Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Вначале притча. Лягушку бросили в котел с водой и начали подогревать воду




Вначале притча. Лягушку бросили в котел с водой и начали подогревать воду. Лягушка, поначалу не чуя беды и постепенно привыкая к повышению температуры, в итоге сварилась. Другую лягушку бросили в котел с кипятком. Получив температурный шок, лягушка выскочила из котла и осталась жива. Как ни прискорбно это говорить, но человечество в настоящее время напоминает собой первую лягушку, ибо ещё до конца не осознало ту страшную опасность, которая нависла над ним.

Немецкий естествоиспытатель прошлого века Эрнст Геккель в 1866г. и думать не мог, что предложенный им термин «экология» не только получит применение в науке ХХ в., но и станет общечеловеческим, глобальным понятием, мерилом отношения человека разумного к окружающей его природе. «Изучение собственного дома» - таков точный перевод греческого слова «экология» (экос – обиталище, логос - учение). Знать свой дом, любить и беречь – это даже незадача всего человечества и каждого отдельного человека, это нормальное ощущение комфорта и спокойствия, без которого наша жизнь превращается в выживание.

Человеку ХХ в. тесно в своем доме, он задыхается в клетке-квартире, вынужден есть загрязненную пищу, пить не свежую воду и дышать отравленным воздухом. Организм его не может свыкнуться с этим, а поэтому быстрее стареет и изнашивается.

А как изменилось природное окружение человека за наш бурный, полный динамического развития век? Перечитайте страницы классиков, посвященные описанию картин природы. В них передается гармоничная взаимосвязь человека и природного окружения. И это в прошлом веке, когда наиболее передовые мыслители уже начали бить в колокол тревоги и предупреждать человечество о грядущей опасности. Еще в 40-х годах ХIХ в. известный французский писатель Г.Флобер писал: «Если общество и впредь пойдет тем же путем, через две тысячи лет не останется ни травинки, ни дерева; они изведут природу». Флобер оказался неправ только в одном: не две тысячи, а лишь сто лет спустя человек подошел к той грани, переступать которую крайне опасно.

Каждую секунду вырубается площадь тропического леса величиной с футбольное поле. Каждый день исчезают три вида диких растений и животных. Каждый год площадь пустынь на земном шаре увеличивается на территорию, равную двум Бельгиям. Опасность нависла не только над окружением человека, она грозит, прежде всего, ему самому.

Экологические проблемы на современном этапе приобрели глобальный характер. Решение этих проблем требует международного сотрудничества на основе интеграции интеллектуального и практического потенциала в области охраны окружающей среды. Эти проблемы будут успешно решены, если каждый человек будет экологически мыслить и действовать. Экологические проблемы в современном каждодневно меняющемся мире приобрели приоритетное значение. Любой шаг человечества в настоящее время должен соотноситься с оценкой экологической целесообразности. Вспомним ирако-кувейтскую войну, когда полыхало огромное количество нефти в нефтехранилищах. Экологическая катастрофа, в том регионе, была довольно реальной. Даже, космонавты, пролетавшие над этим местом, увидели огромное черное пятно дыма, сажи, копоти, которое надолго закрыл Землю от Солнца. Существует множество примеров исчезновения некоторых видов животных на планете.

Один из примеров – это уничтожение морской, или стеллеровой, коровы (Rhytina borealis Stelleri), некогда обитавшей в северных морях. В 1741г. российская экспедиция высадилась у небольшого лесистого острова у берегов Аляски. В составе экспедиции числился Георг Стеллер – немец, принятий на службу в Петербургскую академию наук. Вблизи острова Беренга ученый заметил в океане странное животное с длинным и округлым телом и головой похожей на собачью. Когда кончился провиант, моряки изловили необычное животное и попробовали его мясо. Сделать это было проще простого. Морские коровы питались исключительно водорослями и плавали вблизи берега. В краю непуганых зверей гигантские животные (весом 3.5 т) доверчиво подплывали к людям, за что поплатились жизнью. Мясом одной коровы можно было кормить две недели 50 человек. После открытия путей сообщения между Россией и Америкой на Командорские острова, у берегов которых обитали морские коровы, устремились толпы охотников за вкусным мясом. Начали истребление беззащитных морских коров. Всего только 27 лет потребовалось, чтобы убить последнее животное.

В 1933г. погиб последний представитель восточного подвида американского степного тетерева, несмотря на то, что с 1910г. зоологи прилагали немалые усилия, чтобы сохранить для человечества жалкие остатки популяций этих птиц.

Стаи североамериканских странствующих голубей, в которых насчитывалась до 100 млн. особей, во время ежегодных перелетов буквально заслоняли небо на несколько часов. В 1907г. был убит последний дикий странствующий голубь, а в 1914г. в зоопарке американского города Цинцинати умерла голубица Марта – последняя представительница когда-то столь многочисленного вида.

Эти примеры лишь капля в море. За последние триста лет на Земле полностью истреблено около 300 видов птиц и млекопитающихся. Такой подход к представителям флоры и фауны господствовал во всех сферах взаимоотношений общества с природой. Да этого и не могло быть, поскольку во многом человек руководствовался, к примеру, таким печально известным лозунгом: Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее наша задача». На подобных декларациях было воспитано несколько поколений людей, которые затем внедряли в жизнь безграмотные проекты по изменению среды обитания.

Каждый необдуманный шаг человека грозит обернуться трагедией для самого человека и окружающей среды.

Сейчас просто «экологическое мышления» недостаточно. Насущная задача – сформировать экологическое мировоззрение. Для этого необходим экологический всеобуч – образование на экологической основе экологизация знания.

Дисциплина экология призвана ознакомить студентов инженерных специальностей вузов с основами экологических знаний и проблемами рационального использования природных ресурсов.

В конечном счете, человек дитя природы. «Кладовой солнца» назвал ее Михаил Пришвин. Но черпать из этой кладовой нужно с большой осторожностью. Природа похожа на тонкую уязвимую паутину. Коснитесь одной паутинки - и задрожат все остальные. Конечно, беречь и охранять природу можно по-разному. Прежде всего, так как это делалось в нашей стране в недалеком прошлом, постановлениями, указами, декретами, кодексами. Стало ли от этого лучше? Конечно, нет. Поэтому в своей повседневной и профессиональной деятельности человек должен начинать, прежде всего, с себя, с обращения к нравственному началу каждого человека.

Нужно всегда помнить, что природа, объекты окружающей среды – незаменимый и вечно живой источник бесконечных открытий, родник здоровья и духовного богатства человечества во все времена.

Как говорил В.Солоухин «наш век, как и будущий, должен быть не только веком пластмассы и алюминия, но, прежде всего, веком зеленых трав, ярких цветов, чистых рек и лесов, обихоженных рукой разумного человека.

Еще не все потеряно для человечества, хоть и во многом запушены необратимые процессы воздействия на окружающую среду.

Приведем для оптимизма еще одну притчу в продолжение первой описанной в начале пособия. Две лягушки попали в горшок со сметаной. Одна из них решила, что бороться за выживание напрасно: сложила лапки и тут же пошла на дно. Другая решила бороться за свою жизнь. Она долго барахталась и, в конце концов, сбила под собой комок масла и выбралась из горшка. Судьба человечества, а значит, жизнь – наша, наших детей и внуков – будет зависеть от того, насколько разумно мы будем существовать в окружающей среде, чтобы преодолеть экологические проблемы.

В современную эпоху одной из наиболее развивающихся наук является экология. Именно экология держит ключи от ларца, где, во-первых, скрываются секреты событий, происходящих в живом покрове нашей планеты, и во-вторых, имеются рецепты влияния и преобразования этого хрупкого слоя жизни.

В связи с широким преобразованием природной среды возникла необходимость экологического образования и просвещения. Человечество начало осознавать, что для разумного использования природного окружения нужен целостный взгляд на природу и взаимоотношения человека к ней. Для правильного принятия решений очень важно знать и представлять себе, каковы законы природы, как устроен живой покров нашей планеты в целом, и отдельные его составляющие на различных ее участках, поскольку каждый такой участок – это закономерно сложившаяся система. На помощь здесь должны прийти экология и экологическое мышление. Уметь увидеть в единичном акте природы – будь то хищник, преследующий добычу, пчела, собирающая нектар, редкое растение или птенец, выпавший из гнезда, - не просто забавный факт, а событие сложнейшей цепи природных явлений, это уже осознание всеобщей связи природного целого.

Необходимость, всеобщность и обязательность экологического образования как условия формирования экологической культуры общества закреплены в основном Федеральном законе №7-ФЗ от 19.12.1991г. «Об охране окружающей среды» ст. 71-73.

В Законе «Об охране окружающей среды» определены основы формирования экологической культуры на базе всеобщности и комплексности экологического образования. Так, в статье 71 сказано, что в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

В статье 72 определена необходимость преподавания основ экологических знаний в образовательных учреждениях независимо от их профиля и организационно-правовых форм.

В статье 73 определена необходимость подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которые оказывают или могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Система непрерывного экологического образования должна охватывать весь процесс дошкольного и школьного образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, послевузовского образования и повышения квалификации, переподготовки кадров.

Настоящее учебное пособие составлено в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, утверждённых приказами Министерства образования и науки Российской Федерации, компетентностных моделей выпускников по направлениям подготовки бакалавров.

Дисциплина «Экология» относится к базовой или вариативной части математического и естественно-научного цикла дисциплин и является обязательной при освоении ООП по направлениям подготовки.

Авторы стремились, чтобы в результате изучения дисциплины обучающийся знал:

- принципы и закономерности взаимоотношений живых организмов и окружающей их среды;

- структуру биосферы, экосистемы, взаимоотношение организма и среды

- принципы рационального использования природных ресурсов, энергетических материалов;

- антропогенное воздействие на объекты окружающей среды;

- глобальные проблемы окружающей среды и принципы устойчивого развития человечества

- основные принципы охраны окружающей среды и методы рационального природопользования;

- инженерные методы защиты окружающей среды от техногенных воздействий;

- основы экономики природопользования;

- основы экологического права.

Учебное пособие разработано в двух частях, где в 1 части описана биологическая часть основ экологии, а во 2 части – освещены вопросы прикладной экологии в части защиты окружающей среды.


ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ЭКОЛОГИИ. ПРЕДМЕТ ЭКОЛОГИИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.