Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация службы на судах 2 страница




Вахтенные электромеханик и радиооператор выполняют свои обязанности, предусмотренные Уставом службы на судах, инструкциями и наставлениями.

В состав вахты на судах включаются из палубной команды вахтенные матросы и рулевые, из машинной — вахтенные мотористы, вахтенные электрики; на судах с совмещением профессий — вахтенные мотористы-рулевые.

Вахтенный матрос, рулевой непосредственно подчиняется вахтенному помощнику капитана и только с его разрешения принимает и сдает вахту. Со своего поста отлучаться не имеет права. Перед вступлением на вахту обязан принять от сменяющегося с вахты матроса, рулевого имущество, инвентарь, оборудование и такелаж, находящийся в открытых местах, на палубе и наружном борту, а также получить сведения о выполняемых и незаконченных рабочих заданиях вахтенного начальника, проверить надежность учалки толкаемого состава, расположение канатов, якорей. Вступая на вахту, должен ознакомиться со всеми распоряжениями по вахте. Принимает вахту на руле с разрешения вахтенного помощника капитана и докладывает о принятом курсе. Выясняет у сменяющегося матроса (рулевого), как судно слушается руля.

Во время вахты на руле строго удерживает судно на заданном курсе, сличает показания курса на гирокомпасе с магнитным, следит за работой курсоуказателя и рулевого устройства. Обо всех обнаруженных неисправностях немедленно докладывает вахтенному начальнику.

Во время вахты ведет тщательное наблюдение за горизонтом, водной поверхностью, судоходной и окружающей обстановкой. Обо всем замеченном (огнях, предметах, услышанных сигналах и др.) немедленно докладывает вахтенному начальнику.

Когда судно стоит на якоре или у причала, вахтенный матрос, рулевой находится неотлучно на палубе в месте, установленном вахтенным начальником, и обязан следить за окружающей обстановкой (швартовными концами, якорь-цепью, рейдовыми и сигнальными огнями, состоянием погоды и др.). Обо всех изменениях докладывает вахтенному начальнику и выполняет его указания. Если матрос, рулевой несет вахту у трапа, он обязан контролировать, кто, по какому делу и к кому идет; посторонних лиц допускает на судно только с разрешения вахтенного начальника.

В случае пожара на судне, вблизи него или в других аварийных ситуациях вахтенный матрос, рулевой самостоятельно объявляет тревогу.

Вахтенный моторист подчиняется непосредственно вахтенному механику. Вступая на вахту, он обязан: по контрольным приборам и внешним осмотром ознакомиться с состоянием и режимом работы обслуживаемых им технических средств; принять от сдающего вахту моториста сведения о состоянии обслуживаемых технических средств и все распоряжения, передаваемые по вахте; доложить вахтенному механику о вступлении на вахту.

Во время вахты моторист должен обеспечивать исправное действие порученных ему технических средств в соответствии с инструкциями по их обслуживанию, поддерживать чистоту в машинном отделении. Обнаружив неисправности, докладывать вахтенному механику и принимать меры к их устранению.

Вахтенный электрик непосредственно подчиняется вахтенному электромеханику или вахтенному механику. При вступлении на вахту электрик обязан: убедиться в исправной работе электромеханизмов, электроустройств, электросети; получить у сдающего вахту электрика сведения о состоянии обслуживаемых технических средств, а также о всех распоряжениях, передаваемых по вахте; доложить вахтенному электромеханику (механику) о вступлении на вахту.

Во время вахты электрик обязан: обеспечивать установленный режим работы электромеханизмов, нормальное состояние и чистоту всего электрооборудования; выполнять правила технического обслуживания электромеханизмов, ответственные включения и выключения проводить по указанию вахтенного электромеханика (механика); следить за бесперебойным обеспечением потребителей электроэнергии и о всех обнаруженных неисправностях докладывать вахтенному электромеханику (механику); немедленно докладывать вахтенному электромеханику (механику) о срабатывании автоматических выключателей генераторов и крупных электродвигателей, о необходимости смены сгоревших плавких вставок генераторов и крупных электродвигателей; выполнять правила безопасности труда.

Вахтенный моторист-рулевой подчиняется вахтенному начальнику и во время ходовой вахты неотлучно находится на посту управления судном. Во время вахты моторист-рулевой ведет постоянное наблюдение за плавучей и береговой обстановкой, показаниями глубин на сигнальных мачтах, сигналами на движущихся и стоящих судах, управляет судном по командам вахтенного начальника и дублирует его команды, следит за нормальной работой главных и вспомогательных двигателей. Кроме своих прямых обязанностей рулевого, он по указанию вахтенного начальника периодически находится в машинном отделении для контроля работы и обслуживания главных двигателей и других механизмов и устройств.

Жизнь и повседневная служба экипажа судна строятся по четкому распорядку дня, в котором предусмотрено время на судовые работы, прием пищи, культурно-массовые мероприятия и отдых.

Капитану предоставлено право в необходимых случаях изменять типовой распорядок дня применительно к условиям работы судна.

Соблюдение распорядка дня всеми членами экипажа — залог высокой организации службы на судне.

Все судовые помещения делят на служебные — для размещения и обслуживания технических средств и систем, грузов, хранения судовых запасов и выполнения различных судовых работ, жилые — для размещения судового экипажа и общего пользования, для приема пищи, личной гигиены, отдыха, проведения массовых мероприятий.

На каждом судне члены экипажа размещаются в жилых по­мещениях согласно расписанию и возможно ближе к местам их заведований. В жилых помещениях должен поддерживаться порядок, соблюдаться правила гигиены, хранения обмундирования, вахтенной одежды и личных вещей. Здесь не разрешается хранить легковоспламеняющиеся, ядовитые, взрывчатые, пожароопасные вещества и съестные припасы, пользоваться электронагревательными приборами.

Членам судового экипажа воспрещается:

- переделывать жилое помещение;

- стирать и просушивать белье в не отведенных для этого местах;

- выбрасывать из окон и иллюминаторов мусор, окурки и другие отходы;

- купаться за бортом судна в не установленное для купания время и в не отведенных для этого местах;

- выполнять забортные работы во время хода судна;

- провозить на судах посторонних лиц и членов семей;

- провозить личные грузы в грузовых, багажных помещениях и на палубе;

- приносить и распивать на судне спиртные напитки и играть в азартные игры.

Каюты имеют два комплекта ключей, один хранится у живущих в каюте, второй запасной — на месте, определенном первым штурманом. Во время тревог, осмотров и проверок каюты и другие жилые помещения должны быть открыты, даже если владелец каюты отсутствует.

Культурно-массовая работа, игры и развлечения на судах проводятся в красных уголках. Обычно это или специально отведенные помещения, или столовая команды.

Общее собрание членов судового экипажа выбирает заведующего красным уголком, который принимает на хранение весь инвентарь и имущество.

В помещениях общего пользования (в кают-компании, красном уголке и др.) всякие развлечения, игры, демонстрация фильмов, музыка и танцы допускаются до 23 ч. С разрешения капитана может быть установлено другое время.

Принимают пищу в установленное распорядком дня время. Перед раздачей первый штурман снимает пробу. Старший и средний командный состав питается в кают-компании. Там, где нет кают-компании, специально отводятся столы в общей столовой экипажа или в пассажирском обеденном салоне. Для младшего командного состава и судовой команды оборудуют столовые. Старшее лицо в столовой — боцман.

Весь экипаж судна является 'в кают-компанию или столовую для приема пищи чисто и опрятно одетым в установленное время. Лица, находившиеся на вахте, исполнявшие неотложные судовые работы или служебные поручения, могут принимать пищу в другое время.

В кают-компании садятся и встают из-за стола с разрешения капитана (первого штурмана). В каюту пищу подают лишь капитану по его требованию, а также больным по указанию первого штурмана.

На судне всегда необходимо поддерживать образцовый порядок, чистоту и хорошее санитарное состояние. Весь экипаж должен соблюдать санитарные правила, содержать в чистоте судовые помещения, выполнять правила личной гигиены, опрятно содержать койки, белье, одежду и обувь. В распорядке дня отводится место для уборки помещений и палуб, порядок которой определяется первым штурманом с учетом требований санитарных правил и норм для судов смешанного (река-море) плавания. Уборки проводятся ежедневно утром; в кают-компании и в столовых — до завтрака. На пассажирских судах к этому времени должна быть закончена уборка пассажирских палуб.

Каждая вахта ежедневно участвует в малых уборках, а не реже трех раз в месяц весь судовой экипаж проводит большие уборки. При продолжительных рейсах и межрейсовых стоянках большие уборки организуют в начальном и конечном пунктах. В них предусмотрено: мытье всех судовых помещений, палуб, мостиков и надстроек, наружного борта, шлюпок и корпуса; вскрытие и мытье слани и трюмов, очистка грузовых трюмов от остатков груза; чистка всех приборов, механизмов и других элементов оборудования.

Если к толкачу (сухогрузному теплоходу) прикреплены баржи-приставки, то уборка их включается в расписание уборок экипажа толкача (теплохода).

 

21.2. Источники опасности на стационарных объектах водного
транспорта и возможные меры защиты от них

 

Известно, что между внешней средой и человеком существует непрерывная взаимная связь. Изменение внешней среды вызывает те или иные изменения в организме человека.

До настоящего времени еще имеются некоторые производственные процессы, сопровождающиеся выделением большого количества газов, пыли, избыточного тепла и т. п. Изменения внешней среды могут нанести ущерб здоровью работающих, поэтому их необходимо устранять.

В производственных процессах различают вредности трех видов.

К первому виду относятся вредности, связанные с особенностями производственного процесса, оборудования и обрабатываемых материалов: производственная пыль, промышленные яды, ненормальные метеорологические условия (высокая температура, тепловое излучение, повышенная влажность воздуха), повышенное и пониженное атмосферное давление, шум и сотрясения, профессиональные инфекции.

Ко второму виду относятся вредности, обусловленные особенностями трудового процесса и его режима: повышенное напряжение зрения и слуха, длительное вынужденное положение тела и т. д.

К третьему виду относятся вредности, связанные с нарушением санитарного благоустройства: недостаточная кубатура рабочих помещений, дефекты освещения, вентиляции, отопления и др. '

Профессиональные заболевания обычно возникают, прежде всего, в результате неудовлетворительного проектирования производственных и других зданий и сооружений, когда проектанты недооценивают вредности, вызываемые технологией производства, а также там, где не соблюдаются санитарные нормы и правила при выполнении работ, где низка культура производства.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и ОТ возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов;

- применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- безопасные и здоровые условия труда на каждом рабочем месте;

- режим труда и отдыха в соответствии с действующим законодательством;

- приобретение за счет собственных средств и выдачу спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по ОТ, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований ОТ, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований ОТ;

- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по ОТ в организации;

-проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, а также внеочередных медосмотров по просьбам работников в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы и среднего заработка на время прохождения медосмотров;

- недопущение работников к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательных медосмотров;

- информирование работников об условиях и ОТ на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

- предоставление органам государственного управления ОТ, органам госнадзора и контроля за соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

- расследование в установленном порядке несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

- санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями ОТ;

- беспрепятственный допуск должностных лиц органов госуправления охраной труда, госнадзора и контроля за соблюдением требований ОТ, органов Фонда социального страхования РФ, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и ОТ в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

- выполнение предписаний должностных лиц органов госнадзора и контроля за соблюдением требований ОТ и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки;

- обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

- ознакомление работников с требованиями ОТ.

Указанные общие обязанности должны быть конкретизированы в функциональных обязанностях всех должностных лиц организации.

Обязанности работников в области ОТ изложены в ст. 214 Трудового кодекса РФ, согласно которого каждый работник обязан:

- соблюдать требования ОТ;

- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по ОТ, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований ОТ;

- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, произошедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профзаболевания (отравления);

- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

Кроме обязанностей каждый работник имеет право и гарантии права на безопасные и здоровые условия труда, которые сформулированы в ст. 219 и 220 Трудового кодекса РФ.

Каждый работник имеет право на:

- рабочее место, соответствующее требованиям ОТ;

- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

- получение достоверной информации об условиях и ОТ на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

- отказ от выполнения работы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований ОТ;

- обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- обучение безопасным методам и приемам труда;

- профессиональную подготовку (или переподготовку) в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований ОТ;

- запрос о проведении проверки условий и ОТ на его рабочем месте органами госнадзора и общественного контроля;

- обращение в органы госвласти, к работодателю, в профсоюзы по вопросам ОТ;

- личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве и профзаболевания;

- внеочередной медицинский осмотр в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением места работы и среднего заработка на время прохождения указанного медосмотра;

- компенсации за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.

Гарантии права работника на труд в условиях, соответствующих требованиям ОТ, состоят в том, что:

- государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям ОТ;

- условия труда по трудовому договору должны соответствовать требованиям ОТ;

- на время приостановления работ вследствие нарушения требований ОТ не по вине работника за ним сохраняется место работы и средний заработок;

- при отказе работника от выполнения работ при возникновении опасности для его жизни и здоровья, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности. Если предоставление другой работы невозможно, то время простоя оплачивается в соответствии с действующим законодательством;

- в случае не обеспечения работника средствами защиты по нормам работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить простой;

- отказ работника от выполнения работ из-за опасности для его жизни и здоровья, либо от тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечение его к дисциплинарной ответственности;

- в случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении трудовых обязанностей осуществляется возмещение указанного вреда в соответствии с действующим законодательством;

- в целях предупреждения нарушений законодательства об ОТ государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований ОТ и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

 

21.3. Источники опасности на судах водного транспорта
и возможные меры защиты

 

Безопасность труда на судах транспортного, промыслового технического флота имеет свои характерные особенности, которые заключаются в том, что безопасные условия труда судового экипажа зависят как от правильности действий каждого члена, так и от строгого выполнения должностных обязанностей всеми членами судового экипажа. Поэтому для обеспечения производственной безопасности на судах в первую очередь должно быть обращено внимание на комплектование судовых команд.

К работе на судах допускаются лица не моложе 18 лет, годные по состоянию здоровья и имеющие соответствующую профессиональную подготовку, что должно быть подтверждено соответствующими дипломами и удостоверениями.

Ответственность за безопасность экипажа и судна в целом возложена на капитана, а машинной команды и судовой силовой установки — на главного механика судна.

Комсостав, проходя аттестацию, сдает экзамены по производственной безопасности. Лица, не сдавшие этого экзамена, к занятию командных должностей на судах не допускаются. Рядовые члены судового экипажа, направляемые вновь для работы на судне, должны предварительно пройти вводный инструктаж по охране труда. По прибытии на судно новый член судового экипажа под руководством капитана или главного механика знакомится с характером предстоящей работы и получает от них непосредственно на рабочем месте инструктаж по безопасным приемам труда.

Капитан или механик определяют, в составе какой вахты будет работать вновь поступивший, и устанавливают его обязанности при объявлении тревог «человек за бортом», «пожарной» и «водяной». После проверки знаний вновь поступивший может быть допущен к исполнению своих обязанностей.

Периодически, но не реже одного раза в год, судовой экипаж проходит по 6–10-часовой программе обучение безопасным методам выполнения судовых и забортных работ с обязательной сдачей экзамена специальной комиссии. Всем членам судового экипажа вменено в обязанности уметь управлять шлюпкой, хорошо плавать, знать практические приемы спасания утопающих.

Исправность и пригодность к эксплуатации корпуса, машин, механизмов, судовых систем и устройств и всего судового оборудования удостоверяются соответствующими документами инспекции Регистра и службами судового хозяйства (механико-судовыми службами) пароходства и бассейновых управлений пути.

Для лучшего технического обслуживания и повышения ответственности за исправное техническое состояние все оборудование на судне закрепляется за определенными членами экипажа, которые несут персональную ответственность за их техническое состояние.

Детальную проверку технического состояния как судна в целом, так и всех его машин, механизмов, устройств, жилых и служебных помещений проводит капитан совместно с главным механиком не реже одного раза в неделю.

Капитан, а по машинному отделению совместно с главным механиком, обязан лично производить тщательное расследование на месте каждого несчастного случая. О несчастных случаях составляется по установленной форме акт и направляется судовладельцу. После выяснения и изучения причин каждого несчастного или аварийного случая капитан и главный механик должны организовать проведение соответствующих мероприятий, исключающих повторение подобных случаев в будущем.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.