Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Главные категории риторики: этос, пафос, логос




ТЕМА 1. Понятие риторики и риторического образования.

1. Выпишите из разных источников определения риторики, проанализируйте их, найдите общее и отличия.

 

2. Дайте трактовку главным риторическим категориям. Почему их взаимосвязь не может быть нарушена?

 

3. Что такое «риторический идеал»? Как изменяется понятие риторического идеала в соответствии со страной и эпохой?

 

4. А.Ф. Кони различал понятия «красноречие» и «ораторское искусство». Красноречие он понимал как «дар слова, волнующий и увлекающий слушателей красотою формы, яркостью образов и силою метких выражений», то есть как умение говорить образно, как природное дарование. Ораторское же искусство, по его убеждению, «есть умение говорить грамотно, убедительно». Дайте определение понятиям «красноречие» и «ораторское искусство» (по словарям).

5. Проанализируйте приведенные ниже выражения с позиций соотношения понятий «мысль» и «красноречие». Составьте общее рассуждение на эту тему.

1) «Те, кто уверяет, что имеет в голове много мыслей, но выразить их не умеет из-за отсутствия красноречия, – не научились понимать самих себя» Монтень.

2) «Красноречие – это живопись мысли» Паскаль.

3) «Если речь – одежда мысли, то красноречие – элегантный наряд» Скилеф.

4) «Истинно красноречив тот, кто обыкновенные предметы выражает просто, великие – возвышенно, а средние – с умеренностью» Цицерон.

 

6. П.С. Пороховщиков считал, что для ораторской речи самым существенным является знание самого предмета речи. Почему? И какая из риторических категорий первой «подскажет» аудитории о том, что оратор не владеет темой?

 

7. Как вы понимаете мнение Цицерона о величайшем из достоинств оратора: не только уметь сказать то, что нужно, но и уметь не сказать того, что не нужно? Как соотносится это положение с риторическими категориями этоса и пафоса.

8. Древние греки полагали, что нельзя ничему научиться от того, кто не нравится. Каким образом это соотносится с оратором и его речью?

Как проявляется через призму главных риторических категорий – этоса, пафоса и логоса?

 

9. Проанализируйте примеры не связанных между собой этоса, пафоса и логоса. Исправьте приведенные ситуации. Дайте собственные примеры, построенные правильно.

1) Франциск Азиский проповедовал птицам. Его пафос был ничем не стеснен, но птицы не предложили проповеднику условий этоса. И воплощение пафоса в логос никого не затронуло.

2) Гулливер попал в страну Гуингмов. Гуингмы – существа вежливые, они позволяли Гулливеру говорить [этос]. Но Гулливер не знал языка гуингмов [необходимость логоса], поэтому при всем желании [пафос] не смог им ничего рассказать.

3) Дурак из сказки приветствовал похоронную процессию [заданность этоса] словами, которые выучил у людей, занятых уборкой урожая [несоблюдение условий этоса]: «Таскать вам – не перетаскать» [пафос, логос] – и был крепко бит.

 

 

10. Прочтите три «вредных совета» Г. Остера. Проанализируйте каждый с позиций сочетаемости условий этоса, пафоса и логоса. Определите средства достижения комического эффекта.

 

1) Если гонится за вами

Слишком много человек,

Расспросите их подробно,

Чем они огорчены?

Постарайтесь всех утешить,

Дайте каждому совет,

Но снижать при этом скорость

Совершенно ни к чему.

 

2) Дразниться нужно из окна,

С восьмого этажа.

Из танка тоже хорошо,

Когда крепка броня.

Но если хочешь довести

Людей до горьких слез,

Их безопаснее всего

По радио дразнить.

 

 

3) Перед тем, как у своих родителей

Что-нибудь хорошее выпрашивать,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.