Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ деятельности учения




Учебная деятельность

Учение – это один из ведущих видов деятельности. Структурный подход к анализу деятельности (познавательная потребность, учебная задача, учебные мотивы, учебные действия, операции) относится и к анализу учебной деятельности. Учебная деятельность с точки зрения структурного подхода характеризуется как: совместная деятельность ученика и учителя. Ученик под руководством учителя приобретает опыт: опыт приобретается учеником в готовом виде от учителя; в процессе учебной деятельности субъект познания не занимается подготовительной частью учения, т.е. за все отвечает обучающее лицо.

Как отмечают психологи, примерно такой анализ учебной деятельности – абстракция «но без подобной абстракции невозможно разобраться в таком сложном и многоликом явлении, как человеческая деятельность по передаче к усвоению социального опыта» (74).

Таким образом, учебная деятельность включает в себя деятельность учения и деятельность обучения. Определение этих понятий Т.В. Габаем представлено так: «Деятельность учения – абстракция, содержанием каждого является чистое «познание», реализуемое через усвоение опыта, добытого другими людьми. Деятельность обучения направлена на обеспечение условий такого познания, т.е. успешного осуществления деятельности учения. При этом, естественно, «сознание адекватных внешних условий усвоения» – это не только дело непосредственного исполнителя обучения (учителя). Здесь должны быть задействованы очень многие резервы всей образовательной системы.

Деятельность учения, ее структурные моменты (субъект учения, предмет и продукт учения, процедура учения, состав акта учения, исполнительская часть акта учения и т.д.) более подробно можно познакомиться по учебному пособию Т.В. Габай (4). Усвоению и пониманию предметного содержания и свойства учебной деятельности (предмета, средства, способов, продукта, свойства) поможет схема 4.

 

Деятельность учения включает в себя учебную цель, учебные задачи и учебные действия.

А. Учебная цель

Цели – это ожидаемые конечные и промежуточные результаты деятельности, которые ведут к реализации мотивов субьектов. Реализация цели состоит из нескольких этапов: обоснование цели, выбор способов достижения цели; апробация способов действия; постановка промежуточных (частных) целей; учет времени и сил; составление плана действий и следование строго по плану; достижение цели.

Учебная цель в процессе обучения должна быть принята обучающимся, т.е. должна отвечать его потребности (стремлению, желанию) учиться, чтобы ученик мог достичь удовлетворения своих познавательных интересов. Другими словами, удовлетворение в процессе обучения интереса познать что-то новое, желаемое для себя, суметь на основе этого нового, желаемого выполнить, сделать, решить какие-то умственные, практические учебные задания свидетельствует об «узнавании» потребностью своего предмета.

По А.Н. Леонтьеву, потребность – это лишь состояние нужды, недостатка чего-то, переживание человеком этого состояния. Нужда заставляет его вести себя активно в поисках предмета потребности. В учебной деятельности этим объектом являются знания, умения и навыки, приобретение, формирование которых являются целью учения.

«Опредмечивание» потребности, в нашем случае – это приобретение знаний, умений и навыков как предмета познавательной потребности оно означает развитие мотива учебной деятельности. Мотив и определяется как предмет потребности в учении. Под влиянием мотива, ради мотива учение становится для обучаемого более целенаправленным и результативным. Развитие потребности в знаниях влияет на общее развитие личности. Личность становится не только объектом воздействия, но и субъектом более широкой сферы деятельности и общения, это означает, что рождение новых мотивов и потребностей, которые с углублением и расширением познавательных возможностей и практических действий, становятся все более сильным механизмом, главной движущей силой формирования и развития личности. Осознаваемые мотивы – это мотивы цели, которые характеризуют уровни зрелости личности. «Мотивы – цели» устойчиво определяют содержание деятельности, его целенаправленность и характер, т.е. становятся мотивацией целенаправленного поведения.

Цель – главное звено мотивации. Согласно А.Н. Леонтьеву, мотивация – опредмеченная потребность. Главное в этом определении: мотивация – это целенаправленное поведение с возрастающей поисковой активностью и мобилизацией всех резервов умственных способностей, прежде всего памяти, для нахождения возможных способов достижения цели.

В структуре мотивации особую роль играет эмоциональное состояние. Оно всегда субъективно, т.е. отражает состояние внутренней среды организма человека. В зависимости от характера эмоции можно безошибочно определить, как они будут влиять на результат деятельности: будут ли способствовать достижению цели или, наоборот, тормозить, дезорганизовать и т.д. Поэтому в процессе учебной деятельности постоянно нужно обогащать, поддерживать успех, успешность обучения, что, как правило, сопровождается положительными эмоциями. Они и должны быть в конечном счете основой устойчивых познавательных интересов и чувств к содержанию учения. Связь эмоций, отношений (по теории В.Н.Мясищева, эмоции, переживания – это отношения) школьника к учению с характером его мотивации и состоянием учебной деятельности представлена в схеме 5.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.