- вульгарно-материалистическое, авангардистского толка(см. авангардиое кскусство) направление в советскойлингвистике, господствующее, начиная с 1920-х гг., более 30лет. После того как оно приняло особо уродливые формы, егоразгромил И. В. Сталин в статье "Марксизм и вопросыязыкознания", опубликованной в "Правде" в 1950 г. Основатель Н. у. я. - академик Николай Яковлевич Марр,человек, которого при жизни и после смерти, как пишет о немавтор критической монографии В. М. Алпатов, "называли гением,сравнивали с Коперником, Дарвином, Менделеевым; позднее о немговорили как о вульгаризаторе, космополите и шарлатане; однисчитали, что он создал науку о языке, другие, - что его вклад вэту науку равен нулю". Марр применил к языкознанию учение историческогоматериализма. По его мнению, язык - такая же надстроечнаяобщественная ценность, как искусство; язык является приводнымремнем в области надстроечной категории общества. Язык возник увсех народов независимо друг от друга, но поскольку культураедина и в своем развитии проходит одни и те же этапы, то всепроцессы в ней проходят аналогично. Язык, по Марру, образовался из первичных "фонетическихвыкриков". Первичная речь, как реконструировал ее Мар, состоялавсего из четырех лексических элементов - САЛ, БЕР, ЙОН, РОШ. Ивот все слова всех языков мира Марр был склонен сводить к этимчетырем элементам. "Слова всех языков, - писал Марр, - поскольку они являютсяпродуктом одного творческого процесса, состоят всего-навсего изчетырех элементов, каждое слово из одного или из двух, режетрех элементов; в лексическом составе какого бы то ни былоязыка нет слова, содержащего что-либо сверх все тех же четырехэлементов; мы теперь орудуем возведением всей человеческой речик четырем звуковым элементам". "Любое слово, - пишет Алпатов, - возводилось к элементамили их комбинациям. Например, в слове красный отсекались частик- и н-, а остюшееся рас- признюалось модификацией элементаРОШ, сопоставлялось с рыжий, русый [...], названиями народов"русские, этруски". Развитие языков, по Марру, шло от исконного множества кединству. Нормальная наука - сравнительное-историческоеязыкознание - считала, что все происходило наоборот: сначаласуществовали праязыки, из которых потом возникли современныеязыки, то есть движение шло от единства к множеству. Но Марроткрыто высказывал ненависть к сравнительно-историческомуязыкознанию, считая его буржуазной псевдонаукой. Он отвергалгенетическое родство языков и даже такие очевидные вещи, какзаимствования слов, он объяснял единством глоттогонического(языкотворческого) процесса. Языковые категории Марр прямолинейно связывал ссоциальными явлениями. Так, ученик Марра, академик И. И.Мещанинов, писал: "Личные местоимения и понятие единственного числа связаныс индивидуальным восприятием лица, то есть с явлениемпозднейшего строя общественной жизни. Личным местоимениямпредшествовали притяжательные, указывающие на принадлежность неотдельным лицам, а всему коллективу, причем и эти первые повремени возникновения вовсе не изначальны, но тесно связаны сосознанием представления о праве собственности". Так же вульгарно-социологически объяснялись степенисравнения, которые, по Марру, появились вместе с сословиями:превосходной степени соответствовал высший социальный слой,сравнительной - средний, положительной - низший. Марр отрицал существование национальных языков: "Несуществует национального и общенационального языка, а естьклассовый язык, и языки одного и того же класса различных странпри идентичности социальной структуры выявляют большетипологического родства, чем языки различных классов одной итой же страны, одной и той же нации". Ясно, что терпеть такую безумную теорию могло только такоебезумное государство, как СССР. После смерти Марра в 1934 г. Н.у.я. стало официальной языковедческой религией. Любыепроявления сравнительно-исторического языкознания, не говоряуже о структурной лингвистике, безжалостно душились. В своей статье в "Правде" Сталин писал: "Н. Я. Марр внес вязыкознание несвойственный марксизму нескромный, кичливый ивысокомерный тон, ведущий к голому и легкомысленному отрицаниювсего того, что было сделано в языкознании до Н. Я. Марра". Пожалуй, эта публикация была единственным добрымделом(сделанным по каким-то таинственным соображениям) Сталинана ниве родной культуры. Языкознание после этого заметнооживилось и, к счастью, разоблаченных марристов при этом несажали и не расстреливали. Но было бы односторонним считать Николая Яковлевича Маррабезумцем и параноиком. Вернее, он был в той же мере безумцем,что и Хлебников, Маяковский, Бунюэль (ср. сюрреализм).Но ему не посчастливилось стать именно ученым, а не художником,хотя многие, особенно литературоведы и культурологи, на которыхон оказал влияние, считали и продолжают считать еготаланливейшей и во многом до конца не понятой личностью. Авторстатьи присоединяется к этому мнению. Вот что писала о своем учителе Ольга МихайловнаФрейденберг, выдающийся мифолог и культуролог: "Где бы Марр ни находился - на улице, на заседании, наобщественном собрании, за столом - он всюду работал мыслью надсвоим учением. Его голова была полна языковыми материалами, ион ошарашивал встречного знакомого, вываливая ему прямо безподготовки пригоршню слов и только за секунду перед этимвскрытых значений. [...] Что видел во сне Марр? Неужели нанесколько часов в сутки он переставал работать мыслью? Емуснились, наверное, слова, и едва ли и во сне он не работал надсвоим учением". А вот что пишет известнейший лингвист, академик Т. В.Гамкрелидзе о Марре и его прозрениях - в 1996 г. (по неуловимойлогике судьбы самое скандальное и примитивное в теории Марра -сведение всех слов к четырем элементам - в какой-то степенипредварило открытие четырех элементов генетического кода): "[...] теория Марра не имеет под собой никакихрациональных оснований, она противоречит и логике современнойтеоретической лингвистики, и языковой эмпирии. [...] Но теорияэта, представляющая своеобразную модель языка, весьма близкую кгенетическому коду, [...] может послужить иллюстрациейпроявления в ученом интуитивных и неосознанных представлений[...]". Иначе говоря, Марр, возможно, в своей безумной теориипредсказал типологические основы тогда еще не существовавшейгенетики. В конце ХХ в. труды Марра постепенно сталиреабилитировать, особенно его штудии по семантике икультурологии. Появилось даже понятие "неомарризм". Этопроизошло при смене научных парадигм, при переходе отжесткой системы структурализма к мягким системам постструктурализма и постмодернизма, где каждойбезумной теории находится свое место. Лит.: Алпатов В.М. История одного мифа: Марр и марризм. - М.,1991. Фрейденберг 0.М. Воспоминания о Н. Я. Марре // Восток -Запад. - М., 1988. Гамкрелидзе Т.В. Р. О. Якобсон и проблема изоморфизмамежду генетическим кодом и семиотическими системами // Материалымеждународного конгресса "100 лет Р. О. Якобсону" - М.,1996.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление