КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
НИИ, связанных с Организацией правильного тона и стиля отношений в коллективе, эстетикой воспитанияПедагог и писатель. Осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей в трудовой колонии им. М. Горького (1920-28 гг.) и детской коммуне им. Ф.Э. Дзержинского (1927-35 гг.). Основные произведения, раскрывающие его взгляды на теорию и методику воспитания в коллективе: «Педагогическая поэма» (1935), «Флаги на башнях» (1938), «Марш 30 года» (1932). ОСНОВЫ ТЕОРИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА Сплоченность коллектива и взаимная ответственность его членов. КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio - понимание, система) — система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов, руководящая идея для их трактовки и освещения; ведущий замысел деятельности Проблема детского (ученического) коллектива и коллективного воспитания сохраняет свою актуальность уже в течение столетия — одним из результатов ее исследования является разработка целого ряда педагогических концепций, раскрывающих функции, закономерности, принципы создания и деятельности детских воспитательных сообществ, их структуру, систему управления и самоуправления. Неоценимую роль в развитии учения о коллективе сыграл А.С. Макаренко: его теоретическое наследие и практический опыт сегодня изучается и используется во многих странах. • А.С. МАКАРЕНКО; МАКАРЕНКО Антон Семенович (1888-1939), Важная заслуга А.С. Макаренко состоит в разработке таких законов и принципов организации жизнедеятельности коллектива и коллективного воспитания, как: • ЗАКОН ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ - педагог воздействует на личность через коллектив, поскольку коллектив несет ответственность за каждого своего члена, а каждый человек ответственен перед своим коллективом. Один из важных факторов реализации этого закона — общественное мнение, которое может служить и действенным орудием (инструментом воздействия) и губительным оружием (инструментом устрашения, подавления, насилия). • ЗАКОН РАЗВИТИЯ (ДВИЖЕНИЯ) КОЛЛЕКТИВА - «Формы бытия свободного человеческого коллектива — движение вперед, форма смерти — остановка»191; кол- '" Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8-ми т. - М„ 1984. - Т. 3. - С. 267. лектив, достигший определенной цели и остановившийся в своем развитии, лишен будущего. ПРИНЦИП ПЕРСПЕКТИВНЫХ ЛИНИЙ - суть этого принципа, по словам А.С. Макаренко, состоит «в организации новых перспектив (развития коллектива и коллективной деятельности - B.C.), в использовании уже имеющихся, в постепенной подготовке более ценных». Педагог должен уметь увлечь весь коллектив и каждого из его членов определенной целью (перспективой), осуществление которой потребует приложения усилий, труда, но вместе с тем принесет удовлетворение, радость достижения, а истинным стимулом человеческой жизни является именно «завтрашняя радость»192. ПРИНЦИП ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ — отбор содержания жизни, деятельности и общения коллектива должен непременно быть обусловлен целями и задачами воспитания. ПРИНЦИП АКТИВНОЙ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ -А.С. Макаренко настаивает на том, что к достижению цели и перспектив развития «мы должны стремиться в прямом и энергичном действии. В воспитательной работе требуется решительная и активная энергия устремления к цели...»193. ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ - «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически.., — писал А.С. Макаренко. 5 Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным и отрицательным, решающим моментом является не прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных»194. А ТАКЖЕ УЖЕ ЗНАКОМЫЙ ВАМ ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ, РЯД ПОЛОЖЕ- 192 Макаренко А.С. Педагогическая поэма// Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8-ми т. - М., 1984. - Т. 3. - С. 397. 193 Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания(тезисы) // Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8-ми т. — Т. 4. - С. 120-121. 194 Там же.-С. 119. • ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА (по А.С Макаренко) Чтобы стать коллективом, группа должна пройти определенный путь качественных преобразований. А.С. Макаренко выделяет на этом пути несколько этапов (стадий) развития коллектива, рассматривая в качестве критериев развития, во-первых, источник выдвижения требований и инициативы в постановке целей, задач, перспектив деятельности; во-вторых, отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям. В ВАШ «КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ» ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ - способ воздействия на сознание воспитанников (коллектива) с целью стимулирования или торможения отдельных видов их активности. Требование должно быть целесообразным, определенным, понятным, посильным. В концепции коллективного воспитания А.С. Макаренко есть ряд положений, которые объяснимы с позиций 30-х годов, но не вполне приемлемы сегодня. И это естественно — tempora mutanturi А поиск продолжается...
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |