Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Е.В. Бондаревская




ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Ценностные основания личностно ориентированного воспитания (1995 г.)

«Ценности воспитания — это его человеческие смыс­лы, общественно одобряемые и передаваемые из поколе­ния в поколение образцы педагогической культуры, запе­чатленные в культурном облике человека, культурных об­разцах жизни, межпоколенного взаимодействия и воспи­тательных отношениях, в педагогических теориях и систе­мах, технологиях и способах педагогической деятельнос­ти и поведения. Ценности можно выбирать. В зависимости от выбранных ценностных оснований воспитание концеп-туализируется. Это происходит на уровне как макро-, так и микросистем воспитания.

У К.Н. Вентцеля есть тонкое замечание о том, что куль­тура предполагает культ человека. «В прежние времена ца­рил культ предков: воля предков, запечатленная в рели­гиозных верованиях, обычаях, тех или других преданиях, составляла абсолютный закон, господствующий над жиз­нью единичного человека и общества. Настоящее время, по крайней мере в его существенных чертах, может быть охарактеризовано как культ взрослого человека, являю­щегося хозяином жизни, налагающего на все свою печать и диктующего всему свою властную волю. Будущее несо­мненно явится культом ребенка, этого носителя и источ­ника новой жизни, этой неиссякаемой надежды на бес-, предельное обновление всех сторон человеческого суще­ствования» (Свободное воспитание: Сборник избранных трудов. М. 1993. С. 135).

Абсолютной ценностью воспитания и является ребе­нок, человек как «мера всех вещей». Человек — это и цель,

и результат, и главный критерий оценки качества воспи­тания. Воспитание в человеческом измерении — это гума­нистический, личностно ориентированный процесс.

Для выявления сущности личностно ориентированно­го воспитания важно понять, на какой образ человека оно нацелено. Опираясь на достижения современной антропо­логии, можно утверждать, что человек являет собой един­ство трех сущностей: природной, социальной и культур­ной. Соответственно этому и ребенка необходимо рассма­тривать в трех измерениях - как существо природное, со­циальное и культурное. Выделение этих сущностей не оз­начает, однако, что они как бы сосуществуют в ребенке каждая сама по себе. Нет, человек - существо целостное. Недаром основным в его развитии на всех возрастных эта­пах признается противоречие между социальным и био­логическим, природным началом. И единственно правиль­ный путь его разрешения - это «окультуривание» челове­ческих потребностей.

Между природой и социумом лежит культура, объеди­няющая их и помогающая разрешать противоречия между природным и социальным началами в человеке. Лишь че­рез культуру происходит его естественное вхождение в со­циальную жизнь.

В концепции человека, развиваемой русскими филосо­фами НА. Бердяевым, Н.О. Лосским, П.Ф. Флоренским, он предстает как эпицентр культуры, ее высшая духовная ценность. Человек обретает свою духовную сущность, ста­новится частью человечества, постигая культуру и творя ее. Из этих положений естественно вытекает вывод о том, что культурная сущность человека является системообра-зующим компонентом его целостности.

Опираясь на эти положения, мы считаем возможным в качестве глобальной цели современного воспитания рассмат­ривать человека культуры. Это означает такой тип личности, ядром которого являются субъектные свойства, определяю­щие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетвор-чества. Раскроем основные из названных параметров.

Человек культуры — свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры. С педагогической точ-

ки зрения это означает воспитание у учащихся таких вза­имосвязанных качеств, как высокий уровень самосозна­ния, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельность, самодисциплина, независимость суж­дений, сочетаемая с уважением к мнению других людей, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умение принимать ре­шения и нести ответственность за свои поступки, осуще­ствлять свободный выбор содержания своей жизнедеятель­ности, линии поведения, способов своего развития и др. Воспитание свободной личности требует исключения из образовательной системы любых методов и форм давле­ния на ребенка и всемерного поощрения и развития прак­тики включения учащихся с раннего возраста в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений, вариатив-ного обучения и других механизмов демократизации об­разовательно-воспитательной системы.

Человек культуры - гуманная (гуманизированная) личность. Гуманность - вершина нравственности, так как в ней любовь к людям, ко всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, альтруизмом, готовностью оказывать помощь, понима­нием ценности и неповторимости каждого человека, не­прикосновенности человеческой жизни, стремлением к миру, согласию, добрососедству, умением проявлять тер­пимость и доброжелательность ко всем людям, незави­симо от их расы, национальности, вероисповедания, по­ложения в обществе, личных свойств. Педагогические аспекты воспитания этих качеств состоят в необходимо­сти всесторонней гуманитаризации содержания образо­вания, гуманизации его методов и всей системы воспи­тательных отношений.

Человек культуры - духовная личность. Воспитание ду­ховности - это путь возрождения русской интеллигенции, создание главной внутренней предпосылки для развития' творческой индивидуальности. Воспитание такой личнос­ти предполагает развитие духовных потребностей в позна­нии и самопознании, рефлексии, красоте, общении, твор­честве, автономию своего внутреннего мира, поиск смысла

жизни, счастья, идеала. Образование — основа духовнос­ти. Однако, чтобы стать таковым, оно должно иметь соот­ветствующее содержание, ориентированное на общечело­веческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, и включать изучение учащимися основ филосо­фии, этики, эстетики, человековедения, истории рели­гий и других гуманитарных предметов.

Человек культуры - личность творческая, вариативно мыслящая, постоянно сомневающаяся, не удовлетворяю­щаяся достигнутым результатом, с развитым чувством но­вого, стремлением к созиданию. Творчество проявляется во всех сферах ее жизнедеятельности: в учении, труде, быту, организации досуга, общении и т.д. Педагогически значимые ориентиры творческой личности сконцентри­рованы в таких характеристиках, как развитые способно­сти, потребности в преобразующей деятельности, доста­точно большой объем усвоенных знаний, умений, соче­тание аналитического и интуитивного мышления, спо­собность и стремление к жизнетворчеству.

Цель воспитания человека культуры включает и прак­тическую подготовку его к жизни в определенном куль­турном пространстве. Выпускник современной школы го­товится к жизни в условиях рыночного хозяйствования, диалога культур и народов, межнационального общения, новой религиозности, повышения роли приватной (част­ной) жизни. Адаптация к этим условиям требует от него практического овладения основами экономики, компью­терной грамотностью, языками мира, навыками обще­ния, знания религиозных праздников, народных обычаев и т.д. В новых условиях актуализируется бережное отноше­ние человека к своему физическому и психическому здо­ровью, умение вести здоровый образ жизни, иметь эсте­тический вкус, хорошие манеры, творить повседневную жизнь по законам красоты, обустраивать свой дом, вести хозяйство, создавать и приумножать благополучие семьи и богатство страны.

Особый пласт духовности гражданина составляют об­щенациональные ценности. В России как многонациональ­ном государстве этот вопрос очень деликатный, тонкий,

требующий учета многих факторов межэтнического взаи­модействия. В то же время нельзя не отметить запущен­ность воспитания в сфере национального самосознания, российского менталитета, русского духа. Национальный нигилизм содержания российского образования всегда бес­покоил выдающихся педагогов.

К.Д. Ушинский писал: «Самое резкое, наиболее броса­ющееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный не только образован­ный, но даже полуобразованный, всегда всего более и все­го ближе знаком со своим отечеством; с родным ему язы­ком, литературой, историей, географией, статистикой, по­литическими отношениями, финансовым положением и т.д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе, со своей родиной и со всем, что к ней относится» (Избр. пед. соч. М,, 1954. Т. 11. С. 279).

Отмеченные качества личности составляют основу иде­ального образа человека культуры. В нем нашли отраже­ние и природные особенности человека (здоровье, спо­собности мыслить, чувствовать, действовать), и соци­альные его свойства (быть гражданином, семьянином, тружеником, взаимодействовать с другими людьми), и его свойства как субъекта культуры (свобода, гуманность, духовность, творчество, адаптивность). При этом разви­тие и природных, и социальных начал представлено в контексте культурных свойств, имеющих общечеловечес­кую ценность.

Основополагающее свойство целостного человека куль­туры — это его способность к культурной идентификации, т.е. к осознанию своей принадлежности к определенной культуре, интериориэации ее ценностей (принятию их как своих), выбору и осуществлению культуросообразного об­раза жизни, поведения, самодетерминации в горизонте большого и малого времени культуры (М.М. Бахтин).

Поистине актуальной становится задача «расширения и просветления его сознания» (Н.Бердяев), восстановле­ния личности целостной, самобытной, свободной, духов­ной, гуманной, ориентированной на сохранение и вос­производство ценностей русской национальной культуры

в творческой жизнедеятельности, способной к культур­ному саморазвитию и культурно-нравственной саморегу­ляции поведения.

Для этого необходимо:

на основе знания базовых основ русской культуры фор­мировать мотивацию к саморазвитию в ней;

развивать историческую память, патриотические, граж­данские и нравственные чувства; формировать нацио­нальное самосознание;

начать воспитание черт русского национального харак­тера, развивать самобытность каждой личности;

формировать нравственные основания и умения, не­обходимые для воспроизводства различных элементов русской культуры в жизнедеятельности учащихся в шко­ле, семье, окружающей жизни,

Таким образом, ценностные основания и целевые ус­тановки личностно ориентированного воспитания связы­ваются нами с воспитанием гражданина России, челове­ка культуры и нравственности, центрированного на на­циональные ценности.

Таким образом, новое качество личностно ориентиро­ванного воспитания определяется принципом культуро-сообразности. Предшествующее изложение позволяет вы­делить основные направления его реализации.

Принцип культуросообразности воспитания определя­ет отношения между воспитанием и культурой как сре­дой, растящей и питающей личность (П.Флоренский), а также между воспитанием и развитием ребенка как чело­века культуры. Это означает, что культурное ядро содер­жания воспитания должны составлять универсальные об­щечеловеческие, общенациональные и региональные цен­ности, а отношение к ребенку строится исходя из вос­приятия его как свободной, целостной личности, спо­собной по мере своего развития к самостоятельному вы­бору ценностей, самоопределению в мире культуры и твор­ческой самореализации.

Воспитание при этом не навязывает те или иные ценно- c™ (как это было в прежнем советском воспитании), а лишь

создает условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулирует этот выбор и последующую внутреннюю рабо­ту ребенка над своими действиями и поступками.

Основные функции культуросообразного воспитания состоят в создании различных культурных сред, где осу­ществляется развитие ребенка и приобретение им опыта культуросообразного поведения, оказание ему помощи в культурной самоидентификации и самореализации твор­ческих задатков и способностей. Иными словами, это вос­питание, которое всей своей организацией побуждает куль­турное саморазвитие ребенка и помогает ему в этом про­цессе. Оно основывается на идее саморазвития ребенка как творческой личности.

Развитие природной и социальной сущностей челове­ка выдвигает в качестве основных принципов гуманисти­ческого воспитания, кроме культуросообразности, при­род осообразность и личностный подход.

Принцип природосообразности воспитания означает отношение к ребенку как к части природы, что предпола­гает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой природной среде его оби­тания и развития. Принцип природосообразности предпи­сывает учитывать половозрастные особенности детей, вос­питывать мальчиков иначе, чем девочек, не перегружать младших школьников, но создавать оптимальные физи­ческие и умственные нагрузки подросткам (в современ­ной же, так называемой развивающей школе чаще бывает наоборот), разрабатывать и осуществлять щадящие режи­мы для детей с ослабленным здоровьем, беречь детскую индивидуальность, не стремиться ее переделывать и каж­дого ребенка принимать, учить и воспитывать таким, ка­кой он есть, создавая ему доступные зоны развития.

Особую грань принципа природосообразности состав­ляют требования, связанные с воспитанием личной от­ветственности школьников за состояние окружающей среды, последствия своих действий по отношению к фло­ре и фауне, за состояние своего здоровья и здоровый образ жизни.

Принцип личностного подхода определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса. В соответствии с таким подходом законы духовного и физического разви­тия, процессы и изменения, происходящие во внутрен­нем мире ребенка, служат главными ориентирами в вос­питательной деятельности. Всестороннее изучение лично­сти выступает необходимым условием успешности воспи­тания, а ее саморазвитие, формирование субъектных свойств — высшим показателем его эффективности.

Личностный подход основывается на том, что каж­дая личность универсальна, и главной задачей воспита­тельной работы становится формирование индивидуаль­ности, создание условий для развития творческого по­тенциала. Индивидуальность интегрирует все социально ценные свойства личности, придает ей целостность, и ее становление предполагает творческий поиск вариан­тов развития и воспитания, адекватных ее возможнос­тям и особенностям.

Гуманистическое личностно ориентированное воспи­тание — это педагогически управляемый процесс культур­ной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей. Основ­ным механизмом этого процесса является собственная ак­тивность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве его субъекта и соавтора. Поэтому главное вни­мание направляется на развитие с раннего детства субъ­ектных свойств личности: внутренней независимости, са­мостоятельности, самодисциплины, самоконтроля, са­моуправления, саморегуляции, способности к рефлексии и др.

В становлении субъектности ребенку требуется духов­ная и нравственная поддержка и помощь. Ее оказывают педагоги, родители, другие взрослые, сотрудничающие с Детьми в решении проблем их здоровья, образования, до­суга и др. Эта помощь имеет гуманитарный характер, т.к °существляется добровольно, адресно, с любовью и ува-

жением к детям, с заботой о растущем человеке, мило­сердным отношением к нему.

Соответственно вышесказанному педагогическое управ­ление развитием ребенка осуществляется в формах педа­гогической помощи, социально-педагогической защиты, психолого-педагогической коррекции индивидуального развития, стимулирования саморазвития.

Ориентация на описанную парадигму по-новому выст­раивает отношение между образованием и воспитанием в учебно-воспитательном процессе. Она означает перевод си­стемы образования в рамки культуросообразного челове-кообразующего и жизнеобеспечивающего процесса.

Цели воспитания становятся и целями образования: уси­ливается гуманитарная компонента содержания, гумани-зируются технологии образования. Вопрос о воспитываю­щем обучении в системе культурологического личностно ориентированного образования просто снимается, так как оно предполагает иную культурную среду обучения, в ко­торой ученик выступает «автором» (О.Н. Крутова) своих мыслей, ориентации, оценок, высказываний, поступков. В системе же воспитывающего обучения ориентации и оцен­ки, направление мыслей ученику задаются, внушаются.

Сущность культурологического личностно ориентиро­ванного образования в достаточной степени еще не рас­крыта. Однако можно выделить его некоторые принципы и важные характеристики.

В культурологической школе приоритетное значение придается изучению культуры и человека как ее субъекта, формируется целостный образ культуры, с которым свя­зывается общая картина мира. Содержание образования характеризуется тенденциями к энциклопедичности, ин­теграции знаний, гуманистической и эстетической направ­ленностью, которая распространяется и на области есте­ственнонаучного знания. Эпицентром образования в этой школе является ученик: его развитие, становление его индивидуальности, удовлетворение образовательных по­требностей, интересов, творческих возможностей. Для этого применяются технологии дифференцированного и инди­видуализированного обучения, используются методики

развивающего, опережающего и коррекционного обуче­ния. Учебные программы отличаются вариативностью, что создает условия для свободного выбора содержания и спо­собов образования. Особое внимание уделяется развитию у учащихся культурологического и исторического мышле­ния, проблемному видению и познанию мира, интегра­ции знаний в целостную систему. Эта школа духовно-прак­тической ориентации, которая помогает ребенку не толь­ко обрести систему духовных ценностей, но и подгото­виться к жизни в конкретно-историческом социокультур-ном пространстве.

Таким образом, можно констатировать, что у гумани­стического воспитания и культурологического личностно ориентированного образования общие цели, общие мето­дологические основания, общие принципы. Специфика же образования состоит в осуществлении их особой центра-ции на развитие интеллекта учащихся, способностей к познавательной деятельности и творчеству.

Особая функция образования состоит в том, что своим содержанием оно закладывает базовые, фундаментальные основы культуры личности - умственной, нравственной, экологической, эстетической, экономической, правовой и других ее сторон.

С этих позиций гуманистическое личностно ориенти­рованное воспитание в дошкольном и младшем возрасте — это процесс сохранения и обеспечения здоровья ребенка, развития его природных способностей — ума, нравствен­ных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Основные педагогические механиз­мы включают научение, воздействие словом и примером, общение, чувственное познание жизни и узнавание цен­ностей культуры, этическое сопереживание.

В подростковом возрасте — это процесс интенсивного физического и социального созревания личности, созда­ющий предпосылки начала культурной самоидентифика­ции, вхождения в мир национальной культуры. Основные педагогические предпосылки развития в этом возрасте — включение подростков в ситуации выбора ценностей, их

осмысления, нравственно-мотивированное отношение, помощь в оценке и самооценке своих действий, поступ­ков, вовлечение в культурное творчество.

Наконец, в старшем школьном возрасте смысловое зна­чение приобретают процессы духовно нравственной авто-номизации личности, физического и нравственного са­мосовершенствования, вхождения в жизнь общества, жиз­ненного самоопределения, социально-психологической адаптации. Механизмы личностного развития существен­но меняются: на первый план выступает теоретическая подготовка в сфере гуманитарных наук, диалог с культу­рой, интеграция знаний в целостную картину мира, куль­турная рефлексия, саморегуляция, принятие решений в ситуациях выбора, жизнетворчество, саморазвитие.

Понимание механизмов культурного развития лично­сти на каждом возрастном этапе предъявляет требование адекватности не только к содержанию, но и к техноло­гиям образования. Приоритетное значение в системе куль­турологического личностно ориентированного образова­ния в младшем школьном возрасте приобретают техно­логии развивающего обучения; в подростковом — техно­логии, имеющие ценностно-ориентационный характер (например, проблемное обучение, стимулирующее спо­собности к выбору и ориентации, другие технологии, развертывающиеся на ситуативной основе); в старшем школьном возрасте — технологии рефлексивно-творчес­кого обучения (например, по терминологии В.Т. Фомен­ко, построение учебного процесса на диалогической ос­нове, на личностно-смысловой основе и др.). Следует об­ратить внимание на то, что для культурологического об­разования недостаточно тех областей гуманитарного зна­ния, которые определены в базисном учебном плане. За­служивают внимания мнения культурологов о необходи­мости расширить их и представить культуру в школьном образовании целостно. Так, В.Болотов и А.Малышевс-кий предлагают включить в учебный план в качестве его культурологических оснований следующие области гума­нитарного знания: словесность, искусство, культурную антропологию, основы социальной практики, философ-

скую антропологию. Авторами предлагается и соответству­ющий этим областям нетрадиционный набор учебных дис­циплин, значительно расширяющий границы возможного выбора.

Становление системы культурологического личностно ориентированного образования в регионе предполагает самодетерминацию в региональной культуре и самоопре­деление образовательных учреждений как нужных окру­жающему социуму структур, индивидуализацию образо­вательных микросистем (детских садов, школ), их само­развитие.

Раскрытие теоретических основ личностно ориентиро­ванного воспитания позволяет говорить о нем как о вос­питании гуманистического типа, которое имеет альтер­нативный характер по отношению как к коллективисти­ческому воспитанию, так и к воспитывающему обучению в их традиционном понимании. У этих воспитательных си­стем различные ценностные основания.

Основными ценностями гуманистического личностно ориентированного воспитания выступают: человек как предмет воспитания; культура как среда, растящая и пи­тающая личность; творчество как способ развития чело­века в культуре.

Именно эти ценностные основания позволяют осуще­ствлять личностно ориентированное воспитание как про­цесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры, истории»244.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 4293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.