Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аллан Пиз




Класс

Обществознание

II (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ЭТАП

Основы семейного права

Понятие, предмет, метод и источники семейного права России. Субъекты семейного права. Условия и порядок заключения брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Права несовершеннолетних детей.

Порядок расторжения брака. Защита семейных прав. Государственная поддержка семьи.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Арбузкин А.М. Обществознание: учебник. М.: Зерцало-М, 2012.

2. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный экспресс-репетитор. М.: Астрель, Полиграфиздат. 2012.

3. Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие. М.: Академия, 2012.

4. Касьянов В.В. Обществознание: учеб. пособие. М.: Феникс, 2013.

5. Кравченко А.И. Обществознание: учебник. М.: Проспект, 2012.

6. Обществознание: учеб. пособие / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Проспект, 2012.

7. Опалев А.В. Обществознание: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

8. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2012.

 

Шифр участника........................................................

Количество набранных баллов.................................

(место и дата проведения)……………………………

Уважаемый участник Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию! Вам предлагается выполнить задания муниципального этапа олимпиады. Внимательно читайте формулировку каждого задания, чтобы дать ответ строго на поставленные вопросы и в той форме, которую предполагает каждое конкретное задание. Ответы вписывайте в специально отведенные для этого места. Успехов Вам в выполнении работы!

Общая сумма баллов за выполнение всей работы – 117 баллов.

 

 

№ 1. (22 балла) Выберите верный вариант ответа:

1.1. Определение «субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт и качеств, неповторимое сочетание которых придает ему характер социальной индивидуальности» относится к понятию:

1. человек

2. индивид

3. индивидуальность

4. личность

 

1.2. Духовность выражается в том, что человек:

1. обладает высоким уровнем интеллекта

2. в своих мыслях и действиях следует общечеловеческим ценностям

3 обладает способностями в каком-либо виде искусства

4. принадлежит к определенной религиозной конфессии

1.3. Программист трудится над разработкой новой программы, в данной деятельности программа выступает:

1. как мотив

2. как средство

3. как объект

4. как субъект

1.4. К чертам индустриальной цивилизации не относятся:

1.развитие рынка и рыночных отношений

2. четкая сословная иерархия

3. быстрый процесс урбанизации

4. высокий уровень развития науки

 

1.5. К основным вопросам экономики не относится:

1) что производить

2) как производить

3) зачем производить

4) для кого производить

1.6. Приоритет веры над разумом – это особенность:

1. культуры Античности

2. культуры Средневековья

3. культуры Возрождения

4. культуры Нового времени

1.7. К отличительным признакам правового государства относится:

1. наличие системы законодательства

2.строгое подчинение государства, его органов и должностных лиц действующему закону

3. общеобязательность решений государственной власти

4. республиканская форма правления

1.8. Отличительным признаком рыночной экономики является:

1. сочетание государственной и частной собственности

2. неучастие государства в экономической деятельности

3. конкуренция товаропроизводителей

4. централизованное ценообразование

1.9. Фискальная функция налогов состоит в том, что:

1. налоги сглаживают неравенство доходов граждан

2. налоги формируют доходы госбюджета

3. налоги могут ограничить развитие предприятий

4. налоги позволяют судить о доходах предприятий

1.10. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных ролей и норм, духовных ценностей называется:

1. образованием;

2. воспитанием;

3. социализацией;

4. социальной адаптацией

1.11. По способам организации и регулирования социальные группы подразделяются:

1. на большие и малые

2. на формальные и неформальные

3. на первичные и вторичные

4. на личные и общественные

1.12. Как называется оценка обществом или социальной группой значимости социального статуса, закрепленная в культуре или общественном мнении?

1. социальная роль

2. имидж

3. авторитет

4. престиж

1.13. Какое из названных государств сочетает унитарную форму национально-государственного устройства и республиканскую форму правления?

1. Германия

2. Норвегия

3. Италия

4. Япония

1.14. Главная особенность организаций гражданского общества заключается в том, что они

1. не ставят задачей изменение правительственной политики

2. участвуют в политической борьбе

3. учреждаются государственными органами

4. опираются на инициативную деятельность людей

1.15. В каком из приведенным высказываний понятия «свобода», «равенство», «справедливость» трактуются в том смысле, который присущ либерализму?

1. «Где собственность, там нет справедливости».

2. Свобода — это свобода от эксплуатации.

3. Равенство — это равенство возможностей.

4. Равенство — это равенство по отношению к собственности.

1.16. Основным признаком политической партии, отличающим её от общественных и политических движений, является:

1.ориентация на борьбу за власть

2.наличие устава

3.проведение съездов

4.официальная регистрация в министерстве юстиции

1.17. Что из перечисленного ниже является подзаконным нормативно-правовым актом?

1. Закон Тамбовской области «Об образовании»

2. Указ Президента РФ

3. Гражданский кодекс РФ

4.Международный договор РФ

1.18. Импичмент – это:

1. демонстративное отклонение парламентом законопроекта, выдвинутого главой государства или правительством

2. отставка правительства

3. принятие высшим законодательным органом решения о досрочном прекращении полномочий главы государства

4. официальное внесение предложений об изменении Основного закона государства

 

1.19. Кто является участником уголовного процесса?

1.прокурор

2.ответчик

3. истец

4.уполномоченный по правам человека

 

1.20. Кто из указанных граждан имеет право участвовать в выборах в качестве избирателя? (необходимо указать несколько ответов).

1. П., семнадцатилетняя выпускница школы

2. М., находящийся под следствием по обвинению в краже

3. Г., заключенный, отбывающий срок в колонии строгого режима

4. В., военнослужащий срочной службы

5. К., офицер запаса

6. Д., восемнадцатилетний студент вуза

 

1.21. Найдите в приведенном ниже списке правовые отношения, регулируемые нормами гражданского права, и обведите цифры, под которыми они указаны (необходимо указать несколько ответов).

1. заключение брачного договора

2. заключение договора о поставке продукции

3. конфискация имущества

4. установление авторства

5. нарушение дисциплины труда

6. совершение покупки в магазине

 

1.22. Назовите полномочия Президента Российской Федерации (в данном задании необходимо указать несколько позиций).

1. Президент разрешает или запрещает фракционную деятельность в рядах ведущих политических партий.

2. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики России.

3. Президент определяет границы между субъектами Российской Федерации.

4. Президент вправе принять решение об отставке Правительства, роспуске Государственной Думы и назначения новых выборов в нее.

5. Президент является Верховным главнокомандующим российскими Вооруженными Силами.

6. Президент назначает Уполномоченного по правам человека в РФ.

 

№ 2 (5 баллов)

В случае согласия с утверждением напишите в таблице напротив соответствующего высказывания – «да», если не согласны с ним – «нет».

1. Бюджетный дефицит может быть профинансирован за счет снижения налогов  
2. Семейное положение – признак социального статуса  
3. Несовершеннолетние граждане несут административную ответственность по достижении 16 лет  
4.Отличительной особенностью социального познания является совпадение объекта и субъекта познания  
5.Любая социальная группа – это коллектив непосредственно взаимодействующих друг с другом людей  

 

№ 3 (2 балла)

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и подчеркните его.

1)духовный мир 2)ценности 3)образцы поведения 4)оценки социальной действительности 5)представления о прекрасном

 

№ 4 (9 баллов)

Что является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили.

А) Школьный класс, семья, сословие, производственная бригада

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Б) Всеобщие выборы, заседания парламента, референдумы, демонстрации, митинги.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

В) Человеколюбие, конформизм, гуманизм, филантропия.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

№ 5 (6 баллов)

Вставьте пропущенные слова (словосочетания) - определения:

1. Все виды духовной, производственной и общественной деятельности человека, а также все результаты этой деятельности в их совокупности можно назвать _____________________.

2. Утверждение международного договора высшим органом власти государства, которое является участником этого договора, называется _____________________________

3. В состав нормы права входят гипотеза, ______________________ и санкция

4. Верховным законодательным органом в Российской Федерации является ________________________________________

5. Процесс становления единого в экономическом отношении мирового пространства, расширения культурного обмена и политических контактов между государствами называют __________________________________________

6. Отношение лица к совершенному им противоправному поведению (действию или бездействию) и его последствиям в юриспруденции называется __________________

 

№ 6 (7 баллов)

Восполните пропуски, вписав необходимые слова в помещенную ниже таблицу:

«_______________ (1) - самая молодая из мировых религий. Она возникла на территории _______________ (2) в начале ________(3) века. Суть этого вероучения изложена в __________(4). Считается, что содержание этой священной книги в соответствии с Божественной волей было сообщено ____________(5), который стал проповедовать новую веру среди единоплеменников.

Особое значение для последователей данной религии имеет соблюдение пяти основных заповедей. Первая и главная из них связана с верой в единого Бога, что сближает эту религию с ___________ (6).

Крупнейшим народом, традиционно исповедующим эту религию на территории современной России, являются ___________ (7)».

Ответ:

№ п/п Слово № п/п Слово
       
       
       
       

 

№ 7 (4 балла)

Прочитайте фрагмент из «Исследования о природе и причинах богатства народов» Адама Смита и укажите, о каких двух экономических процессах идет речь в данном отрывке.

«Для примера возьмем производство булавок. Один рабочий тянет проволоку, другой выпрямляет, третий обрезает, четвертый заостряет конец, пятый обтачивает один конец для насаживания головки; изготовление самой головки требует двух или трех самостоятельных операций; насадка ее составляет особую операцию, полировка булавки - другую; самостоятельной операцией является даже завертывание готовых булавок в пакетик. Десять человек вырабатывали свыше 48 000 булавок в день. Но если бы они работали в одиночку и независимо друг от друга и если бы они не были приучены к этой специальной работе, то, несомненно, ни один из них не смог бы сработать более двадцати в день».

Ответ: ______________________________________________________

_____________________________________________________________

№ 8 (5 баллов)

Правительство страны Н. приняло решение об ограничении ввоза иностранных автомобилей.

К каким двум сферам общественной жизни относится данный факт?

Назовите не менее двух возможных социальных последствий этого решения для населения страны Н. или отдельных его групп.

Ответ:

Сферы общественной жизни:

__________________________________________________________________

Возможные социальные последствия:

1) _____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2)_____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

№ 9 (3 балла). 16-летняя Н. вышла замуж на законном основании. Однако спустя полгода решила развестись и предъявить иск о разделе имущества. Ее совершеннолетний супруг заметил, что она недееспособна и не может самостоятельно представлять свои интересы в суде. Кто прав в данной ситуации? Свой ответ поясните.

Ответ: ______________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

 

№ 10 (4 балла)

В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Однако ряд прав и свобод не может быть ограничен даже в этом случае. Приведите четыре примера таких прав и свобод.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

№ 11 (9 баллов)

Вашему вниманию представлены диаграммы, отражающие основные результаты социологического исследования, проведенного Фондом «Общественное мнение». Тема исследования: Мужчина или женщина: кому легче живется?

Опишите, какие основные выводы по теме исследования можно сделать на основе анализа представленной на диаграммах информации.

№ 12 (4 балла)

Даны понятия:

«массовая культура» (1),

«массовое потребление» (2),

«популярные телесериалы» (3).

Используя в качестве образца предложенные ниже модели, изобразите графически правильный вариант соотношения данных понятий (Зарисуйте его, не забыв правильно расставить цифры 1,2 и 3)

Ответ:  

№ 13 (10 баллов)

Гражданин Смоляков 4 июля 2006 г. внес вклад в размере 10000 руб. в Банк «Система +». 2 апреля 2007 г. он снял со счета все деньги, а счет закрыл. Укажите, какую сумму денег получит Смоляков и приведите все необходимые расчеты с необходимыми пояснениями, если условия Договора между вкладчиком и Банком следующие:

«…1.2. Срок вклада: 3 года. Дата окончания срока вклада- 4 июля 2009 г. Дата возврата вклада – 5 июля 2009 г.

1.3. Процентная ставка по данному виду вклада на дату открытия счета по вкладу составляет 8,00% годовых и не подлежит изменению в течение срока, установленного в п.1.2. настоящего Договора.

…2.7. ВКЛАДЧИК имеет право:

совершать по вкладу приходные и расходные операции в соответствии с условиями настоящего Договора;

распоряжаться вкладом лично и через представителя;

независимо от времени, прошедшего со дня открытия счета, по первому требованию получить вклад вместе с процентами, начисляемыми в соответствии с условиями настоящего Договора.

… 3.2. При исчислении процентов количество дней в году соответствует календарному. Выплата дохода производится по истечении каждого трехмесячного периода, определяемого с даты открытия счета по вкладу, а также по окончании срока вклада. Невостребованные в эти сроки проценты увеличивают сумму вклада, на которую начисляются проценты…».

 

Ответ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания № 14 и № 15 выполняются на отдельных листах

№ 14 (10 баллов)

Вам нужно подготовить социологический портрет учащихся старших классов школ вашего района (или города, если вы учитесь в городской школе). Прежде чем приступить к работе, необходимо подготовиться и спланировать ее. Для этого вам предлагается ответить на следующие вопросы:

1) Какие разделы будут в вашем социологическом исследовании? (постарайтесь выделить не менее 5 разделов)

2) Как вы предполагаете организовать сбор информации?

3) Придумайте и запишите 6 вопросов, которые позволят вам собрать необходимую информацию у опрашиваемых (вопросы должны быть открытыми, т.е. возможные варианты ответов предлагать не надо).

 

№ 15 (21 балл). Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору. Помните, что вы можете согласиться с высказыванием, ставшим темой вашей работы, но можете не согласиться с ним или согласиться частично. Главное – аргументируйте вашу точку зрения. Жюри при проверке будет руководствоваться оценкой работы по следующим критериям:

1) Обоснование выбора темы. (Объяснение, почему вы выбрали данную тему: в чем ее значение для социальной практики; для базовых наук, отраженных в курсе обществознания; каковы причины вашего личного интереса к данной теме и т.д.).

2) Демонстрация понимания того, о чем говорит автор высказывания, в чем состоит его позиция.

3) Представление вашей собственной точки зрения при раскрытии темы (умение ее самостоятельно сформулировать).

4) Владение теоретическим материалом (опора на научные теории и понятия при аргументации своей точки зрения).

5) Внутреннее смысловое единство эссе (согласованность ключевых тезисов и утверждений, отсутствие логически противоречащих друг другу суждений)

6) Знание социальных фактов, отражающих выбранную тематику.

7) Аргументированность суждений и выводов (убедительность взаимосвязи между высказываемыми положениями и приводимым теоретическим и фактическим материалом).

 

1. «Многое из того, что кажется свойственным демократии, ослабляет демократию» (Аристотель)

2. «Наш прогресс измеряется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало». (Т. Рузвельт)

3. «Ни одно правительство не может считать себя по-настоящему в безопасности там, где не существует влиятельной оппозиции». (Б. Дизраэли)

4. «Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами». (А.Фаржд)

5. «Последнее слово всегда остается за общественным мнением». (Наполеон I).

6. «Внеобщественный человек не может иметь морали» (Ф. Вольтер)

7. «Человек овладевает природой, еще не научившись владеть собой» (А. Швейцер)

8. «Один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые установки, может меняться – иногда в очень значительных пределах» (Ю. Лотман)

9. «У человека есть свои права, но свои права есть и у общества» (А.И. Солженицын).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.