Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компоненты педагогических способностей




Структура педагогических способностей

Психология учителя

Лекция 5.

 

Учитель, прежде всего, – духовный наставник подрастающего поколения. Он для ученика – олицетворение взаимосвязи времен и эпох, историй и культур, народов и личностей. Благодаря учителю ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Учитель всегда – живой пример для ученика. Его личность – самый сильный и авторитетный ценностный ориентир для подражания и самоотождествления.

К «ансамблю» свойств личности учителя относятся, в первую очередь, те, которые имеют значение для его успешной педагогической деятельности. Как пишет Н.В. Кузьмина, таковыми являются педагогическая наблюдательность, общительность, педагогическое воображение, педагогический такт, пластичность поведения, распределения внимания, требовательность и организаторские способности. Из этого перечня личностных качеств учителя, по мнению А.И. Щербакова, нельзя исключить и интерес к работе с детьми, терпеливость, аналитический ум, творческое воображение. Другие исследователи педагогической деятельности (И.А. Зясюн, Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов, Л.И. Уманский и др.) дополняют данный список качеств еще такими, как любовь к детям, эмоциональность, эмпатия, активная жизненная позиция, социальная зрелость, ответственность.

Так, учитель должен отличаться от других людей до 70-ти самыми лучшими качествами личности человека. Личностные качества у него должны формироваться в процессе педагогического труда и отражать собой структуру педагогических способностей. Структура общих педагогических способностей приведена на схеме 9.

 

 

В.А. Крутецкий, опираясь на исследования Ф.Н. Гоноболина, Н.В. Кузьминой, Н.Д. Левитова, И.В. Страхова и других психологов, выделяет в структуре педагогических способностей девять компонентов:

1. Дидактические способности – это способность направлять активную мыслительную работу учащихся на сознательное преодоление трудностей в усвоении учебного материала, при этом опираться на наивысшую границу их умственных возможностей, адаптируя и осуществляя, соответственно, в учебном материале принципы развивающего обучения. Самое главное, умело стимулировать самостоятельную мысль ученика – делать все ясным и понятным, чтобы радостно было учиться у такого учителя. Нужно постоянно стремиться к тому, что обучение было увлекательным (интересным).

2. Академические способности – способности к соответствующей области науки (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.). Такой учитель не только свободно владеет материалом, но и занимается исследовательской работой в области своего предметно-научного интереса.

Мысли А. Дистерверга – великого немецкого педагога-классика – о том, что слепо воспринятые математические, этические и философские истины, которые не подвергают дальнейшему исследованию и обоснованию, скорее угнетают ум и вредят ему, чем приносят пользу. Только плоды собственного мышления или, по крайней мере, воспринятое и усвоенное путем самостоятельного размышления оживляет их и переходит в убеждения и характер. Они не потеряли свою актуальность и в наши дни, а также имеют прямое отношение к труду учителя современной инновационной школы, где требуется переход педагогической деятельности в режим опытно-экспериментальной работы.

3. Перцептивные способности – способность чувствовать, понимать личность учащегося и его психического состояния, отношения и установки. В.А. Сухомлинский придавал этой способности учителя особое значение, писал много о его чуткости, человечности и психологической культуре: «Надо прежде всего понимать движения детского сердца… Это дается лишь благодаря высокой эмоциональной культуре педагога… Надо войти в положение ребенка, разделить с ним горе, помочь ему. Нередко бывает, что самая желанная и дорогая для ребенка помощь – это сочувствие, сострадание, сердечное участие. Равнодушие же, безразличие потрясают ребенка… В том, как учитель относится к горю ребенка, насколько способен он понимать и чувствовать детскую душу – заключается основа педагогического мастерства…».

4. Речевые способности – способность при помощи речи как средства вербального и невербального общения взаимодействовать с субъектами коммуникации. Учитель умеет говорить, речь его всегда обращена к учащимся, отличается она внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Речь способного учителя живая, образная, интонационно яркая, выразительная, эмоционально окрашенная, с четкой дикцией, в ней отсутствуют стилистические, грамматические и фонетические погрешности. Вот основная характеристика речевых способностей педагога.

5. Организаторские способности – это способности сплачивать учащихся вокруг общей цели – учебной и социально-значимой деятельности, вести их из урока в урок, от незнания к знанию, из дела в дело по конструктивному пути развития, направлять их поведением, общением, предупреждая (опережающе устраняя) возможные отклонения от нормы и закрепляя устоявшийся опыт общей творческой жизнедеятельности в учебно-воспитательном процессе. Кроме того, от учителя требуется высокий уровень самоорганизации во всем: в быту и педагогической деятельности. Он, видимо, от остальных должен заметно отличаться своей организационной культурой, которая заключается не только в безупречности управления своим поведением в целом, но и в способности влиять на других, заражать их творчеством, игрой, мажорным настроением, оптимизмом и активировать деятельность учащихся, направленную на самопознание, на накопление жизненного опыта, опыта самостоятельной продуктивной работы.

6. Авторитарные способности – это способности исследователи психологии учителя выделяют (в частности, В.А. Крутецкий) с точки зрения непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета, как требовательного, решительного, ответственного учителя за обучение и воспитание школьников. Обычно такие учителя учат энергично. Результат его активно-творческого обучения – это напряжение внимания, учение идет интересно, увлекательно, речь как учителя так и учащихся лаконична, выразительна… Здесь фактически не нужны сотни всяких «фокусов» и «ухищрений». Учитель добивается своей дидактической цели благодаря своей дисциплинарной силе и сильного характера.

7. Коммуникативные способности – эти способности В.А. Кан-Калик – видный чеченский ученый-психолог (пропал без вести в 1995 г.) – считает ведущими в профессионально-педагогическом общении. Коммуникативные способности к общению связаны с обучением и воспитанием детей в педагогической работе: воздействие личности учителя на личность ученика. По утверждению В.А. Кан-Калика, одним из важных качеств педагога является умение организовать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. В структуре коммуникативных способностей учителя И.В. Страхов предлагает рассмотреть и педагогический такт (единство морально-воспитательного отношения учителя к учащимся и педагогически совершенной формы обращения, разумная любовь учителя к школьникам и т.д.)

Учитель должен постоянно совершенствовать навыки и умения педагогического общения. В этой связи мы рекомендуем пользоваться методикой самообучения умениям и навыкам педагогического общения.

В таблице ниже приведена примерная форма, пользуясь которой, педагог может вести самонаблюдение и делать дополнительные выводы о том, что и как ему нужно совершенствовать в плане общения с людьми.

Педагог также может время от времени задавать себе или просить других ответить на следующие вопросы о нем (вопросы здесь сформулированы от первого лица):

1. Какое впечатление оказываю я на учащихся (детей)?

2. Веду ли я себя с ними достаточно непринужденно и раскованно?

3. Искренним или неискренним я выгляжу с их стороны?

4. Достаточно ли у меня развито умение располагать детей к себе?

5.Могу ли я вести разговор с детьми на любые темы?

6. Чувствуют ли себя дети, общаясь со мной, так же свободно, как и я?

7. Всегда ли мне удается убеждать детей или иногда приходится приказывать?

8. Есть ли у меня чувство юмора?

9. Как воспринимают мои шутки дети?

10. Нет ли таких детей, которые избегают общаться со мной?

11. Нет ли таких ситуаций, в которых дети неохотно общаются со мной?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 5104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.