Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие бытия. Виды бытия. Специфика социальной формы бытия




Детерминизм как фундаментальный принцип бытия.

Материя как философская категория. Пространство и время - формы существования движущейся материи.

Понятие бытия. Виды бытия. Специфика социальной формы бытия.

В широком смысле слова категория «бытие» обозначает существование. Быть — значит существовать, и философы под бытием обычно понимают реальность, существующую объективно, т.е. независимо от сознания и воли человека. Иначе говоря, бытие — это материальное существование природной и социальной действительности. В таком понимании бытие наделяется более содержательным признаком материальности и в этом значении обозначает природу, материальный мир, материю.

Бытие — основополагающая философская категория. Объясняется это тем, что, начиная философские рассуждения, нельзя обойти эту исходную категорию, поскольку логически она выступает основой для дальнейших теоретических построений и более того, исторически проблема бытия означает зарождение самой философии.

Как же сформировалась эта категория? Для постановки проблемы бытия имеются предпосылки в обыденном сознании и повседневной деятельности людей. Занимаясь практической деятельностью, человек склонен к поиску своего единства с природой, с другими людьми. Человеку важно найти и обрести общее между различными целостностями окружающего мира. Тем более, что в нем самом слиты в неразрывное единство тело и дух, природное и общественное.

Первую философскую концепцию бытия выдвинули еще древнегреческие философы. Под ним понималось либо нечто неизменное, единое, неподвижное, самотождественное (Парменид), либо нечто непрерывно становящееся и изменяющееся (Гераклит). Бытие противопоставлялось небытию. Уже тогда были заложены предпосылки материалистического и идеалистического истолкования этой категории. Так, например, Платон противопоставил мир чувственных вещей чистым идеям (миру истинного бытия). Опираясь на принцип взаимодействия и взаимосвязи формы и материи, Аристотель преодолевает подобное противопоставление и строит учение о различных формах бытия.

В связи с развитием науки, техники, материального производства, продолжалась эволюция представлений о сущности категории бытия. С одной стороны, велись поиски общей материальной основы предметов и явлений, или материальной субстанции, построенной из некоего природного материала, или субстрата; это позиция материализма. Ее достоинство — в стремлении понять бытие мира, исходя из самого этого мира, а слабое место — в определенном разрыве между неизменной субстанцией и миром изменяющихся, преходящих вещей. С другой стороны — позиция идеализма, сущность которой состоит в признании в качестве истинного бытия «чистых идей». На всем протяжении истории философии мы видим борьбу и взаимное сотрудничество двух этих позиций — «линии Демокрита» и «линии Платона».

Категория бытия не только указывает на факт существования материального мира и отдельных его проявлений, но и фиксирует предельно общую связь всего со всем. Она выражает существование мира как всеобщей целостности, которая составляет объективные условия деятельности человека, куда входит и его духовная деятельность, факт его общественного существования.

Таким образом, бытие в широком смысле слова — это совокупная реальность природного и общественного, материального и духовного, индивидуального и социального, всего, что существует, будучи объединенным всеобщей связью всего со всем, хотя и в различных формах.

В философии выделяется четыре вида бытия:

1. бытие вещей и процессов;

2. бытие человека;

3. бытие духовного (идеального);

4. бытие социального (общественного).

Все эти виды бытия самостоятельны, внутренне не однородны, имеют свои подвиды.

В первом виде бытия различаются, во-первых, природные вещи и процессы, во-вторых, созданные человеком. Мир вещей и процессов, созданных человеком, включает в себя воплощенные его мысли и дела, т.е. имеет социальные функции и человеческий смысл. Это дает возможность приблизить этот вид бытия к понятию «социальное бытие».

Необходимо обратить внимание на особую сложность бытия человека, поскольку он, как живое существо, включен в мир природных тел, представляет собой единство «духа» (психики) и тела (материи) и, как биологический организм, вписан в бытие природы. Он существует не только как материальное тело, но и как представитель человеческого рода, социально-историческое существо.

Бытие духовное охватывает собой проявления индивидуализированного и объективированного духа. Иначе говоря, представляет собой многообразные процессы и результаты духовной деятельности людей. Например, нравственные и правовые нормы, научные идеи, художественные образы и т.д. относятся к объективированному духу. Однако и те процессы, которые происходят в духовном мире индивида, также имеют статус бытия, поскольку без этого вида бытия невозможно существование личности.

Таким образом, с помощью категории бытия объединяются основные идеи, которые получены в процессе последовательного осмысления вопроса о существовании мира:

1) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность;

2) природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах;

3) в силу объективной логики существования и развития мир образует совокупную реальность, действительность, предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2073; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.