Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация и ведение спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций




Организация и ведение спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий стихийных бедствий.

Для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, применения современных средств поражения в мероприятиях Гражданской обороны предусматривается проведение спасательных и других неотложных работ.

К спасательным работам относятся: поиск людей, извлечение их из разрушенных, частично разрушенных или горящих зданий, сооружений, водоемов, в очагах поражения, оказание им первой медицинской помощи, вынос (вывоз) из опасных зон (районов), очагов поражения, оказание первой врачебной помощи и эвакуация их в лечебные учреждения.

Другие неотложные работы проводятся в целях создания условий для успешного и безопасного ведения спасательных работ, обеспечения жизнедеятельности населения в зонах чрезвычайных ситуаций, очагах поражения и возникновении вторичных факторов поражения. К неотложным работам относятся: локализация аварий, угрожающих жизни людей или приводящих к взрывам, пожарам, дополнительным разрушениям и поражениям. В ходе этих работ прокладываются колонные пути, проезды в завалах и зараженных участках, восстанавливаются отдельные сети водо-, газо-энергоснабжения, а также проводятся и другие работы, обеспечивающие

скорейшее проведение спасательных работ и жизнеобеспечение населения в районах бедствий, зонах поражения.

Спасательные и другие неотложные работы организуются и проводятся органами управления по Гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям соответствующего уровня как единый комплекс работ.

Выполнение спасательных и других неотложных работ является одной из главных задач Гражданской обороны. Эта задача решается органами управления, силами Гражданской обороны, службами Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. На период проведения спасательных и других неотложных работ по решению Правительства Республики Казахстан, в соответствии с утвержденными планами взаимодействия, могут выделяться части и подразделения Министерства обороны, Министерства внутренних дел, ведомственные специализированные штатные аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, в том числе военизированные, и другие формирования.

Использование сил Гражданской обороны, служб Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций осуществляется по решению начальника Гражданской обороны соответствующего уровня.

Основной задачей спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях является спасение людей и материальных ценностей. Последовательность выполнения этой задачи зависит от вида и масштабов чрезвычайных ситуаций, характера последствий, наличия и подготовленности сил, времени года и суток, состояния погоды и других факторов, влияющих на проведение спасательных и других неотложных работ.

Порядок приведения в готовность и действия сил определяются в заблаговременно разрабатываемых планах. Планы составляются на основе прогнозирования возможных чрезвычайных ситуаций.

Успех действий сил, эффективность их применения в значительной степени зависит от своевременной организации и ведения разведки, учета конкретных условий. Разведка должна вестись в соответствии с задачами и характером предстоящих действий. Задачи по разведке ставит, как правило, начальник Гражданской обороны или его заместитель. Он указывает цель разведки, какие сведения и к какому времени необходимо их получить, где и на выполнение каких задач необходимо сосредоточить основные усилия, какие для этого использовать силы и средства.

В зонах (районах) чрезвычайных ситуаций разведка определяет:

границы зоны (района) чрезвычайной ситуации и направление ее распространения;

объекты и населенные пункты, которым непосредственно угрожает

опасность;

места скопления людей;

пути подхода техники к местам ведения работ;

состояние поврежденных зданий и сооружений и наличие в них пострадавших, которым необходима помощь в первую очередь;

места аварий на технологических линиях и коммунально-технических сетях, состояние смотровых колодцев и отключающих устройств, размеры разрушений на них;

объемы работ, условия их производства, возможности применения техники и средств механизации.

Разведку ведут разведывательные звенья. Их число и состав зависят от размера зоны, охваченной чрезвычайной ситуацией, или масштабом аварии, а также от специфики производства, на котором произошла авария. Каждое разведывательное звено должно получить конкретную задачу, объект или участок ведения разведки. Разведывательные звенья должны быть обеспечены средствами связи, транспортом соответствующими приборами (при необходимости). В состав разведывательных звеньев, как правило, должны включаться специалисты, знающие специфику производства, расположение объектов, застройку населенных пунктов, территорию района.

В случае возникновения аварии на объектах, где используются, хранятся или перерабатываются сильнодействующие ядовитые, радиоактивные, бактериологические (биологические) вещества и препараты, разведка должна осуществляться специализированными разведывательными звеньями или в их состав должны включаться специалисты с соответствующими приборами разведки. В состав таких разведывательных звеньев должны включаться и медицинские работники.

Для получения оперативных данных о размерах стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф и общем характере их последствий может проводиться воздушная разведка.

Сведения, собранные разведывательными группами, изучаются в органах управления Гражданской обороны, на их основе оценивается состояние зоны чрезвычайной ситуации и определяются меры, направленные на ликвидацию последствия чрезвычайной ситуации. Для ликвидации последствия стихийного бедствия и производственной аварии создается группировка сил и средств. Личный состав формирований, привлекаемых для спасательных и других неотложных работ, оповещается о сборе в порядке, предусмотренном планами Гражданской обороны.

Группировка сил и средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций создается по мере прибытия формирований и других сил в район бедствия. Выдвижение формирований в зону чрезвычайной ситуации осуществляется с принятием соответствующих мер по преодолению на пути движения зон (участков) пожаров и завалов, разрушенных мостов и переправ, других осложняющих факторов.

В районе чрезвычайной ситуации формирования сосредотачиваются на указанных им участках и получают конкретные задачи. Командиры формирований несут личную ответственность за успешное выполнение поставленных задач.

Получив задачу, командиры формирований уясняют ее, оценивают обстановку, принимают решение, отдают устный приказ и организуют работу формирований. В своем решении командиры формирований определяют последовательность выполнения работ, задачи подчиненным и приданым формированиям, порядок взаимодействия, мероприятия по всестороннему обеспечению действий формирований и организации управления. В приказе командиры указывают обстановку в районе работ, задачу формирования (при необходимости задачи соседних формирований), места расположения пунктов медицинской помощи, пути и порядок эвакуации пострадавших, время начала работ, свое место и место заместителя.

В районах чрезвычайных ситуаций в первую очередь выполняются мероприятия, связанные с проведением спасательных работ, предупреждением катастрофических последствий, предотвращением возникновения возможных вторичных факторов, которые способны вызвать гибель людей и уничтожение материальных ценностей. Работы ведутся непрерывно до полного завершения.

В ходе работ командиры осуществляют непрерывное управление своими формированиями, приданными силами и средствами. Задачи подчиненным в зависимости от обстановки и наличия времени ставятся (доводятся) посредством устных приказов и распоряжений, отдаваемых лично командиром формирования, а также командами и сигналами. Приказы, распоряжения и команды должны быть краткими и ясными.

Основным средством, обеспечивающим управление подчиненными формированиями, является связь. Она организуется на основе решения командира формирования и указаний старшего начальника с использованием всех средств, имеющихся в формировании и выделенных дополнительно старшим начальником.

Командир формирования должен постоянно знать обстановку в районе работ, а при ее изменении обязан быстро принять соответствующее решение, уточнить или поставить новые задачи подчиненным.

Важным элементом в ходе работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и производственных аварий является поддержание непрерывного взаимодействия между формированиями. Оно достигается согласованием действий формирований по цели, месту и времени, взаимной помощью для наиболее успешного выполнения задачи.

После выполнения поставленных задач формирования выводятся в указанные им районы и готовятся, если в этом есть необходимость, к выполнению новых задач.

В районах возникновения чрезвычайной ситуации организуется комендантская служба, которая не допускает или ограничивает доступ населения, регулирует движение на маршрутах выдвижения сил Гражданской обороны, эвакуации населения и материальных ценностей, поддерживает общественный порядок и контролирует соблюдение формированиями и населением установленного порядка и правил передвижения, охраняет наиболее важные дорожные сооружения, переправы, государственные учреждения и другие особо важные объекты. Для организации комендантской службы привлекаются формирования охраны общественного порядка, а также подразделения органов внутренних дел.

Ведение спасательных и других неотложных работ при некоторых отдельных видах чрезвычайных ситуаций.

1) Тушение лесных пожаров.

Специальные лесопожарные формирования обеспечиваются техническиме средствами согласно действующим в мирное время нормам. Начальники Гражданской обороны организаций обязаны заблаговременно создавать запасы противопожарного оборудования и обучать личный состав формирований способам борьбы с пожарами.

Кроме штатной пожарной техники для тушения лесных пожаров применяется техника организаций: мотопомпы, передвижные насосные станции, опрыскиватели, жижеразбрасыватели, поливомоечные машины, дождевальные установки, топливозаправщики и другие машины, имеющие насосы для забора и подачи воды.

Принятию решения на производство спасательных и других неотложныхработ должна предшествовать тщательная разведка (рекогносцировка) мест аварий и катастроф.

Основными задачами разведки являются:

определение характера разрушений и объемов аварийно-восстановительных работ;

состояние путей подъезда, технологического оборудования и строительных конструкций.

При этом определяют способы крепления или обрушения деформированных элементов сооружений, порядок выполнения работ и возможность применения средств механизации.

При выработке решения на проведение спасательных и других неотложных работ необходимо учитывать, что вслед за ними могут начаться аварийно-восстановительные работы. В решении начальника Гражданской обороны объекта на производство работ указываются объемы и виды этих работ, сроки и способы их выполнения, необходимые силы и средства, кроме того, исходя из характера застройки территории, планировочной структуры, системы внутриобъектовых и городских улиц, дорог, проездов и других факторов, назначаются участки работ.

Для руководства спасательными и другими неотложными работами на каждый участок назначается руководитель из числа ответственных должностных лиц объекта или работников штаба Гражданской обороны (штаба ГО и ЧС). Задачи формированиям ставят руководители участков работ. Они же по указанию начальника Гражданской обороны объекта организуют питание, смену и отдых личного состава формирований.

Спасательные работы при ликвидации последствий землетрясения.

При ликвидации последствий землетрясений в первую очередь выполняют следующие работы:

извлечение пострадавших из-под завалов и спасение людей, находящихся в полуразрушенных и горящих зданиях;

локализация и тушение пожаров в зданиях и сооружениях, где возникла угроза людям;

устройство в завалах проездов для обеспечения доступа к объектам работ формирований Гражданской обороны и эвакуации пострадавших;

локализация и устранение аварий на коммунально-энергетических сетях и технологических линиях, последствия которых угрожают жизни людей, препятствуют ведению спасательных работ или могут нанести существенный материальный ущерб;

обрушение или укрепление конструкций зданий и сооружений, находящихся в аварийном состоянии и угрожающих обвалом;

оборудование пунктов сбора пострадавших и медицинских пунктов;

организацию водоснабжения в зоне землетрясения.

К выполнению спасательных и других неотложных работ привлекают и трудоспособное население.

Наиболее сложные работы, требующие специальной подготовки и привлечения мощной техники, выполняют инженерные и специальные формирования. Другие формирования выполняют работы по своему предназначению.

При разборке завалов и устройстве проходов используют мощные бульдозеры, при выполнении работ на коммунальных и технологических сетях- экскаваторы и краны. Если невозможно использовать на местах работ тяжелые машины и механизмы, применяют механизированный инструмент и средства малой механизации.

Последовательность и сроки проведения работ устанавливает начальник Гражданской обороны. На основании данных о сложившейся обстановке он принимает решение по ведению спасательных и других неотложных работ, в котором определяет: на каких районах (объектах) сосредоточит основные усилия; задачи силам Гражданской обороны и порядок их ввода; начало и продолжительность работ; управление силами, ведущими работы, и порядок обеспечения их действий.

Разведка организуется для определения характера разрушений, очередности и объема работ по спасению людей. Разведывательные дозоры, выделяемые из состава разведывательных звеньев или групп, продвигаются по зоне землетрясения на транспортных средствах или пешком.

Разведка обязана установить:

кратчайшие и наиболее безопасные пути движения формирований к объектам работ;

степень и характер разрушения зданий, сооружений, сетей коммунально-энергетического хозяйства;

определение отдельных, сплошных пожаров и пожаров в завалах в городской застройке и пожаровзрывоопасных объектах населенного пункта;

местонахождение пострадавших людей и степень угрожающей им опасности;

наиболее удобные места для разборки завалов и извлечения пострадавших, а также для прокладки путей их эвакуации;

состояние водоисточников и возможность их использования для целей пожаротушения, хозяйственно-питьевых и других нужд;

условия и целесообразную очередность производства работ, возможность применения средств механизации и ведения взрывных работ.

При разведке маршрутов движения к объектам работ выявляют характер завалов, примерную протяженность заваленных участков и наиболее рациональные способы устройства проездов. Маршруты проездов выбирают, исходя из наименьшего объема работ. На участках, затопленных в результате разрушения сетей коммунального хозяйства, определяют характер и объем работ по локализации аварий, выбирают обходы затопленных участков. При осмотре поврежденных зданий и сооружений сначала проверяют состояние наружных капитальных стен и независящих конструкций (балконов, карнизов), затем осматривают внутренние части здания и определяют места нахождения людей. На промышленных предприятиях уточняют состояние емкостей, находящихся под давлением, сосудов с химическими веществами, которые могут вызвать загазованность (зараженность) территории объекта.

Разведка на сетях и сооружениях коммунального и энергетического хозяйства должна установить места и характер аварий, объем работ и потребность в силах и средствах для их локализации. Особое внимание при этом разведка должна обратить на состояние технических установок и трубопроводов на объектах с взрыво- и пожароопасными продуктами.

При разведке источников водоснабжения проверяют техническое состояние сооружений и оборудования водозаборов и насосных станций, разводящей сети водоразборных колонок и артезианских скважин; определяют характер и объем работ по восстановлению водозаборных сооружений и насосных станций; намечают места отключения разрушенных участков трубопроводов и разводящей сети, места оборудования водоразборных колонок для временного водоснабжения; выявляют места для временного развертывания пунктов водоснабжения, а также пути подъездов к местам забора воды из открытых водоисточников.

Основные данные о характере и объеме предстоящих работ разведчики докладывают начальнику в установленные им сроки.

Извлечение пострадавших из-под завалов и спасение людей из полуразрушенных и горящих зданий. К спасению людей, оказавшихся в результате землетрясения под завалами, в грозящих обрушением или охваченных пожаром зданиях и сооружениях, приступают немедленно, для чего на объекты работ вводят формирования Гражданской обороны. Для обнаружения пострадавших командиры формирований направляют поисковые группы, которые тщательно обследуют заваленную территорию, разрушенные здания и сооружения. Личный состав групп передвигается друг от друга на расстоянии, обеспечивающем постоянную зрительную и слуховую связь. Если обнаружено, что под завалами есть люди, необходимо установить с ними связь путем переговоров или перестукивания.

Для извлечения пострадавших из-под завалов разбирают завал сверху, устраивают горизонтальную (наклонную) галерею или пробивают проем в уцелевшей стене. При разборке завала необходимо соблюдать меры предосторожности, так как при нарушении связей между обломками возможно перемещение отдельных элементов и осадка массы завала, что опасно и для спасателей, и для спасаемых. При этом нельзя делать резкие рывки или ударять по элементам завала в местах разборки.

Для разборки завала целесообразно выделять звенья, состоящие не менее чем из пяти человек. Все члены звена работают одновременно: двое разбирают завал сверху, двое других относят в сторону обломки, старший, используя керосинорез или другой прибор, разрезает металлические конструкции.

Спасательные работы при ликвидации последствий изменения уровне морей, крупных водоемов, катастрофических затоплений и наводнений.

Мероприятия по проведению спасательных и других неотложных работ при изменениях уровней морей, крупных водоемов, катастрофических затоплениях и наводнениях предусматривают в планах Гражданской обороны. В них указываются:

краткая характеристика наиболее часто повторяющихся наводнений, возможные масштабы;

мероприятия, проводимые при угрозе наводнения, необходимые для осуществления этих мероприятий силы и средства;

мероприятия, выполняемые в период наводнения, привлекаемые для их выполнения силы и средства;

организация связи и управления при осуществлении мероприятий по борьбе с наводнениями;

организация сил и средств, привлекаемых для проведения спасательных и других неотложных работ.

При проведении спасательных и других неотложных работ в районах, охваченных наводнением, используют спасательные формирования Гражданской обороны, оснащенные плавсредствами, а также ведомственные специализированные команды и подразделения, имеющие необходимое техническое оснащение. Формированиям придаются санитарные дружины для оказания медицинской помощи пострадавшим.

Разведку в зонах затопления осуществляют гидрометеорологические посты, разведывательные звенья объектов водного и воздушного транспорта, основных формирований Гражданской обороны и служб Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

Для укрепления существующих или возведения новых искусственных заграждений (плотин, дамб), ремонта и восстановления дорог, мостов, устройства водоотводных каналов и разрушения ледяных заторов и зажоров используют инженерные формирования Гражданской обороны, а также специализированные формирования строительных, ремонтно-строительных, строительно-монтажных организаций, управлений и участков механизации, дорожно-строительных, дорожно-эксплуатационных, мостостроительных и других организаций. В период угрозы наводнения и ликвидации его последствий формирования охраны общественного порядка выполняют задачи по поддержанию общественного порядка в районах вероятного затопления, на пристанях, причалах, на маршрутах и в местах эвакуации людей, по обеспечению сохранности государственного имущества и личной собственности граждан, а также по организации комендантской службы.

Перевозку формирований, эвакуируемого населения и вывоз материальных ценностей из зон затопления осуществляют на транспорте, имеющемся в организациях, а также на транспортных средствах районных, городских и других автохозяйств. При возможности используют также средства железнодорожного и водного транспорта. В экстренных случаях для перевозки формирований и эвакуации населения, для снабжения жителей населенных пунктов, отрезанных водой, медикаментами и продовольствием используют вертолеты.

Успешное проведение спасательных и других неотложных работ при внезапно возникшем наводнении зависит от эффективных действий разведки, от умения органов управления и служб Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций быстро оценить создавшуюся обстановку и определить масштабы возможных последствий, от своевременного сбора имеющихся сил и средств, четкой постановки задач по оказанию помощи пострадавшим и активности действий личного состава формирований Гражданской обороны.

На основе данных разведки, информации военного командирования, соседних формирований и других источников органы управления и службы Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций при участии соответствующих специалистов производят оценку обстановки и прогнозирование дальнейшего развития стихийного бедствия, разрабатывают предложения по проведению спасательных и других неотложных работ и докладывают их начальнику Гражданской обороны.

В решении по проведению спасательных и других неотложных работ начальник Гражданской обороны определяет:

направления и места сосредоточения основных усилий;

время, порядок и очередность выполнения работ, задачи службам, формированиям и придаваемым им силам и средствам;

порядок спасения и эвакуации населения, места его размещения;

задачи, выполняемые придаваемыми подразделениями по планам взаимодействия;

материально-техническое обеспечение формирований;

меры безопасности при проведении работ;

состав, дислокацию и задачи резервов;

организацию посменного отдыха личного состава;

сроки и способы представления донесений.

Разведывательные группы и звенья, действующие на быстроходных плавсредствах и вертолетах, прежде всего определяют места наибольшего скопления людей на затопленной территории. Спасение небольших групп людей эти группы и звенья производят самостоятельно. Для вывоза людей используют теплоходы, баржи, баркасы, катера и т.д.

При поиске людей на затопленной территории экипажи плавсредств периодически подают звуковые сигналы.

После завершения основных работ по эвакуации населения патрулирование спасательных команд в зоне затопления не прекращается. Для этих целях используют быстроходные суда, а при больших масштабах наводнения - вертолеты.

Медицинскую помощь оказывает личный состав спасательных подразделений или санитарные дружины непосредственно в зоне затопления (первая медицинская помощь) и после доставки на причал (первая врачебная помощь). В случае необходимости пострадавшего направляют в стационарное лечебное учреждение.

Нередко причиной резкого увеличения масштабов наводнений является повреждение или полное разрушение гидротехнических сооружений (плотин, дамб), поэтому за их состоянием осуществляют постоянное наблюдение.

Неотложные работы на гидротехнических сооружениях выполняют формирования инженерной и технической служб Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.