Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Методологические основы и принципы консультирования (2час лекц.)




ПРОГРАММА КУРСА

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СОТРУДНИКОВ»

Составитель: канд. психол. наук, доцент Б.Ю. Шапиро

Цели и задачи курса: ознакомление слушателей с основами психологического консультирования, а также формирование базовых консультативных навыков.

Количество учебных часов: лекций ¾ 4, семинарско-практических занятий ¾ 4, тренингов ¾ 8 (всего ¾ 16).

Формы обучения: лекции, семинарско-практические и тренинговые занятия.

Контроль результатов обучения: реферат, практическая работа.

Содержание курса

Тема 1. Психологическое консультирование: цели и формы (1час лекц.)

Психологическое консультирование и его отличие от таких видов воздействия, как просветительская работа, психокоррекция и немеди­цинская психотерапия.

Главная цель психологического консультирования ¾ фасилитация личностного роста клиента с точки зрения возникновения у него чув­ства перспективы, наделения/развития его способности к анализу и ви­дению ситуаций в различных ракурсах, умения разрабатывать различ­ные стратегии поведения и осознанно им следовать.

Основные виды и модусы консультирования: очное ¾ заочное, экстренное ¾ краткосрочное ¾ долгосрочное, индивидуальное ¾ се­мейное ¾ групповое.

Роль и задачи консультирования в деятельности менеджеров.

«Производственные вредности» в психологическом консультирова­нии, их профилактика и преодоление.

Основные подходы в практике психологического консультирования: психодинамические теории и глубинная психология, бихевиоральное направление, гуманистическое направление.

Этический кодекс консультирования и личность консультанта.

Базовые принципы консультативной помощи: ориентация на нормы и ценности клиента, доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, разграничение личных и профессиональных отношений, зап­рет давать советы, конфиденциальность или анонимность, включение клиента в процесс консультирования в рамках партнерских отношений.

Учет культурно-этнических и половозрастных детерминант в процессе консультирования.

Учет индивидуально-типологических особенностей клиентов и их ожиданий по отношению к консультанту и процессу консультирования.

Тема 3. Структура и этапы процесса консультирования (1 час лекц.)

Консультирование как обследование и его переменные: условия, цели, задачи, личность консультанта и личность консультируемого.

Консультирование как взаимодействие. Виды и уровни взаимодействия. Проблема контроля в консультировании.

Консультирование как воздействие.

Консультирование как решение проблемы и как конфликт.

Тема 4. Основные методы и техники консультирования (2 час сем.-практ.)

Методические приемы и вспомогательные средства организации процесса консультирования. Возможность использования психологи­ческих тестов и вопросников в процессе консультирования.

Позиционный анализ процесса консультирования (пристройки «на равных», «сверху» и «снизу»).

Техники слушания, убеждения, передачи рекомендаций и эмоционального контакта.

«Языки тела» и его использование в ходе консультирования.

Особенности анонимного, телефонного и письменного консультирования.

Тема 5. Беседа (интервью) как основной метод индивидуального психологического консультирования (2 час сем.-практ. + 8 час тренинга)

Консультирование как беседа и как диалог. Классификации типов бесед: а) по целям и содержанию: анамнестическая, диагностическая и «рекомендующая»; б) по характеру организации: полностью контролируемые, частично контролируемые и свободные.

Понятия жалобы, запроса, самодиагноза и пр. Явный и скрытый локус запроса.

Основные стадии беседы «(интервью): 1) знакомство и достижение взаимопонимания; 2) сбор информации о контексте запроса, первич­ная идентификация проблемы и оценка потенциальных личностных ре­сурсов клиента; 3) определение желательного результата; 4) заключение «контракта» на совместную работу и выработка альтернативных решений; 5) обобщение предыдущих этапов и переход от обучения к, действиям; 6) завершающий этап.

Заполнение карты приема и фиксация процесса консультирования.

Особенности рекрутерской деятельности менеджера и технология работы с аппликантами.

Понятие успешности в консультировании. Подходы к измерению успешности консультирования.

ЛИТЕРАТУРА

Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. ¾ М., 1996.

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультиро­вание. ¾ М., 1994.

Атватер И. Я Вас слушаю... ¾ М., 1988.

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. ¾ М., 1988.

Бурмянская Г.В. и др. Возрастно-психологическое консультирование. ¾ М., 1990.

Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. ¾ М., 1980.

Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. ¾ М., 1990.

Петровская Л.А. Компетентность в общении. ¾ М., 1989.

Петрушин В.И. Психология менеджмента. ¾ М., 1996.

Пиз А. Язык жестов. ¾ Воронеж, 1992.

Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста. ¾ М., 1997.

Шекшня С.В. Планирование персонала и прием на работу. ¾ М., 1997.

Юри У. Преодолевая «нет», или переговоры с трудными людьми. ¾ М., 1993.

Ivey, A.E. Intentional Interviewing and Councelling: Facilitating Client Development. Pacific Grove: Brooks & Cole. 1988.

Nelson-Jones, R. Practical Counselling and Helping Skills: How to Use the Lifeskills Helping Model. London: Cassell. 1993.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.