Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия позитивизма




Общая характеристика неклассической философии.

Философские идеи А. Шопенгауэра.

Экзистенциализм С. Къеркегора.

Философия позитивизма.

Общая характеристика неклассической философии.

5. «Философия жизни».

 

Под неклассической философией принято понимать совокупность разрозненных философских течений, возникших в Западной Европе в XIX столетии вне пределов немецкой классической философии. Последняя, однако, имеет самое прямое отношение к возникновению этих течений, ибо она самим фактом своего присутствия и влияния на умы современников, стимулировала критическое отношение к себе и стремление ее преодоления.

Начиная с эпохи Возрождения и Нового времени вплоть до середины XIX столетия, в Западной Европе складывалась традиция рациональной философии, окончательно оформившаяся в философских системах представителей немецкой классической философии. Реальная история XVIII и XIX столетий не востребовала эту философию: вознесенный на вершину разум оказался бессильным объяснить и предотвратить дисгармонию и хаос, которые стали содержанием общественной жизни. Вместе с крахом наполеоновской Франции в начале XIX столетии были посрамлены высокие идеалы эпохи Просвещения; в 30-40-е г. г. в Германии и Франции резко обострилась классовая борьба, обозначившая непримиримые позиции в обществе. Этот раскол усугубился к концу XIX века и вылился в попытку коренного переустройства самих основ экономической и общественной жизни (Парижская Коммуна в 1871 г.). Франко-Прусская война 1870- 1871 г.г. вынесла свой приговор духовным ценностям эпохи разума.

Другим фактором, оттеснившим немецкую классическую философию, стала революция в естествознании и промышленности. Триумф химии, создание теории сохранения энергии, открытие Фарадеем электромагнитной индукции, Ампером - теории магнетизма, открытие радиоактивности, рентгеновских лучей и др. не могли остаться незамеченными общественным сознанием. Все это происходило на фоне интенсивного применения знаний, технических новаций. Мир менялся на глазах: первая железная дорога, первый автомобиль, первые опыты воздухоплавания, электрический телеграф и электрическая лампочка, затем - телефон, радиосвязь и многое другое. Техника агрессивно вторгалась в духовную жизнь, завоевывая в ней ведущие позиции. Европеец оказался вовлеченным в этот процесс; наука и техника становились более ценной «философией», ибо их использование обещало новые блага.

Обращает на себя внимание и такое обстоятельство, как демографический взрыв, происшедший на Европейском континенте. В период с 1800 г. по 1914 г. население достигло 460 млн., то есть выросло более, чем в 2, 5 раза. Приход массы на арену истории ознаменовал одновременно и смещение акцентов в культуре. Классическая философия уже не могла пользоваться успехом за пределами университетских кафедр.

Динамичный XIX век ломал многие привычные представления людей. Вместе с радужными надеждами были и тревожные предчувствия, и опасения, и страх перед неизвестным. Все это обостряло интерес к чисто человеческим формам жизни, о которых рациональная философия умалчивала. Течения, составившие содержание неклассической философии, а именно — экзистенциализм, идеи А. Шопенгауэра, «философия жизни», прагматизм, позитивизм, — в сущности являются иррационалистическими. Уход от разума, его отрицание как духовной ценности есть существенная черта неклассической философии.

Другая ее общая черта — плюрализм (множественность) концепций, идей, подходов, течений, своеобразная «разноголосица» среди философов. Смысл того, что происходит, можно уяснить только в том случае, если слышать всех разом, а не по отдельности каждого из них. Неклассическая философия знаменовала собой большее внимание к человеку, попытку увидеть его во всей сложности его многогранной натуры. В этом состоит ее гуманистическое содержание.

В рамках неклассической философии были сформулированы идеи, «приземлившие» философию Канта и Гегеля. Стройные её формы (систематичность, концептуальность, язык, логика, диалектика) были отвергнуты или перестали быть обязательными. В философию пришли нерациональные способы познания и выражения мысли. Неклассическая философия как бы вернула человеку человеческое — волю, субъективные переживания, интуицию, мистическую веру, комплексное восприятие жизни. Она предопределила основные направление философии XX века в лице экзистенциализма, феноменологии, персонализма, герменевтики, отчасти психоанализа, идею благоговения перед жизнью и др. Общее умонастроение неклассической философии подчёркивает несовершенство научно-технического прогресса как идеологии и высвечивает проблему человеческой личности как главную цель философии и нашего столетия.

В первой половине XIX в. экспериментально-математическое естествознание, возникшее в XVII в., достигло огромных успехов, усилилась его роль в развитии общества.

Накопив достаточно большой эмпирический материал, естествознание приступило к его теоретическому обобщению. Людьми осознается, что основной массив знаний о мире, необходимых в практической деятельности, формируется в науках естественно-научного цикла. Начинается процесс превращения натурфилософии в теоретическое естествознание.

Становление дисциплинарной структуры науки, институциональная профессионализация научной деятельности сделали настоятельной задачу осмысления сущности научно-познавательной деятельности, критической оценки предпосылок и процедур научной деятельности, протекающей в разных социокультурных условиях; осмысления значения и роли мировоззренческих и философских идей в развитии научных исследований.

Происходит осознание недостаточности и ограниченности умозрительных рассуждений (исходящих из чистой силы ума) классической натурфилософии и метафизики, которая на место реальных связей часто ставила вымышленные. Это дало основание определенной группе мыслителей высказать идею, что эра метафизики окончилась, и началась эра положительного знания, эра позитивной философии.

В результате распада натурфилософии формируется особое направление в развитии философской мысли XIX в. — позитивизм (от латинского positivus — «положительный»). Основные идеи этого направления представлены впервые в трудах Огюста Конта (1798 — 1857), Герберта Спенсера (1820 — 1903), Джона Стюарта Милля (1806 — 1873).

Позитивизм претендовал на звание принципиально новой, позитивной философии, построенной по подобию эмпирических наук и являющейся их методологией. Утверждая, что наука все еще недостаточно научна, в ней слишком много умозрительных компонентов, позитивизм ставил задачу ее «очищения» от метафизики.

В 40-е годы XIX века Огюст Конт, родоначальник позитивизма, выступил с критикой гегелевской метафизики (сверхопытности, умозрения) исторического процесса и сформулировал задачу социального познания: сделать учение об обществе («социологию» — термин впервые ввел О. Конт) такой же «позитивной» наукой, как и естественнонаучные дисциплины — математика, механика, — с использованием «точных» математических и экспериментальных методов.

Переход от метафизики к позитивному знанию О. Конт обосновал анализом различных этапов, которые проходит человечество в своем стремлении познать мир, в своем умственном развитии. С его точки зрения, человеческий разум в силу своей природы в каждом из своих исследований пользуется тремя методами мышления, характер которых существенно различен и даже прямо противоположен: теологическим, метафизическим, позитивным. Следовательно, существуют три исторические стадии развития знания и три общих системы воззрений на мир.

На теологической стадии духовного развития человек стремится объяснить все явления вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев. Метафизическое исследование тоже стремится достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире, но только через ссылку на различные придуманные первосущности и первопричины, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте. Так, Фалес видел первопричину в воде, Анаксимандр — апейроне, Гераклит — огне, Платон — идее, Декарт — субстанции, Лейбниц — монаде, Гегель — абсолютном духе и т. п.

Метафизическое мышление, по мнению Конта, способствует тому, что мысль приобретает большую широту и незаметно подготавливается к истинно научной работе. Но коренная ошибка этого мышления в том, что оно стремится узнать абсолютные начала и причины всего. Но это невозможно, у человека нет средств выйти за пределы опыта, потому метафизика предается необузданным и бесплодным фантазиям. Эти безнадежные попытки познать абсолютную природу и сущность всех вещей человечество должно оставить и устремиться по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.

На третьей, позитивной стадии познания, утверждал Конт, человеческий ум признает невозможность приобрести абсолютное знание, отказывается от исследования происхождения и цели вселенной, чтобы заняться открытием их законов, т. е. неизменных отношений последовательности и сходства явлений (без анализа вопроса об их сущности и природе). Наука и ее законы могут отвечать только на «как», но не «почему».

Это означает, что науки должны наблюдать и описывать то, что открывается в опыте, формировать эмпирические законы. Эти законы служат для описания фактов и имеют значение только для явлений. «Мы не знаем ни сущности, ни даже действительного способа возникновения ни одного факта: мы знаем только отношения последовательности или сходства фактов друг с другом», — утверждал Дж. Милль. Но и это знание относительно, а не абсолютно, поскольку опыт не имеет никаких окончательных границ, а может расширяться беспредельно.

Понятия, которые не могут быть ни разрешены, ни проверены посредством опыта, позитивизм объявил ложными или лишенными смысла. Отсюда — отрицание познавательной ценности традиционных философских исследований и утверждений. Задачами философии являются систематизация и обобщения специально-научного эмпирического знания, поиск универсального метода познания. Конт впервые предлагает объективные принципы классификации наук в зависимости от их предмета и содержания. (О. Конт отвергает принципы классификации наук, предложенные Ф. Бэконом. Бэкон классифицировал науки в зависимости от различных познавательных способностей человека — рассудок, память, воображение). В системе классификации Конта выделяют следующие науки — математика, астрономия, физика, химия, физиология, социальная физика (социология), мораль, которые размещаются в этой системе по принципу движения от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от древнего к новому.

В это время были заложены основные идеи позитивистского направления в философии. К этим исходным идеям относятся:

1) устранение традиционных философских проблем, которые неразрешимы из-за ограниченности человеческого разума;

2) поиск универсального метода получения достоверного знания и универсального языка науки;

3) гносеологический феноменализм – сведение научных знаний к совокупности чувственных данных и полное устранение «ненаблюдаемого» из науки;

4) методологический эмпиризм – стремление решать судьбу теоретических знаний исходя из результатов его опытной проверки;

5) дескриптивизм — сведение всех функций науки к описанию, но не объяснению.

Позитивизм противопоставил науку философии. И поскольку такая философия не имеет дела с метафизическими мировоззренческими проблемами, она отвергает как материализм, так и идеализм. Позитивное познание должно быть освобождено от всякой мировоззренческой и ценностной интерпретации.

Во второй половине XIX в. «первый позитивизм» уступает место новой исторической форме позитивизма – эмпириокритицизму или махизму. Наиболее известны его представители – Эрнест Мах (1838 — 1916), Ричард Авенариус (1843 — 1896).

Философы, представляющие это течение в позитивизме, стремятся «очистить» естественнонаучное знание от «остатков» умозрительных размышлений. Их внимание было сосредоточено на анализе ощущений, чувственного опыта как такового. Они утверждали, продолжая традиции «первого» позитивизма, что необходимо отказаться от понятия причинности, необходимости. Единственно существующим признавался лишь опыт как совокупность всего непосредственно наблюдаемого. Оно нейтрально относительно материи и сознания. Наука должна исследовать только ощущения. Для их выражения математика создает свой символический язык.

Новые открытия в науке усиливают распространение механистической картины мира, механицизма как универсального подхода ко всем природным процессам и явлениям. Значительный вклад в этот процесс вносит биология, формулировка Ч. Дарвином теории эволюции и биологических систем. Согласно этой теории, все многообразие мира постепенно развилось из общего предка. Причиной такого развития является борьба за существование и выживание сильнейших, наиболее приспособленных.

По ряду гносеологических вопросов примыкал к эмпириокритицизму известный французский математик и физик Анри Пуанкаре (1854 — 1912).

В книге «Ценность науки» (1905) он формулирует известное положение о том, что прогресс в науке подвергает опасности самые устойчивые принципы – даже те принципы, которые считались основными. Например, оказывается, что скорость света не зависит от скорости источника света. Геометрия Евклида не есть единственно возможная геометрическая система. Это дало основание утверждать, что законы природы следует понимать как конвенции, то есть условно принятые положения. Именно это понятие закона как условно принятого положения, конвенции, стало ведущим понятием гносеологической концепции Пуанкаре, получившей название «конвенционализм». Сторонники философии махизма распространили конвенционализм из сферы математики и логики на всю науку.

Успехи математизированной физики, которая была антисозерцательной, вступили в конфликт с установками эмпиризма. Позитивизм с его установками на эмпиризм не давал возможности решить проблемы обоснования математического знания. В том числе и для этой цели философы привлекают идеи И. Канта в союзники в борьбе против эмпиризма, стремясь согласовать их с данными науки. В 60-е годы XIX в. формируются неокантианство. Так же как и позитивисты, неокантианцы утверждали, что познание есть дело только конкретных наук. Но они сосредоточили внимание на активной, творческой, конструктивной деятельности разума, усматривая в ней основу всякого научного познания. Научное познание трактовалось как логический процесс, как чисто понятийное конструирование предмета. Все научные понятия представляют собой творения духа. Чувственные элементы познания отбрасывались.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.