Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Секреты успешной дезинформации




#1 Не перестарайтесь. «Тюрьмы переполнены плохими лгунами», говорит психолог Чарльз Форд, автор книги Ложь! Ложь! Ложь!. Хорошие лгуны остаются на свободе.» Так, каково различия между плохим и хорошим лгуном? Успешный лжец ни когда не станет перегибать палку. Если Вы хотите не быть пойманными, подавайте ложь небольшими порциями

#2 Продумывайте ложь заранее. Не ждите, пока Вы окажетесь под лампой допроса, чтобы начать рассказывать Вашу историю. В 1990 году исследование психолога Билла Флэнэгэна показало, что лгуны, которые продумали детали их историй заранее, имели значительно больше успеха чем те, кто выдумывали «на ходу». «Легче поймать кого-то на лжи в первый раз, когда они говорят это», говорит психолог доктор Синтия Коэн.

#3 Подавайте правду в виде обмана. Технический прием, который позволяет запутать собеседника. Человек подтверждает обвинения в свой адрес, но с иронией и улыбкой тем самым переводя серьезное обвинение, в шутку стараясь выставить в глупом свете обвинителя. Правда в виде обмана позволяет избежать последующих вопросов. В 1990 исследование патологических лгунов в Нью-Йорке показало, что те, кто мог избежать последующих вопросов, значительно больше имели успех в их обмане.

#4 Изучите жертву обмана. Успешный лжец должен быть хорошим психологом. Большинство людей по своей натуре недоверчивые и не станут верить, во что попало! В успешном обмане важен индивидуальный подход. Изучите привычки, психологию, личный опыт, слабости человека которого хотите обмануть, только так можно увеличить вероятность успешного исхода.

#5 Помните о всех фактах лжи. «Одна из проблем успешного лжи – то, что это – тяжелая работа», говорит психолог Майкл Льюис. «Вы должны быть очень последовательными в действиях. Части пазла составляют общую картинку, также как большая ложь состоит с множества последовательных шагов. Стоит записывать на бумаге, делать заметки про все факты Вашей лжи другим людям. Как говорил Марк Фабий Квинтилиан «Лжец должен обладать хорошей памятью». Когда Вам приходится лгать разным людям Вы должны помнить про возможность обмена информацией между этими людьми. В конечном счете люди могут сопоставит полученную информацию от вас и найти противоречивые детали. В результате Ваша ложь будет раскрыта.

#6 Будьте верны тому, что говорите. Люди часто становятся плохими лгунами потому испытывают страх или чувство вины, когда речь заходит о деталях, которые им неприятны. Страх и вина становятся очевидны в голосе, жестах, мимике. Неудачные лгуны стараются прекратить неприятную тему и испытывают облегчение, когда разговор прекращается, такая линия поведения неминуемо ведет к разоблачению. Успешные лгуны наслаждаются процессом обмана других людей. Ложь становится азартной игрой где лжец испытывает восторг и удовлетворение от лжи, если она остается не разоблаченной. Лучшие лгуны не показывают позора или раскаяния, потому что они не чувствуют этого.

#7 Умейте отвлечь. Если ваша цель стала подозрительной, пора поднимать эмоциональные ставки. Лучше лжецы являются естественными манипуляторами. Хороший пример манипуляции в фильме Основной инстинкт, где Шерон Стоун в момент допроса умело смогла отвлечь внимания следователей на более пикантные детали своей внешности. В фильме используется сексуальное или эмоциональное пробуждение, для отвлечение внимания интервьюера.

# 8 Контратакуйте. Люди, которых обвиняют во лжи зачастую чувствуют себя неловко, начинают проявлять признаки дискомфорта, чем значительно ухудшают ситуацию. Если Вы хотите выйти сухим из воды помните «Лучшая зашита нападение». Политики прекрасно используют правило контратаки в самых острых моментах. Отвечая агрессией на обвинения, мы можем подавить обвинителя, не дать повода поверить обвинению, просто отвлечь внимание публики на сам конфликт.

#9 Самоконтроль. Учитесь контролировать свои эмоции. Чем меньше Вас мучает угрызения совести, страх разоблачения тем больше вероятность что лож будет успешной.

#10 не лгите без нужды.

Глава 3. Приёмы психологического воздействия при проведении дознания

У профессионалов, чья деятельность связана с активной коммуникацией, успех неотделим от психологического воздействия. Общаясь, люди вольно или невольно влияют друг на друга. Важно уметь отслеживать это влияние, управлять им. «Следователю необходимо знать, что управляет человеческим поведением, владеть искусством общения, эффективного и правомерного воздействия на людей» (Баренбойм П.Д.)

Проблемы психологического воздействия интересуют юристов, психологов, литераторов – представителей самых разных областей деятельности. Обсуждая эту тему, юристы часто используют понятия «психологическое воздействие» и «психическое воздействие» как синонимы.

«Психологические способы заключаются в психическом воздействии на потерпевшего – угрозах насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества (признается особо отягчающим обстоятельством), разглашения позорящих сведений, применения дисциплинарных мер, привлечения к уголовной ответственности и т. п.». Однако понятия психического воздействия и психологического воздействия имеют различные семантические оттенки. Воздействие есть влияние, приводящее к изменениям в объекте. Различают воздействие физическое и психическое. Любое нефизическое воздействие, признаки процесса или конечный результат которого можно обнаружить, является психическим. Например, одно только присутствие других людей меняет поведение человека, даже если такая цель ими заранее не ставится. Рапохин Н.П. отмечает, что и физическое воздействие на человека или группу людей в конечном итоге все равно приводит к изменению состояния их психики. В рамках данного подхода понятие «психическое воздействие» шире понятия «психологическое воздействие».

Психологическое воздействие – это «преднамеренное, целенаправленное вмешательство в процессы психического отражения действительности другого человека в отличие от психического, которое может происходить и без выраженного желания воздействующего субъекта и даже в его отсутствие».

Психологическое воздействие произвольно и, как правило, методически подготовлено. Результаты психологического воздействия прогнозируются субъектом.

Обсуждая проблемы психологического воздействия, используют и другие близкие по значению термины: «психологическое давление», «психологическое или психическое насилие», «психологическое принуждение». В книге «Как избежать пытки: психология допроса и защиты граждан», вышедшей под редакцией П.Д. Баренбойма, психологическое давление рассматривается как одна из форм пытки. По мнению автора, если подозреваемому заявляют, что в случае отрицания им своей вины он будет арестован, а в случае признания – оставлен на свободе, то независимо от реальности подобных заявлений и угроз действия следователя носят характер психического насилия. Угрозы ухудшить режим содержания под стражей, разрешение свидания в обмен на признание вины – все это примеры использования психологического воздействия.

Анализ практики применения словосочетания «психологическое (психическое) воздействие» показывает, что часто понятие «психическое» вместо «психологическое» воздействие используется авторами для усиления отрицательного смысла описываемого явления, для обозначения его недопустимости, ненормальности, аморальности. Применение понятий «давление», «насилие» подчеркивает отсутствие возможностей выбора у объекта воздействия.

В психологии близким, но не тождественным понятию «психологическое воздействие» является понятие «манипуляция». Исследуя проблемы манипуляции, Е.Л Доценко внес существенный вклад в определение этого понятия. «Манипуляция – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающий с его актуально существующими желаниями». Отличительной особенностью манипуляции является то, что манипулятор стремится скрыть свои намерения. Манипуляция предполагает использование партнера по общению как средства для достижения цели субъекта. Термин «манипуляция» заменил в свое время понятие «макиавеллизм», символизирующее позицию «цель оправдывает средства».

Понятие «психологическое воздействие» шире понятия «манипуляция». Не все виды психологического воздействия являются манипулятивными. Е.Л. Доценко приводит шкалу межличностных отношений, располагая их от крайне несимметричных (где один человек властвует над другим) до симметричных, равноправных, позволяющих совместно решать возникающие проблемы.

1. Доминирование. Отношение к другому как к средству достижения своих целей, игнорирование его интересов. Доминирующий в межличностных отношениях стремится получить неограниченное одностороннее преимущество, он открыто использует грубые способы воздействия (насилие, приказ, принуждение).

2. Манипуляция. Отношение к партнеру как к вещи, тенденция к игнорированию его интересов. При этом осуществляется скрытое воздействие с привлечением более сложного, опосредованного давления (провокация, обман, интрига, намек). Советы Д. Карнеги, сформулированные им в известной книге «Как завоевывать друзей», – это инструкция по манипулированию партнером по общению. Сами по себе предлагаемые им приемы (говорить о том, что интересует собеседника; называть его чаще по имени; больше слушать, чем говорить; и проч.) могли бы и не относиться к манипулированию, если бы не их нацеленность на создание оптимальных условий для восприятия чужих идей. Воздействуя же таким образом на психическое состояние собеседника, добиваясь его оптимизации в своих корыстных целях, субъект относится к собеседнику как к вещи, как к средству к достижению необходимого ему результата.

3. Соперничество. Партнер по взаимодействию представляется опасным, с силой которого приходится считаться. Если манипуляция строится на маскировке цели и самого факта воздействия, то соперничество допускает признание факта воздействия, скрываются только цели. Интересы другого учитываются частично, средства воздействия могут быть открытыми и закрытыми. Соперничество предполагает активное противодействие партнера. Это изнурительное, иногда длительное противостояние возможно при определенном складе нервной системы и характера общающихся. Соперничество характерно для отношений «защита – обвинение».

4. Партнерство. Отношение к другому, как к равному, имеющему право быть таким, какой он есть. Равноправные, но осторожные отношения, основанные на договоре, который служит и средством объединения, и средством оказания давления. Часто итогом партнерских отношений является компромисс, в нем каждая из сторон имеет свой «выигрыш» и «проигрыш».

5. Содружество. Отношение к другому, как к самоценности. Стремление к объединению, совместной деятельности для достижения близких или совпадающих целей. Главный инструмент воздействия уже не договор, а согласие (консенсус). Этот вид межличностных отношений чаще встречается в личностном общении, а не в профессиональном.

Манипуляции как разновидность психологического воздействия могут быть в разной степени осознанными. Субъект может четко понимать, для чего он использует манипуляцию, но может и манипулировать привычно, почти автоматически, не придавая этому особого значения. Современное общение трудно представить себе без манипуляций. Р. Чалдини в своей книге «Психология влияния» рассматривает шесть принципов (или приемов манипуляции) получения согласия партнера по общению: принцип взаимного обмена, принцип последовательности, принцип социального доказательства, принцип авторитета, принцип благорасположения, принцип дефицита. Он исследует их с точки зрения того, как они могут быть использованы профессионалами, чья деятельность связана с необходимостью получения согласия партнеров.

1. Принцип взаимного обмена можно сформулировать так: мы чувствуем себя обязанными отплатить человеку за оказанную нам любезность, даже если эта любезность была непрошенной. Обязательства угнетают, и от них хочется поскорее избавиться. Часто при этом человек возвращает больше, чем получил. Прием взаимного обмена используется для скрытого получения информации от партнера по общению. В разговоре с обладателем такой информации рекомендуется авансом продемонстрировать ему особое доверие, сообщив какую-нибудь «секретную» информацию. Тогда собеседник склонен отплатить подобным и сообщить то, что известно ему. При этом совсем не обязательно, чтобы сообщаемая авансом информация была бы действительно ценной. Важно, чтобы она изменила состояние собеседника, побудив его в ответ рассказать то, что он предпочитал скрывать.

Методика «отказ – затем отступление» также основана на использовании принципа взаимного обмена. Она включает в себя два этапа: сначала выдвигается более серьезное требование, затем, после отказа в его выполнении – менее серьезное. Если вы правильно структурировали свои требования, ваш партнер воспринимает второе требование как уступку и ответит уступкой на уступку, т. е. выполнит ваше второе требование. Этот прием работает при организации переговоров, когда необходимо достижение компромисса между сторонами. Первое ваше требование должно быть более серьезным и трудновыполнимым, второе – менее серьезным.

2. Принцип последовательности и обязательства. Стремление к последовательности считается главным мотиватором поведения человека, мы стремимся выглядеть последовательными, даже в ущерб своим интересам. Как только человек занимает определенную позицию, у него возникает стремление придерживаться этой позиции, чтобы выглядеть последовательным человеком. Кроме того, следование этому принципу освобождает человека от очередного выбора, принятия решения.

3. Согласно следующему принципу – социального доказательства – человек определяет, что является правильным, выясняя, что считают правильным другие, срабатывает эффект подражания. Особенно хорошо этот принцип работает в условиях неопределенности, когда человек не знает, как ему поступить, и тогда, когда он считает себя похожим на других, уже сделавших свой выбор. Люди нередко испытывают сомнения при принятии решения, когда нужно выбрать один вариант из нескольких предложенных. Подтолкнуть его к наиболее эффективному выбору могут примеры. Р. Чалдини отмечает, что ярким проявлением действия принципа социального доказательства являются подражательные преступления: угоны самолетов, массовые убийства, самоубийства.

4. Принцип благорасположения можно сформулировать следующим образом: мы охотнее соглашаемся выполнить требования тех, кого мы знаем, и кто нам нравится. В этой связи особенно актуальными становятся проблемы формирования привлекательного имиджа. Психологами также обнаружена следующая закономерность: нам нравятся люди, чем-то похожие на нас (имеется в виду не только внешнее сходство, но и сходство мнений, происхождения, манеры одеваться и т. п.).

5. В соответствии с принципом авторитета любое действие, даже бессмысленное и несправедливое, является правильным, если оно совершается по команде достаточно высокого авторитета. Символы власти и высокого статуса имеют огромное влияние на современного человека. Основные символы авторитета – титул, одежда (особенно форменная), автомобиль.

6. Принцип дефицита: что-либо становится особо привлекательным для человека, только потому, что стремительно становится менее доступным. В соответствии с данным принципом ограничение возможности использовать информацию способно повысить ее значимость. Эксклюзивная информация является для человека более убедительной.

Таким образом, психологическая манипуляция — тип социального, психологического воздействия, социально-психологический феномен, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики. Поскольку такие методы продвигают интересы манипулятора, часто за счёт других людей, они могут считаться эксплуатационными, насильственными, нечестными и неэтичными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.