Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Акцентный стих




МУЗА

АКМЕИЗМ

(древнегр. akme - высшая степень расцвета, зрелости) -направление русского модернизма, сформировавшееся в1910-е гг. и в своих поэтических установках отталкивающееся отсвоего учителя, русского символизма. Акмеисты, входившие вобъединение "Цех поэтов" (Анна Ахматова, Николай Гумилев, ОсипМандельштам, Михаил Кузмин, Сергей Городецкий), были"преодолевшими символизм", как их назвал в одноименной статьекритик и филолог, будущий академик В. М. Жирмунский. Заоблачнойдвумирности символистов А. противопоставил мир простыхобыденных чувств и бытовых душевных проявлений. Поэтомуакмеисты еще называли себя "адамистами", представляя себяпервочеловеком Адамом, "голым человеком на голой земле".Ахматова писала: Мне ни к чему одические рати И прелесть элегических затей. По мне, в стихах все быть должно некстати, Не так, как у людей. Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда. Но простота А. с самого начала была не той здоровойсангвинической простотой, которая бывает у деревенских людей.Это была изысканная и безусловно аутистическая (см. аутистическое сознание, характерология) простотавнешнего покрова стиха, за которым крылись глубины напряженныхкультурных поисков. Вновь Ахматова; Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки Я на правую руку надела Перчатку с левой руки Ошибочный жест, "ошибочное действие", если воспользоватьсяпсихоаналитической терминологией Фрейда из его книги"Психопатология обыденной жизни", которая тогда была уже изданав России, передает сильнейшее внутреннее переживание. Можноусловно сказать, что вся ранняя поэзия Ахматовой - это"психопатология обыденной жизни": Я сошла с ума, о мальчик странный, В среду, в три часа! Уколола палец безымянный Мне звенящая оса. Я ее нечаянно прижала, И, казалось, умерла она, Но конец отравленного жала Был острей веретена. Спасение от привычно несчастной любви в одном -творчестве. Пожалуй, лучшие стихи А. - это стихи о стихах, чтоисследователь А. Роман Тименчик назвал автометаописанием:Когда я ночью жду ее прихода, Жизнь, кажется, висит на волоске. Что почести, что юность, что свобода Пред милой гостьей с дудочкой в руке. И вот вошла. Откинув покрывало, Внимательно взглянула на меня. Ей говорю: "Ты ль Данту диктовала Страницы Ада?" Отвечает: "Я". Первоначально сдержанной, "кларичной" (то естьпрокламирующей ясность) поэтике А. был верен и великий русскийпоэт ХХ в. Мандельштам. Уже первое стихотворение егознаменитого "Камня" говорит об этом: Звук осторожный и глухой Плода, сорвавшегося с древа, Среди немолчного напева Глубокой тишины лесной... Лаконизм этого стихотворения заставляет исследователейвспомнить поэтику японских хокку (трехстиший), принадлежащуюдзенской традиции (см. дзэнское мышление),- внешняябесцветность, за которой кроется напряженное внутреннеепереживание: На голой ветке Ворон сидит одиноко... Осенний вечер! (Басе) Так и у Мандельштама в приведенном стихотворении. Кажется,что это просто бытовая зарисовка. На самом деле речь идет ояблоке, упавшем с древа познания добра и зла, то есть о началеистории, начале мира (поэтому стихотворение и стоит первым всборнике). Одновременно это может быть и яблоко Ньютона -яблоко открытия, то есть опять-таки начало. Образ тишины играеточень большую роль - он отсылает к Тютчеву и поэтике русскогоромантизма с его культом невыразимости чувства словом. К Тютчеву отсылает и второе стихотворение "Камня". Строки О, вещая моя печаль, О, тихая моя свобода - перекликаются с тютчевскими строками: О вещая душа моя! О сердце, полное тревоги! Постепенно поэтика А., в особенности его двух главныхпредставителей, Ахматовой и Мандельштама, предельноусложняется. Самое большое и знаменитое произведение Ахматовой"Поэма без героя" строится как шкатулка с двойным дном -загадки этого текста до сих пор разгадывают многиекомментаторы. То же случилось с Мандельштамом: переизбыточностькультурной иноформации и особенность дарования поэта сделалиего зрелую поэзию самой сложной в ХХ в., настолько сложной, чтоиногда исследователи в отдельной работе разбирали не целоестихотворение, а одну только его строку. Таким же разбором и мызакончим наш очерк об А. Речь пойдет о строке из стихотворения"Ласточка" (1920): В сухой реке пустой челнок плывет. Г. С. Померанц считает, что эту строку надо понимать какзаведомо абсурдную, в духе дзэнского коана. Нам же кажется, чтоона, наоборот, перегружена смыслом (см.). Во-первых,слово "челнок" встречается у Мандельштама еще два раза и обараза в значении части ткацкого станка ("Снует челнок, веретеножужжит"). Для Мандельштама контекстуальные значения словчрезвычайно важны, как доказали исследования школы профессораК. Ф. Тарановского, специализировавшейся на изучении поэтики А. Челнок, таким образом, движется поперек реки,переправляется через реку. Куда же он плывет? Это подсказываетконтекст самого стихотворения: Я слово позабыл, что я хотел сказать. Слепая ласточка в чертог теней вернется. "Чертог теней" - это царство теней, царство мертвых Аида.Пустая, мертвая лодочка Харона (челнок) плывет в "чертог теней"по сухой реке мертвых Стиксу. Это - античное толкование. Может быть толкование восточное: пустота - одно изважнейших понятий философии дао. Дао пусто потому что оноявляется вместилищем всего, писал Лао-цзы в "Дао дэ цзине".Чжуан-цзы говорил: "Где мне найти человека, который забыл всеслова, чтобы с ним поговорить?". Отсюда забвение слова можетрассматриваться не как нечто трагическое, а как разрыв севропейской традицией говорения и припадание к восточной, атакже традиционной романтической концепции молчания. Возможно и психоаналитическое толкование. Тогда забвениеслова будет ассоциироваться с поэтической импотенцией, а пустойчелнок в сухой реке с фаллосом и (неудачным) половым актом.Контекст стихотворения подтверждает и такое толкование.Посещение живым человеком царства мертвых, о чем, несомненно,говорится в этом стихотворении, может ассоциироваться смифологической смертью и воскресением в духе аграрного циклакак поход за плодородием (см. миф), что в утонченномсмысле может быть истолковано как поход Орфея (первого поэта)за потерянной Эвридикой в царство теней. Я думаю, что в этомстихотворении, в понимании этой строки работают одновременновсе три толкования. Лит.: Taranovsky К. Essays on Mandelstam. - The Haage, 1976. Тоддес Е.А. Мандельшам и Тютчев. Lisse,1972. Тименчик Р.Д. Автометаописание у Ахматовой // Russianliterature, 1979. 1 - 2. Руднев В. Мандельштам и Витгенштейн // Третьямодернизация, 1990.- No 11.(или чисто тонический, или ударный стих) - стихотворныйразмер (см. система стиха), самый свободный по шкалеметрических разновидностей, или метров. В А.с. строки должныбыть равны по количеству ударений, а то, сколько слогов стоитмежду ударениями, неважно. Таким образом, А. с. - это пределэмансипированности стиха по линии метра. Недаром А. с. называютеще стихом Маяковского. Вот пример 4-ударного А. с. из поэмы"Владимир Ильич Ленин". 1. Армия пролетариев, встань стройна! 2. Да здравствует революция, радостная и скорая! 3. Это - единственная великая война 4. Из всех, какие знала история. А вот метрическая схема этого четверостишия: 1. -4-2-1- 2. 1 -4-2-4-2 3. -2-5-3- 4. 1 -1-2-2- (знаком "-" обозначаем ударные слоги в строке, цифраобозначает количество безударных слогов). Как будто все правильно: в каждой строке по четыреударения, а между ударениями сколько угодно безударных слогов.Но, во-первых, не сколько угодно, а от одного до пяти, аво-вторых, последняя строка вообще достаточно урегулирована иможет быть строкой 4ударного дольника (см.), где слоговмежду ударениями должно быть один или два. Проведем такойэксперимент. Возьмем какойнибудь известный текст, написанный4-ударным дольником, и попробуем туда подставить эту строку.Например: Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, Из всех, какие знала история. Что же, за исключением рифмы, все в порядке. Схемаподтверждает это: -2-2-1-1 1-1-2-1-1 1-2-1-2-1 1-1-1-2-2 Это первая проблема идентичности А. с. Для того чтобы онвоспринимался как А. с., необходимо достаточное количествобольших (больше трех слогов) междуударных интервалов, а темсамым длинных слов, которых в русском языке не так многопролетариев, революции, радостная, единственная, справедливая.Средняя длина слова в русском языке - три слога. Получается,что А. с. - это не свобода, а искусственная ангажированностьстиха, обязательство заполнять междуударные интервалы редкимидлинными литературными словами. Впрочем, и все авангардноеискусство всегда явление поистине искусственное, совершающеенасилие над тем языком, которому не повезло с ним встретиться. Вторая проблема идентичности А. с. состоит в том, что онимеет тенденцию расползаться по ширине строки, нарушаяравноударность. Так, в 4-ударном А. с. все время появляются то5-, то 3-ударные строки, и если их достаточно много, то сампринцип, на котором держится А. с., разрушается. М. Л. Гаспаровговорит в этом случае о вольном А. с., но, по моему мнению, этотак же противоречиво, как говорить о равноударном верлибре. Таким образом, А. с. - это некая фикция, некий "симулякр"русской поэзии ХХ в. Лит.: Гаспаров И.Л. Акцентный стих раннего Маяковского //Учен. зап. Тартуского ун-та, 1969. - Вып. 236. Гаспаров М. Л. Современный русский стих: Метрика иритмика. - М., 1974.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.