическим кодексом в голове. У тебя есть чудесный союзник - волшебная молодость, а ты при­зываешь брюзгу — дряхлый опыт»84.

Нам часто приходится искать аргументы в защиту сво­ей позиции, найти удается не всегда... Если допустить, что авторитетное суждение Я.Корчака могло бы быть ис­пользовано в качестве одного из аргументов, то постарай­тесь найти ему место в ряду доказательств каких-либо те­зисов, представленных в материале данной темы.

9. И еще раз обратимся к известным, наверное, каждо­му человеку именам. Буратино и Мальвина - в этих пер­сонажах А. Толстой достаточно рельефно отразил особен­ности развития и поведения мальчика и девочки. Охарак­теризуйте героев сказки, опираясь на данные об особен­ностях развития детей разного пола, с которыми вы по­знакомились при изучении данной темы.

10. Сформулируйте определения понятиям:

закономерность

индивидуальные особенности

потребность

предметно (орудийно)-манипулятивная деятельность

сюжетно-ролевая игра

темперамент

Не забудьте внести эти понятия в ваш краткий педагоги­ческий словарь.

4 Корчак Я. Как любить ребенка// Корчак Я. Педагогическое наследие. — М„ 1991.-С. 55-56.

ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (ТЕКСТЫ)

Бехтерев В.М. (1857-1927),

невропатолог, психиатр, физиолог, морфолог, педагог, общественный деятель

Вопросы общественного воспитания (1904 г.)

«...Кроме самых основных, элементарных проявлений нервно-психической сферы, относящихся собственно к рефлекторной ее деятельности, все остальные приобрете­ния человеческой личности добываются путем постоян­ного упражнения и создания навыков, совокупность ко­торых и составляет то, что называется воспитанием. В сущ­ности процесс воспитания представляет собой как бы даль­нейшие наслоения нервно-психических процессов на по­чве более элементарных или обыкновенных рефлексов. Эти дальнейшие наслоения выражаются развитием более выс­ших рефлексов, которые в общей своей совокупности мо­гут быть названы воспитательными рефлексами. Человек, получивший воспитание, имеет, таким образом, как бы две природы - одна приобретается как унаследованная часть его организации от предков и образует собой ряд прирожденных и наследственных рефлексов, другая же приобретается путем естественного упражнения и искус­ственного создания навыков и образует собой совокуп­ность воспитательных рефлексов.

В сложной деятельности человека не всегда легко раз­граничить эти две его организации - прирожденную, или наследственную, и приобретенную благодаря естествен­ному или искусственному воспитанию, но оно тем не ме­нее возможно и необходимо.

Первая сторона организации, которую ради простоты можно бы назвать наследственной, состоит из такого по­рядка явлений, который направлен главным образом к обес­печению личного существования при посредстве относи­тельно простых, или так называемых обыкновенных, реф­лексов наступательного и оборонительного характера, тог-

да как вторая приобретенная сторона организации состоит из более сложных проявлений нервно-психической деятель­ности как личного, так и общественного характера.

Не трудно видеть отсюда, что человек, как социальная единица, является продуктом воспитания, а не является результатом прирожденных или наследственных условий.

Те случаи, когда человек был от первых дней своего существования оставлен без всякого воспитания, как было с известным Гансом Гаспаром, показывают, что сама при­рода не обеспечивает человеку ни дара слова, ни даже правильной способности передвигаться, оставляя его в бук­вальном смысле слова беспомощным в условиях окружа­ющей его действительности.

Такие примеры наглядно показывают, что собственно значит в жизни человека воспитание. Они говорят нам, что человеческая личность есть продукт воспитания, так как без воспитания человек остается на степени жалкого животного, не могущего себе даже обеспечить собствен­ной жизни.

...Если образование направлено к умножению челове­ческих познаний и, следовательно, к увеличению эруди­ции, то воспитание развивает ум человека, приучая его к синтезу и анализу, оно служит к облагораживанию ду­шевных чувств и к созданию и укреплению его воли. От­сюда понятно, что как бы ни был образован человек, но если ум его не отличается известной гибкостью, если чув­ства его остались на ступени грубого эгоизма, если он, наконец, окажется лишенным в известной мере и воли, то все его образование с точки зрения общественной пользы будет простым балластом, ничуть не более. Если, с другой стороны, человек с образованием получает в те­чение своего развития несоответственное направление чувств и воли, то его образование может сделаться лишь средством или орудием к удовлетворению личных страс­тей и в этом смысле послужит только к тому, чтобы со­здать вредного члена нашего общества»85.

85 Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания //Антология педа­гогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. — М., 1990.

-С. 501-504.

Г.С. Костюк (1899-1982),

психолог, академик,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1023; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.