Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Верлибризация




ХХ век четко сформулировал идею необходимостисемиотического билингвизма в культуре. В наиболее общем видеэта идея выражена в принципе дополнительности Нильса Бора, азатем переформулирована применительно к семиотическим системамЮ. М. Лотманом, писавшим, что неполнота нашего знания о миредолжна компенсироваться стереоскопичностью тех точек зрения,при помощи которых мы смотрим на мир. Сущность В. в стихотворении начала ХХ в. заключается втом, что метр в рамках неомифологического сознания возвращаетсяк своим праистокам, к архаическому "первобытному синкретизму",по выражению А. Н. Веселовского, создателя историческойпоэтики. Метр (см. система стиха) в архаическом обществе былчастью синкретического ритуального действа, в котором нетразделения на авторов и зрителей, в котором все - участники,все в равной степени вовлечены в ритуал. Аналогом архаического ритуала была средневековаякарнавальная культура (см. карнавализация), где всепереворачивалось с ног на голову и все отсылало ко всему. Возврат интереса к архаическому сознанию на новом витке вутонченной форме неомифологической культуры ХХ века иактуализировал такой стих, который отсылает ко всем другимсистемам стиха (см. верлибр). Однако В. пронизывала всю культуру начала ХХ в., наряду спротивоположным явлением - логаэдизацией (см.). Суть В.в культуре ХХ в. заключалась в том, что система, любая -музыкальная, живописная, кинематографическая, философская,поэтическая, прозаическая, даже архитектурная, - строилась каксистема цитат-реминисценций к более ранним текстам. Практически весь кинематограф как специфическое искусствоХХ в. есть аналог В. (см. кино, интертекст). Музыкальныйверлибризм - это прежде всего неоклассицизм, где первую скрипкуиграл И. Ф. Стравинский. Так, его знаменитая сюита-действо"История солдата" построена как инкорпорирование ивзаимодействие самых различных музыкальных систем, а всепроизведение строится как система цитат и реминисценций кширокому кругу музыкальных форм и жанров (см. верлибр):"В "Истории солдата", - писал музыковед М. С. Друскин, -виртуозно варьируются народные мотивы скоморошьего склада,отзвуки бытовых напевов, предвестия джаза (танго, регтайм),помпезные военные марши и протестантский хорал". В изобразительном искусстве аналог В. - сюрреализм (см.) с его идеологией сочетания несочетаемых элементов в одномизобразительном поле. В архитектуре это стиль "югенд" началавека. В философии - такие явления, как морфология истории О.Шпенглера, культурологические идеи М. М. Бахтина (см. полифонический роман, карнавализации, диалог), концепцияигры Й. Хейзинги, историософия А. Дж. Тойнби, этногенетическиеконцепции Л. Н. Гумилева - в целом те философские построения,которые относятся к междисциплинарным исследованиям. Апофеоз В. - постмодернизм Жака Деррида и ЖанаБодрийара, на русской почве - его вариант, мотивныйанализ Бориса М. Гаспава. Лит.: Лотман Ю. М. Феномен культуры // Лотман Ю. М. Избр. статьив 3 т. - Таллинн, 1992. - Т. 1. Руднев В. П. Стих и культура // Тыняновский сб.: ВторыеТыняновские чтения. - Рига, 1986. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М., 1996. Ямпольский М.Б. Память Тиресия: Интертекстуальность икинематограф. - М., 1993.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.