Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития экологии как науки




Экология как наука начала своё развитие с доисторических времён с накопления эмпирических знаний. Человек начал познавать природу ещё в те времена, когда он научился добывать огонь и использовать орудия труда. В жизни человеческого общества экологические знания всегда были значимыми. В древности сведения об образе жизни животных, свойствах растений передавались изустно от родителей к детям. Когда возникло сельское хозяйство, стали накапливаться знания об оптимальных сроках посева семян и сбора урожая, о свойствах почв, о влиянии растений друг на друга и т.д. Люди постепенно познавали повадки и пути передвижения животных, на которых охотились, полезные и вредные свойства растений, особенности их жизненного цикла и места произрастания, в поисках убежищ изучали рельеф и т.д. Люди накапливали эмпирические знания о природе, занимаясь элементарными делами. Так, например, рыбак знает, что форель водится в ручьях с быстрым течением, тогда как карась предпочитает стоячие воды. Или каждый знает, что на берегах ледовитого океана не водятся львы, а в Сахаре нет белых медведей. Но эти знания не были в то время научными. С развитием цивилизации развивались и экологические познания, и экологические проблемы.

Элементы экологических знаний обнаруживаются в сочинениях многих учёных античного мира. Гиппократ выдвинул идеи о влиянии факторов среды на здоровье людей. Первые экологические исследования, пожалуй, стоит отнести к работам отца зоологии Аристотеля, который описал более 500 видов животных, указав, в том числе и на характер их мест обитания - а это уже сфера экологии.

Для античного периода характерно описательное направление в науке, основанное на эмпирических знаниях о природе. В то же время, человек был выделен из природы и поставлен в центр мироздания.

В древнем Египте и Вавилоне были известны методы борьбы с накоплением в почве токсичных для растений солей. Техника удаления солей хоть и была примитивной, но она уже существовала. Жители Средиземного моря для получения пресной воды фильтровали морскую воду через слой почвы. В таких городах как Афины, Рим, Иерусалим, Александрия канализационные стоки не сбрасывались в реку, а собирались в специальных отстойниках и, затем использовались для орошения полей и садов.

В средние века науки о природе развивались медленно в силу религиозного догматизма. Следует упомянуть о легендарном враче Авиценне, родившемся и жившем в Средней Азии. его книга «Канон врачебной науки» имеет мировую известность, в ней есть разделы о влиянии на организм человека окружающего воздуха, места жительства и времен года. Другим видным ученым был врач Парацельс, идеи которого о дозированном влиянии природных факторов были развиты IX в. в работах Ю. Либиха и В.шелфорда. Но большая часть накопленных знаний была утрачена в связи с разрушением знаменитой Александрийской библиотеки.

Толчком к развитию наук о природе и современному естествознанию послужили открытия новых стран и тем самым нового растительного и животного мира в эпоху Возрождения. Этот период характеризуется описанием открытых земель, их растительного и животного мира. Много внимания уделялось влиянию погодно-климатических и других факторов природы. эпоха Возрождения произвела революцию в умах людей Западной Европы. В эпоху возросшей деловой активности стали появляться талантливые изобретатели, исследователи, художники, мыслители.

VIII столетие характеризуется наблюдениями натуралистов и осмысливанием влияния природных факторов на развитие и эволюцию живых организмов.

Первая половина IX века – зарождение и становление экологии как науки: накопление данных о взаимосвязи живых организмов со средой обитания, первые научные обобщения. Первые предупреждения (Мальтус, Ламарк) о возможных негативных последствиях воздействия человека на природу.

Вторая половина IX века - создание Ч. Дарвином учения о происхождении видов, указавшим на взаимозависимость и взаимовлияние всех форм живой и неживой природы. На основании этого учения Э. Геккель выделил экологию как науку, изучающую все взаимодействия в природе. Под экологией он понимал «сумму знаний о совокупности взаимоотношений животного с окружающей средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего - его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт».

Важным шагом на пути становления экологии следует считать введение в 1877 г. немецким гидробиологом К. Мебиусом терминов биоценоз и биотоп.

Однако представления о целостности среды ещё не стали господствующей системой взглядов.

Значительный вклад внесли в развитие экологии русские ученые А.Н. Бекетов, Н.А. Северцев и др.

В самом конце IX века с призывом развернуть междисциплинарные комплексные исследования природных систем выступил выдающийся ученый-почвовед В.В. Докучаев. Именно закономерная связь между «силами», «телами» и явлениями, между «мертвой» и «живой» природой, растительными, животными и минеральными царствами, с одной стороны, и человеком, его бытом и духовным миром – с другой стороны, составляет сущность познания «естества», считал он. Практическое осуществление его идей связано с именем Г.Ф. Морозова- создателя учения о лесе. Он подчеркивал, что лес и его территория должны сливаться для нас в единое целое, в географический индивидуум. В 1925 г. Эти идеи были реализованы немецким гидробиологом А. Тинеманом, который рассматривал озера как целостную систему, где биоценоз и биотоп образуют органическое единство.

Начало XX столетия – А. Тэнсли ввёл термин экосистема и указал на невозможность отделения организмов от окружающей среды.

Оформились экологические школы ботаников, зоологов, гидробиологов, в каждой из которых развивались определенные стороны экологической науки: экология животных, экология растений, экология микроорганизмов, экология насекомых, экология леса, экология моря и т.д.

В 1910 г. на III Ботаническом конгрессе в Брюсселе экология растений разделилась на экологию особей – аутэкологию и экологию сообществ - синэкологию. Появились новые направления – аутэкология, синэкология, популяционная экология. Это деление распространилось затем и на общую экологию.

Особый интерес ученой общественности привлекли исследования русского геохимика Вернадского и его учения о биосфере и ноосфере. В.И. Вернадский впервые убедительно раскрыл огромное обратное влияние «живого вещества» на «костную» природу и формирование «биокостных природных тел». Он привлек внимание к проблеме взаимодействия живых организмов с неживой природой. Он указал на невозможность отделения организмов от окружающей среды. Учение о биосфере сыграло важную роль в подготовке целостного восприятия природных процессов как системы.

Вторая половина ХХ столетия – характеризуется озабоченностью мирового сообщества угрозой экологического кризиса, обусловленного неразумной властью человека над природой. Осознан роль человека как части природы и зависимость его от ресурсов планеты и природных процессов. Возрастает интерес всех слоев общества к экологии. Научно-технический прогресс дает в руки человека инструменты, позволяющие изучать экосистемы и биосферу в целом. Идет развитие методологической основы экологии. Экология выходит за рамки биологии, превращаясь в интегральную науку, связанную с естественными, техническими и общественными дисциплинами, исследует общие закономерности, справедливые для природы и общества. В последние десятилетия, когда угроза глобального экологического кризиса коснулась самого человека, произошло быстрое расширение экологии.

Вопросы для самоконтроля

1. Расположите в правильной последовательности уровни организации живых систем: 1) экосистемы; 2) популяции; 3) организмы; 4) биосфера

2. Что является объектом изучения аутэкологии?

3. Что является объектом изучения синэкологии?

4. В чём отличие понятий «экосистема» и «биосфера»?

5. Кто ввёл термин «экология» и что он означает?

6. Перечислите задачи экологии применительно к деятельности инженера.

 


ГЛАВА 2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.