Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М.В.Ломоносов. Слово похвальное Петру Великому




Феофан Прокопович. Слово на погребение Петра Великого

Феофан Прокопович (1681-1736) – церковный и политический деятель, писатель и ученый, поэт и проповедник. Читая его речь на похоронах Петра Великого, оцените, как строится композиция, почему так кратки первые обращения и как, постепенно, овладевая собой (рассказывают, что Феофан Прокопович долгое время не мог начать говорить), оратор начинает выстраивать величественный образ Петра – преобразователя России.

Какие фигуры речи имеются в этом тексте?

Какие старинные или книжные слова формируют стиль данного текста?

 

Что се есть? До чего мы дожили, о россияне? Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем! Не мечтание ли се? Не сонное ли нам привидение? Ох, как истинная печаль! Ох, как известное наше злоключение! Виновник бесчисленных благополучий наших и радостей, воскресивший аки от мертвых Россию и воздвигший в толикую силу и славу, или паче, рождший и воспитавший прямый сый отечествия своего отец, которому по его достоинству добрии российстии сынове бессмертну быть желали, по летам же и составу крепости многолетно жить еще жить имущаго вси надеялися, - противно и желанию и чаянию – скончал жизнь и – о лютой нам язвы! – тогда жизнь скончал, когда по трудах, беспокойствах, печалех, бедствиях, по многих и многообразных смертех жить нечто начинал.

Довольно же видим, коль прогневали мы тебе, о Боже наш! И как раздражили долготерпение Твое! О недостойных и бедных нас! О грехов наших безмерия! Не видяй сего слеп есть, видяй же и не исповедуяй, в жестокосердии своем окаменен есть. Но что нам умножать жалости и сердоболия, которыя утолять елико возможно подобает. Как же то и возможно, понеже есть ли великия его таланты, действия и дела воспомянем, еще вящше утратою толикаго добра нашего уязвимся и возрыдаем. Сей воистину толь печальной траты разве бы летаргом некиим, некиим смертообразным сном забыть нам возможно.

Слово похвальное произнесено М.В.Ломоносовым 26 апреля 1855 года в Торжественной ассамблее Академии наук, которая была приурочена к праздновавшейся днем раньше годовщине коронации императрицы Елизаветы Петровны. Этому предшествовал долгий период вынашивания замысла, написания текста и печатания его в типографии. Оставалось произнести текст. «Произношение, - писал Ломоносов за двенадцать лет до этого в «Кратком руководстве к риторике», - имеет великую силу в преложении слова, когда преизрядными замыслами наполненный ум на язык, очи, лице, руки и весь стан ритора красоту свою изливает и свое великолдепие чувствам слушателей представляет». Хотя Ломоносово, по словам современников, не робел ни перед какой аудиторией, хотя и славился смолоду «глубокой памятью», силой и гибкостью, или, как тогда говорили, ломкостью голоса, однако предстоящее выступление заботило его немало: когда за четыре дня до ассамблеи его пригласили в Академическое собрание, он сказал, что не придет, так как готовится к произнесению панегирика: заучивался текст наизусть, обдумывались и, вероятно, репетировались те «умеренные» интонации и жесты, к которым обязывал состав вельможных слушателей.

Начало речи создано сопоставлением двух одновременно происшедших в 1709 году событий: победы Петра в Полтавской битвы и рождения его дочери – будущей императрицы Елизаветы.

 

Священнейшее помазание и венчание на Всероссийское государство всемилостивейшия Самодержицы нашея празднуя, слушатели, подобное видим к Ней и к общему отечеству Божие снисхождение, каковому в Ея рождении и получении отеческаго достояния чудимся. Дивно Ея рождение предзнаменованием царства; преславно на престол восшествие покровенным свыше мужеством; благоговейныя радости исполнено приятие отеческаго венца с чудными победами от руки Господни.

Хотя бы еще кому сомнительно было, от Бога ли на земли обладатели поставляются или по случаю державы достигают, однако единым рождением Великия Государыни нашея увериться о том должно, видя, что Она уже тогда избрана была владычествовать над нами. Не асторологическия сомнительныя гадания, от положения планет произведенныя, ниже другия по течению натуры бывающия перемены и явления, но ясные признаки Божия Промысла послужат сему в доказательство.

Преславная над неприятельми Петрова под Полтавою победа с рождением сея Великия Дщери Его в един год приключилась и вьезжающего в Москву с торжеством победителя приходящая в мир встретила Елизавета. Не перстом ли здесь указующий является Промысел? Не слышим ли мысленным ухом вещающего гласа? Видите, видите исполнение обетованного вам предзнаменованиями благоденства. Петр торжествовал, победив внешних неприятелей и своих искоренив изменников; Елизавета для подобных родилась триумфов. Петр, возвратив законному государю корону, в отеческий град шествовал; Елизавета в общество человеческое вступила для возвращения себе потом Отеческой короны. Петр, сохранив Россию от расхищения, вместо мрачного страха принес безопасную и пресветлую радость; Елизавета увидела свет, дабы пролить на нас сияние отрады, избавив от мрака печалей. Петр вел за собою многочисленных пленников, не меньше великодушием, нежели мужеством побежденных; Елизавета от утробы разрешилась, дабы после пленить сердца подданных человеколюбием, кротостию, щедротами.

Коль чудныя Божия судьбы видим, слушатели: с рождением победу, с облегчением Родительницы – избавление Отечества, с обыкновенными при рождении обрядами – чрезвычайное торжественное вшествие, с пеленами – победительныя лавры и с первым младенческим гласом – всерадостные плески и восклицания! Не всеми ли сими рожденной тогда Елизавете предвозвещены отеческия добродетели, предвозвещено отеческое царство?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.