- жанр, специфический для массовой литературы икинематографа ХХ в. Основоположники Д. - Эдгар По и УилкиКоллинз, но подлинное рождение этого жанра имело место врассказах Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе. Почему Д. именно в ХХв. получил такое распространение? По-видимому, главный элементД. как жанра заключается в наличии в нем главного героя -сыщикадетектива (как првило, частного), который раскрывает(detects) преступление. Главное содержание Д. составляет, такимобразом, поиск истины. А именно понятие истины претерпело вначале ХХ в. ряд изменений. Истина в аналитическойфилософии не похожа на истину, как ее понималипредставители американского прагматизма или французского экзистенциализма. Соответственно в истории Д. можно выделить триразновидности. Первой хронологически был аналитическийдетектив, связанный непосредственно с гениальными умами ШерлокаХолмса, Эркюля Пуаро и мисс Марпл. Это английский Д. - егоособенностью было то, что действие могло и чаще всегопроисходило в одном месте; часто этим местом был кабинетсыщика-аналитика. Действие вообще могло быть редуцировано (ср.редукционизм логического позитивизма) к аналитическимрассуждениям о методах раскрытия преступления. Главным здесьявляется сам механизм, позволяющий раскрыть преступление.Предельным выражением был случай, когда персонажи вместе ссыщиком оказываются в ограниченном пространстве (впоезде - "Восточный экспресс" Агаты Кристи, на яхте - "Смертьпод парусом" Джона Ле Карре, в доме, окруженном снежнымзаносом, - "Чисто английское убийство" Джеймса Чейза). Тогдазадача сыщика упрощается - он выбирает преступника из конечногочисла индивидов. Англия недаром страна, в которой (в стенах Кембриджа)родился логический позитивизм. В то время как Шерлок Холмсразрабатывал свой дедуктивно-аксиоматический метод, БертранРассел и Альфред Борт Уайтхед строили систему математическойлогики. Задача у детектива-аналитика и аналитического философа,в сущности, была одна и та же - построить идеальный метод, припомощи которого можно обнаружить истину. Метод здесь важнее,чем результат. С точки зрения теории характеров (см. характерология) и логический позитивист, исыщик-аналитик представляют собой яркий образец так называемогошизотимного, или аутистического мышления (см.). Сыщик -аутист-интроверт, погруженный в свой мир благодаря своемууглубленному, но "узкому" интеллекту, во всем видящий символы,разгадывающий преступление. Как правило, этический момент вэтом субжанре Д. редуцируется - в предельном случае убийцейоказывается сам сыщик, как в романе Агаты Кристи "УбийствоРоджера Экройда" (см. экстремальный опыт). Второй хронологической (1920-е гг.) (и практически во всемпротивоположной первой) разновидностью Д. был американский"жесткий" Д. Дэшила Хэмита. Здесь все не так. Пространствоочень часто меняется. Сыщик активно вовлечен в перипетииинтриги, он часто действует с помощью пистолета или кулака,иногда его самого избивают до полусмерти. Убийцей в таком Д.может оказаться кто угодно, вплоть до ближайшего друга, как вромане Д. Хэмита "Стеклянный ключ". Поиск истины здесьпроводится отнюдь не при помощи дедуктивных аналитическихпроцедур и сама истина оказывается синонимом не справедливости,а хитрости, силы и ловкости ума. Это прагматический Д. Истина впрагматизме - это "организующая форма опыта" (формулировкарусского философа-прагматиста А. А. Богданова). Схарактерологической точки зрения это эпилептоидный Д. (см. характерология): сыщик - напряженно-агрессивный человекатлетического сложения, очень хорошо умеющий ориентироваться вконкретной обстановке. Теперь, видя, как прочно массовая культура связана снациональным типом философской рефлексии, мы не удивимся, что втретьем (и последнем) типе классического Д. - французском -господствует идеология экзистенциализма. Сыщик здесь,как правило, совпадает с жертвой, а поиск истины возможен лишьблагодаря некоему экзистенциальному выбору,личностно-нравственному перевороту. Классический авторфранцузского экзистенциального Д. - Себастиан Жапризо, а одиниз лучших романов - "Дама в очках с ружьем в автомобиле". Геройэкзистенциального Д. не блещет ни умом, ни кулаками. Его сила -в его душевной глубине и неординарности, в гибкости,позволяющей ему не только удержаться на поверхаости, выжить, нои разгадать загадку, которая кажется мистически непостижимой. С характерологической точки зрения такой герой -психастеник (см. характерология), реалистическийтревожный интроверт, вечно копающийся в прошлом, откуда ему иудается путем мучительных переживаний добыть истину. В послевоенные годы жанры перемешались. А постмодернизм (см.) дал свои образцы Д. - пародийного,разумеется: и аналитического ("Имя розы" Умберто Эко), иэкзистенциального ("Маятник Фуко" того же автора), ипрагматически-эпилептоидного ("Хазарский словарь" Милорада Павича). В современной массовой литературе и кино первое место у Д.отнял триллер. Лит.: Руднев В. Культура и детектив // Даугава. - Рига, 1988. -No 12. Руднев В. Исследование экстремального опыта //Художествевный журнал. 1995. - No 9.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление