Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

НИИ, связанных с Организацией правиль­ного тона и стиля отношений в коллек­тиве, эстетикой воспитания




Педагог и писатель. Осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания де­тей-правонарушителей в трудовой колонии им. М. Горького (1920-28 гг.) и детской коммуне им. Ф.Э. Дзержинского (1927-35 гг.). Основ­ные произведения, раскрывающие его взгляды на теорию и методику воспитания в коллекти­ве: «Педагогическая поэма» (1935), «Флаги на башнях» (1938), «Марш 30 года» (1932).

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА

Сплоченность коллектива и взаимная ответственность его членов.

КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio - пони­мание, система) — система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов, руководящая идея для их трактовки и ос­вещения; ведущий замысел деятельности

Проблема детского (ученического) коллектива и коллек­тивного воспитания сохраняет свою актуальность уже в те­чение столетия — одним из результатов ее исследования яв­ляется разработка целого ряда педагогических концепций, раскрывающих функции, закономерности, принципы со­здания и деятельности детских воспитательных сообществ, их структуру, систему управления и самоуправления.

Неоценимую роль в развитии учения о коллективе сыграл А.С. Макаренко: его теоретическое наследие и практический опыт сегодня изучается и используется во многих странах.

• А.С. МАКАРЕНКО;

МАКАРЕНКО Антон Семенович (1888-1939),

Важная заслуга А.С. Макаренко состоит в разработке таких законов и принципов организации жизнедеятель­ности коллектива и коллективного воспитания, как:

• ЗАКОН ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ - педагог воздействует на личность через коллектив, поскольку коллектив несет ответственность за каждого своего чле­на, а каждый человек ответственен перед своим кол­лективом. Один из важных факторов реализации этого за­кона — общественное мнение, которое может служить и действенным орудием (инструментом воздействия) и губительным оружием (инструментом устрашения, подавления, насилия).

• ЗАКОН РАЗВИТИЯ (ДВИЖЕНИЯ) КОЛЛЕКТИВА -

«Формы бытия свободного человеческого коллектива — движение вперед, форма смерти — остановка»191; кол-

'" Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8-ми т. - М„ 1984. - Т. 3. - С. 267.

лектив, достигший определенной цели и остановив­шийся в своем развитии, лишен будущего.

ПРИНЦИП ПЕРСПЕКТИВНЫХ ЛИНИЙ - суть это­го принципа, по словам А.С. Макаренко, состоит «в организации новых перспектив (развития коллектива и коллективной деятельности - B.C.), в использовании уже имеющихся, в постепенной подготовке более цен­ных». Педагог должен уметь увлечь весь коллектив и каж­дого из его членов определенной целью (перспекти­вой), осуществление которой потребует приложения усилий, труда, но вместе с тем принесет удовлетворе­ние, радость достижения, а истинным стимулом чело­веческой жизни является именно «завтрашняя ра­дость»192.

ПРИНЦИП ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗ­НОСТИ — отбор содержания жизни, деятельности и общения коллектива должен непременно быть обуслов­лен целями и задачами воспитания.

ПРИНЦИП АКТИВНОЙ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ -А.С. Макаренко настаивает на том, что к достижению цели и перспектив развития «мы должны стремиться в прямом и энергичном действии. В воспитательной ра­боте требуется решительная и активная энергия уст­ремления к цели...»193.

ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИ­ТАНИЯ - «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически.., — писал А.С. Макаренко. 5 Поэтому отдельное средство всегда может быть и поло­жительным и отрицательным, решающим моментом яв­ляется не прямая логика, а логика и действие всей си­стемы средств, гармонически организованных»194.

А ТАКЖЕ УЖЕ ЗНАКОМЫЙ ВАМ ПРИНЦИП ОТ­ВЕТСТВЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ, РЯД ПОЛОЖЕ-

192 Макаренко А.С. Педагогическая поэма// Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8-ми т. - М., 1984. - Т. 3. - С. 397.

193 Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания(тези­сы) // Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8-ми т. — Т. 4. - С. 120-121.

194 Там же.-С. 119.

• ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА (по А.С Макаренко)

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти оп­ределенный путь качественных преобразований. А.С. Ма­каренко выделяет на этом пути несколько этапов (ста­дий) развития коллектива, рассматривая в качестве кри­териев развития, во-первых, источник выдвижения тре­бований и инициативы в постановке целей, задач, перс­пектив деятельности; во-вторых, отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям.

В ВАШ «КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ - способ воздей­ствия на сознание воспитанников (коллектива) с целью стимулирования или торможения отдельных видов их активности. Требование должно быть целесообразным, определенным, понятным, посильным.

В концепции коллективного воспитания А.С. Макарен­ко есть ряд положений, которые объяснимы с позиций 30-х годов, но не вполне приемлемы сегодня. И это есте­ственно — tempora mutanturi

А поиск продолжается...




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.