Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детектив




- жанр, специфический для массовой литературы икинематографа ХХ в. Основоположники Д. - Эдгар По и УилкиКоллинз, но подлинное рождение этого жанра имело место врассказах Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе. Почему Д. именно в ХХв. получил такое распространение? По-видимому, главный элементД. как жанра заключается в наличии в нем главного героя -сыщикадетектива (как првило, частного), который раскрывает(detects) преступление. Главное содержание Д. составляет, такимобразом, поиск истины. А именно понятие истины претерпело вначале ХХ в. ряд изменений. Истина в аналитическойфилософии не похожа на истину, как ее понималипредставители американского прагматизма или французского экзистенциализма. Соответственно в истории Д. можно выделить триразновидности. Первой хронологически был аналитическийдетектив, связанный непосредственно с гениальными умами ШерлокаХолмса, Эркюля Пуаро и мисс Марпл. Это английский Д. - егоособенностью было то, что действие могло и чаще всегопроисходило в одном месте; часто этим местом был кабинетсыщика-аналитика. Действие вообще могло быть редуцировано (ср.редукционизм логического позитивизма) к аналитическимрассуждениям о методах раскрытия преступления. Главным здесьявляется сам механизм, позволяющий раскрыть преступление.Предельным выражением был случай, когда персонажи вместе ссыщиком оказываются в ограниченном пространстве (впоезде - "Восточный экспресс" Агаты Кристи, на яхте - "Смертьпод парусом" Джона Ле Карре, в доме, окруженном снежнымзаносом, - "Чисто английское убийство" Джеймса Чейза). Тогдазадача сыщика упрощается - он выбирает преступника из конечногочисла индивидов. Англия недаром страна, в которой (в стенах Кембриджа)родился логический позитивизм. В то время как Шерлок Холмсразрабатывал свой дедуктивно-аксиоматический метод, БертранРассел и Альфред Борт Уайтхед строили систему математическойлогики. Задача у детектива-аналитика и аналитического философа,в сущности, была одна и та же - построить идеальный метод, припомощи которого можно обнаружить истину. Метод здесь важнее,чем результат. С точки зрения теории характеров (см. характерология) и логический позитивист, исыщик-аналитик представляют собой яркий образец так называемогошизотимного, или аутистического мышления (см.). Сыщик -аутист-интроверт, погруженный в свой мир благодаря своемууглубленному, но "узкому" интеллекту, во всем видящий символы,разгадывающий преступление. Как правило, этический момент вэтом субжанре Д. редуцируется - в предельном случае убийцейоказывается сам сыщик, как в романе Агаты Кристи "УбийствоРоджера Экройда" (см. экстремальный опыт). Второй хронологической (1920-е гг.) (и практически во всемпротивоположной первой) разновидностью Д. был американский"жесткий" Д. Дэшила Хэмита. Здесь все не так. Пространствоочень часто меняется. Сыщик активно вовлечен в перипетииинтриги, он часто действует с помощью пистолета или кулака,иногда его самого избивают до полусмерти. Убийцей в таком Д.может оказаться кто угодно, вплоть до ближайшего друга, как вромане Д. Хэмита "Стеклянный ключ". Поиск истины здесьпроводится отнюдь не при помощи дедуктивных аналитическихпроцедур и сама истина оказывается синонимом не справедливости,а хитрости, силы и ловкости ума. Это прагматический Д. Истина впрагматизме - это "организующая форма опыта" (формулировкарусского философа-прагматиста А. А. Богданова). Схарактерологической точки зрения это эпилептоидный Д. (см. характерология): сыщик - напряженно-агрессивный человекатлетического сложения, очень хорошо умеющий ориентироваться вконкретной обстановке. Теперь, видя, как прочно массовая культура связана снациональным типом философской рефлексии, мы не удивимся, что втретьем (и последнем) типе классического Д. - французском -господствует идеология экзистенциализма. Сыщик здесь,как правило, совпадает с жертвой, а поиск истины возможен лишьблагодаря некоему экзистенциальному выбору,личностно-нравственному перевороту. Классический авторфранцузского экзистенциального Д. - Себастиан Жапризо, а одиниз лучших романов - "Дама в очках с ружьем в автомобиле". Геройэкзистенциального Д. не блещет ни умом, ни кулаками. Его сила -в его душевной глубине и неординарности, в гибкости,позволяющей ему не только удержаться на поверхаости, выжить, нои разгадать загадку, которая кажется мистически непостижимой. С характерологической точки зрения такой герой -психастеник (см. характерология), реалистическийтревожный интроверт, вечно копающийся в прошлом, откуда ему иудается путем мучительных переживаний добыть истину. В послевоенные годы жанры перемешались. А постмодернизм (см.) дал свои образцы Д. - пародийного,разумеется: и аналитического ("Имя розы" Умберто Эко), иэкзистенциального ("Маятник Фуко" того же автора), ипрагматически-эпилептоидного ("Хазарский словарь" Милорада Павича). В современной массовой литературе и кино первое место у Д.отнял триллер. Лит.: Руднев В. Культура и детектив // Даугава. - Рига, 1988. -No 12. Руднев В. Исследование экстремального опыта //Художествевный журнал. 1995. - No 9.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.