Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика формирующего влияния семьи




Характер и интенсивность семейного влияния изменя­ются в различные периоды жизни человека: в дошкольном детстве семья играет исключительно важную роль в реа­лизации практически всех (материальных, духовных, по­знавательных) потребностей ребенка; в младшем школь­ном возрасте семья доминирует в удовлетворении мате­риальных, коммуникативных и эмоциональных потреб­ностей, уступая школе приоритет в развитии познаватель­ной сферы; на этапах отрочества и юности влияние се­мьи, несколько ослабевая в целом, сохраняет для расту­щего человека большое значение в части развития его са­мопознания, личностного, социального и профессиональ­ного самоопределения159.

Дифференцирование семья влияет и на детей разного пола: известно, что девочки (девушки) более привязаны к семье, более пластичны к ее воздействию.

В значительной степени реализация воспитательной фун­кции семьи обусловлена национальной спецификой, социо-культурными традициями и присущими данному сообществу нормами, носителем которых она выступает.

Вместе с тем есть и ряд общих факторов, обеспечиваю­щих особую роль семьи в социализации лично­сти. К ним относятся:

• Непрерывность, устойчивость, система­тичность формирующих воздействий — семья оказывает влияние на развитие человека с мо­мента появления на свет (народная мудрость гласит, что формирование личности ребенка на­чинается с рождения его родителей) и практически до его последних дней. Прежде всего поэтому семью большин­ство участников социологических опросов ставят на пер­вое место в ряду факторов, наиболее значимых в форми-

159 См Белкин А С Основы возрастной педагогики В 2 ч. — Екатерин­бург, 1992. — Ч. 1. - 73 с.

ровании личности, подтверждая тезис о том, что семья -не просто важный, а необходимый, глубоко специфичес­кий компонент социализации человека160.

• Воспитательные отношения в семье осно­ваны на чувствах родства, любви, доверия, взаимной ответственности: даже в тех слу­чаях, когда названные чувства утрачены, либо когда человек воспитывается вне се­мьи, это обстоятельство выступает как важ­ный фактор формирования его личности.

«В хорошей семье, где мать и отец живут в согласии, господствуют чуткие отношения к слову, к мысли и чув­ствам, к взгляду, еле заметному оттенку настроения, в отношениях добра и согласия, взаимной помощи и под­держки, духовного единства и щедрости, доверия и вза­имного уважения родителей, перед ребенком раскрывает­ся все то, на чем утверждается его вера в человеческую красоту, его душевное спокойствие, равновесие, его не­примиримость ко всему аморальному и антиобществен­ному»16', — писал В А. Сухомлинский.

• Общение и взаимодействие в семье лю­дей разного возраста, имеющих разную об­ласть интересов и деятельности, призва­но способствовать духовному обогащению каждого члена семейного сообщества, пе­редаче и усвоению опыта. Приходится констатировать, однако, что резкое уменьшение числа детей в семье, ограничение возможно­стей межпоколенного общения в связи с нуклеаризацией семьи (выделением супругов и их детей из состава роди­тельской семьи), порожденной естественным стремлени­ем супружеских пар жить отдельно от родителей, во мно­гом изменили сегодня (чаще — не в лучшую сторону!) характер влияния этого фактора.

160 См Семья и общество / Под ред А Г. Харчева. — М., 1982. — С. 17. 16' Сухомлинский В А Родительская педагогика // Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч. В 3 т. - М., 1981. - Т. 3. - С. 409.

• Взаимная направленность формирующих воздействий — влияние оказывают не только старшие члены семьи на младших, но и наоборот: дети зачастую побуждают взрослых к самосовершенствованию, из­менению своего образа жизни, поведе­ния, привычек. «...Воспитание есть только самосовершен­ствование, которому ничто не помогает столько, как дети»162, — писал Л.Н. Толстой.

• Благоприятная возможность для учета индивидуальных особенностей, актуально­го психического состояния, потребностей и интересов каждого члена семьи — в си­стеме общественного воспитания, в про­цессе взаимодействия человека с внеш­ней социальной средой — объективно ограничена.

• Преимущественно эмоциональный ха­рактер семейных отношений, семейного влияния — взаимодействие человека с людьми, не входящими в состав его се­мейного окружения, имеет главным об­разом рациональные мотивы и, как пра­вило, рационально по своему характеру. И вновь обратимся к В.А. Сухомлинско-му: «Тонкость ощущения человека, эмоциональная вос­приимчивость, впечатлительность, чуткость, чувствитель­ность, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека — все это постигается прежде всего в семье, во взаимоотношениях с родными»163.

162 Толстой Л.Н. Письмо к неизвестной // Умом и сердцем: Мысли о воспитании. — 4-е изд., доп. — М., 1986. — С. 240.

163 Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: В 3 т. - М., 1979. - Т. 1. С. 490.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.