КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ваша душа — духовная часть вашего Я. 10 страница
Теперь представим себе переживания Джо по мере того, как он станет расти. Я был очень удивлен, увидев, что многие вещи изменились, как только я начал сидеть. Когда я стал ползать, я увидел предметы и подо мной, познакомился со своими ногами. Когда я стал вставать на ноги, мой рост был только два фута. Глядя вверх, я отчетливо видел мамин подбородок. Ее руки казались мне такими большими. И часто, когда я стоял между мамой и папой, я чувствовал, что они где-то далеко и даже могут представлять опасность для меня, а сам я был очень-очень маленьким. Когда я научился ходить, помню, как мы с мамой пошли в овощной магазин. Мама очень спешила. Она держала меня за руку. Мы шли так быстро, что мои ноги едва касались земли. Рука начала болеть. Я заплакал. А мама сердилась на меня. Думаю, что она не понимала, почему я плачу. Ее рука была опущена, она шла двумя ногами, мою же руку тянула вверх, и я скакал на одной ноге. Я пытался сохранить равновесие. А когда мне это не удавалось, у меня начинала кружиться голова. Мне было очень неудобно. Я помню, как уставали мои руки, когда я гулял с мамой и папой. Они держали меня с двух сторон за руки. Папа был выше мамы, поэтому его рука тянула меня сильнее. Я был весь перекособочен. Иногда мои ноги не касались земли. Отец делал большие шаги. А когда мои ноги касались земли, я старался изо всех сил не отставать от него. Наконец, не в силах больше терпеть, я попросил отца понести меня. Он понес, я понял — он решил, что ребенок устал. Он не знал, что я настолько измучился, что с трудом дышал. Были и счастливые моменты, но неприятные переживания запомнились мне лучше. Мои родители ходили на занятия, где их учили разным важным вещам. Когда они потом хотели поговорить со мной, они ставили меня так, чтобы наши глаза были на одном уровне, и ласково прикасались ко мне. Тогда мне было намного лучше.
Если первые впечатления оказываются такими сильными, то, наверное, взрослый в первых представлениях ребенка выглядит настоящим великаном, олицетворяющим силу и власть. Это не только приносит ощущение безопасности, но и таит в себе угрозу для маленького и беспомощного ребенка. Я уже упоминала об этом раньше, но вопрос настолько важен, что я не боюсь повториться. Родители очень часто сохраняют образ маленького и беспомощного ребенка даже и после того, как он вырос. Сын или дочь и в восемнадцать лет в родительских глазах по-прежнему остаются такими же маленькими и беззащитными. Нередко повзрослевшие дети точно так же сохраняют прежний образ своих родителей видят их всесильными и всемогущими, даже несмотря на то что сами они стали не менее самостоятельными. Я думаю, что родители, которые осознают опасность подобного отношения, должны помочь ребенку как можно скорее почувствовать свои собственные силы и увидеть ограниченные возможности родителей. Человек, который не научился этому в детстве, начинает паразитировать на других людей, управлять ими, занимая позицию господа Бога, то милостивого, то беспощадного. Ресурсы детского организма те же, что и у взрослого. С самого рождения начинают функционировать органы восприятия младенца, и, следовательно, он способен чувствовать то же самое, что и взрослые. Мозг ребенка перерабатывает ту информацию, которую он воспринимает, хотя он не может никому объяснить то, что чувствует и осознает. Если иметь это в виду, к ребенку легче относиться как к личности. Человеческий мозг — это замечательный компьютер, постоянно собирающий всю информацию воедино и старающийся понять ее смысл. Если мозг не может воспринять смысла информации, то получается полная ерунда. Как и компьютер, мозг «не знает того, что он не знает». Он может использовать только уже имеющиеся данные.
Родителям, с которыми я работаю, иногда предлагаю такое упражнение. Взрослого просят представить себя ребенком, лежащим в кроватке на спине. Так как он еще не умеет говорить, его просят на все реагировать звуками и простыми движениями. Затем я прошу двух других взрослых наклониться к ребенку и делать все, что требуется, пытаясь следовать тем знакам, которые ребенок подает. Так каждый взрослый по очереди становится младенцем. После пяти минут такой игры я прошу каждого рассказать двум другим взрослым о своих ощущениях. Где-то в середине ролевой игры я неожиданно вторгаюсь в жизнь «семьи»: звоню по «телефону» или в «дверь». Я выбираю момент, когда «ребенок» капризничает. Посмотрим, что произойдет с «родителями» и с самим ребенком, затем снова прошу участников поделиться друг с другом своими впечатлениями. Попробуйте сделать сами такое упражнение. Это простой способ помочь взрослым представить, что может чувствовать ребенок и как его переживания влияют на поведение родителей. Прикосновение человеческой руки, звуки человеческого голоса, запахи родного дома — с этих ощущений ребенок начинает познавать окружающий мир. Как родители прикасаются к нему, как разговаривают с ним — все это создает основу для детского развития. Ребенок должен изучить лица, голоса и запахи окружающих его взрослых и сделать свои выводы. Ведь в мир новорожденного сначала царит страшная путаница. Я уверена, что, как только дети научаются самостоятельно есть, ходить и разговаривать, они начинают и понимать все вокруг себя. После этого с детьми происходят всевозможные изменения. Они учатся общаться со своим Я, с другими людьми, с миром окружающих предметов. И здесь наступает критический момент в жизни семьи: чему и как учить ребенка? Процесс обучения всегда многоуровневый. Например, осваивая искусство переставлять ножки при ходьбе, дети в то же время узнают, как их воспринимают взрослые, чего от них ждут. На основании этого дети понимают, чего можно ожидать от других и каких ждать реакций на свое поведение. Дети сами постигают мир и сами учатся с ним взаимодействовать: «Нет, нет! Не трогай это!» или «Потрогай это. Правда, приятно?»
В первый год жизни ребенок должен узнать больше, чем за всю свою жизнь. Больше никогда он не столкнется с необходимостью узнать сразу так много нового, столько самого разного и в такие короткие сроки. Глава 14. Элементы проекта семейной жизни Каждый ребенок, появляясь на свет, попадает в иные условия и иную обстановку, чем любой другой малыш. Каждый ребенок неповторим. Окружающая обстановка сказывается на нем с первого дня рождения и влияет на формирование его характера на протяжении всей жизни. Это влияние я называю «атмосферным воздействием», его важно учитывать, планируя и организуя жизнь и быт семьи. Обстоятельства зачатия, беременности и родов накладывают определенный отпечаток на атмосферу, царящую в семье, и вольно или невольно сказываются на ребенке. Родители могут испытывать раздражение, огорчение или чувство беспомощности, если появление на свет ребенка не было желанным. А это в свою очередь повлияет не только на него, но и на всю будущую обстановку в семье. С появлением ребенка у родителей могут возникнуть всевозможные необоснованные страхи, которые помешают им нормально реагировать на малыша. Он может стать символом тревоги, жалости и боли. Некоторые младенцы рождаются недоношенными, другие — с физическими дефектами, третьи — с психическими отклонениями. Родители в подобных случаях, общаясь с ребенком, всегда Помнят о его дефекте и забывают обо всем остальном. Часто к нему начинают относиться не как к личности, а как к калеке, и это изменяет его отношение к миру и отношение мира к нему. Некоторые дети рождаются тогда, когда их отцы находятся вдали от семьи: отцы могут служить в армии, находиться в длительных командировках. Этот факт с самого начала вносит свои коррективы в воспитание ребенка, создает определенную почву для определенных взаимоотношений в семье. Когда отец возвращается, ему бывает трудно наладить контакты с ребенком а женой. Впервые встретившись с малышом, когда ему исполнилось два года, отец не может рассчитывать, что он сразу займет в жизни сына или дочери место, равное тому, которое эти два года занимал другой взрослый.
Если один из супругов умер или ушел из семьи к моменту рождения ребенка, то отношения между малышом и оставшимся взрослым становятся столь близкими и доверительными, что иногда приносят им боль и страдания. Сложности возникают и тогда, когда рождение ребенка совпадает с такими тяжелыми событиями в семье, как смерть, болезнь или какое-то другое серьезное несчастье с кем-то из близких. Это вынуждает родителей сосредоточиться на них, а не на новорожденном, так нуждающемся в их внимании. Это может привести к отвержению ребенка и равнодушию к нему, хотя родители порой не предполагают, что это может случиться. Я знаю женщину, у которой двое детей (одному год и девять месяцев, другому — десять месяцев). Она беременна третьим и все время задает себе вопрос: «Где я возьму столько рук и ног, чтобы ухаживать за третьим ребенком, когда у меня уже есть двое малышей?» Женщина, живущая в тяжелых материальных условиях, спрашивает: «Как я смогу прокормить еще одного ребенка? У меня их уже восемь!» Или: «О Господи, опять девочка, у нас уже есть три!», или: «Господи, опять мальчик, а у нас уже есть пять!» Взрослые не всегда могут спланировать время появления ребенка на свет, это может случиться не в самый подходящий для них месяц и год. У меня нет точных статистических данных, но я не думаю, что многие из нас родились в самое желанное для родителей время. Правда, от этого мы не стали «отверженными детьми», но, тем не менее, многих из нас можно назвать нежелательными. Но факт есть факт: мы все-таки пришли в этот мир. Другое «атмосферное воздействие» создается, когда ребенок появляется на свет в период разлада между родителями. Семейная жизнь может оказаться не такой безоблачной, какой она виделась супругам раньше. Очень часто это приводит к тому, что родители менее чутко и реалистично относятся к жизни своих детей. Я думаю, что гармония в отношениях между супругами является гарантией успешного формирования личности ребенка. Если муж или жена несчастны в личной жизни, чувство самоценности у них отсутствует, то реализовать намеченный план семейной жизни им вряд ли удастся. Появление первого ребенка — большое событие в семье. Вся жизнь супругов резко меняется. Именно с первенцем они узнают, что значит быть родителями. Ребенок — всегда испытание на выносливость и прочность семьи. Воспитание первенца не похоже на воспитание второго и третьего. Во многих случаях первый ребенок подготавливает почву для воспитания следующего ребенка в семье. Еще раз напомним «атмосферные воздействия», которые влияют на жизнь вашей семьи: конкретные обстоятельства зачатия, беременности и родов, состояние самого младенца и отношение между супругами, а также между бабушками и дедушками, уровень образования взрослых, их способы общения и жизненная философия. Независимо от семейных обстоятельств и представлений о методах воспитания, бытующих в семье, каждый человек с момента рождения до достижения зрелого возраста должен получить из рук старших определенные знания. Важно определить при этом: Что ребенок должен узнать о самом себе? Что он должен узнать о других? Что он должен узнать о мире? Что он должен узнать о жизни? Обучая своего ребенка, каждый родитель должен четко понимать, чему его надо научить, продумать ту модель воспитания, которую он выбрал, заинтересовать другого родителя своей моделью воспитания и создать условия для такого общения, при котором можно воспитывать ребенка. В идеальных семьях взрослые выражают свою индивидуальность и силу, умеют быть понимающими, добрыми и ласковыми, не скрывают свою духовную сущность. Хочется подчеркнуть: нет ничего страшного, если вы не образцовый родитель! Образцовых родителей не бывает! Главное, чтобы вы старались совершенствовать свое родительское мастерство. Если вы будете честными и искренними, доверие детей к вам будет только расти. Детям нужна правда, а не совершенство, да и нет такого человека, которому было бы по силам играть роль Господа Бога. Тем не менее, многие родители берут на себя воистину титанические обязательства. Я никогда не встречала идеальных семей, идеальных детей, идеальных людей. Да я и не думаю, что это возможно. Превосходные эпитеты, употребляемые для характеристики человека: «уникальный», «любящий», «сильный», «сексуальный», «готовый разделить с другим любые трудности», «чуткий», «одухотворенный», «реалистичный», «ответственный». Применимы ли они к вам? Говоря о самых необходимых качествах человека, я полагаю, что нет нужды объяснять, что я имею в виду под понятиями «чуткий», «участливый», «реалистичный». Я использую эти слова в том же смысле, что и вы. Что же касается таких понятий, как «уникальность», «сила», «сексуальность», то я хочу остановиться на них более подробно не только потому, что я придаю им Несколько иное значение, чем вы, но и потому, что ясное понимание смысла этих понятий очень важно для планирования семейной жизни. Я уверена, что неповторимость — ключевое слово к пониманию такого качества, как самоценность. Мы объединяемся на основе сходства, а развиваемся благодаря различиям между нами. Haм необходимо и то и другое. Сочетание общечеловеческих и индивидуально-специфических черт я называю уникальностью. Очень рано вы замечаете, что сын или дочь в чем-то отличаются от вас и от других людей и наоборот. Хочу привести один типичный пример. Я знаю семью, в которой растут два мальчика-одному из них 14 лет, другому — 15. Пятнадцатилетний мальчик увлекается атлетикой и любит проводить время в спортивном зале. Его четырнадцатилетний брат больше интересуется искусством и посвящает своим интересам свободное время. Они оба обладают яркими характерами и одинаково интеллектуальны, но у них разные интересы. К счастью для ребят, родители с уважением и пониманием относятся к их интересам, помогают каждому из них идти своим собственным путем. Генетически каждый ребенок отличается от других детей, даже если имеет с ними общих родителей. Даже с этой точки зрения особенности каждого новорожденного малыша неповторимы. Люди не должны быть одинаковыми. Различия в характерах безусловно осложняют жизнь, но большинство из них можно конструктивно использовать. Если к детям с самого рождения не относиться как к единственным и неповторимым личностям, то у них сформируются привычки, из-за которых потом с ними трудно будет общаться. Они будут реагировать на все происходящее в соответствии с принятыми стереотипами, попытаются скрыть свои особенности в угоду конформизму, стремясь быть как все. Их будут подстерегать на жизненном пути всевозможные физические, эмоциональные, социальные и интеллектуальные трудности. И так будет продолжаться до тех пор, пока они не овладеют новым способом развития и не станут полноценными людьми. У каждого из нас есть свои слабости. Необычность и непохожесть на других могут отпугивать нас, но именно в этом кроется источник развития. Каждый раз, попадая в незнакомую ситуацию, у меня появляется возможность узнать то, с чем я не была знакома раньше. Успешно развивать свои индивидуальные, присущие лишь тебе качества невозможно до тех пор, пока не научишься осознавать свое сходство с другими людьми. Сходство между людьми проявляется в нескольких очень важных и фундаментальных качествах, которые далеко не всегда очевидны. Каждый человек с рождения и до смерти испытывает определенные чувства. Все знают, что такое злость, сожаление, радость, унижение, стыд, страх, беспомощность, любовь. И осознание этого связывает нас с остальными людьми в любой момент жизни. Чувствуют дети; чувствуют взрослые; чувствуют мужчины; чувствуют женщины; чувствуют люди с черным, желтым, коричневым, белым и красным цветом кожи; чувствуют богатые; чувствуют бедные; чувствуют христиане, иудеи, буддисты, протестанты, мусульмане, католики и индуисты; чувствуют люди, обладающие властью; чувствуют люди, власти не имеющие; чувствует каждый человек. И уверенность в этом, может быть, поможет вам реагировать не только на то, что всем хорошо заметно. Развитие чувства неповторимости является главным для формирования личной самооценки. Не ощущая собственной уникальности, мы становимся рабами, роботами, машинами, деспотами, но не людьми. Теперь, я думаю, стоит поговорить о силе. Для человека очень важно быть сильным, чтобы добиваться успехов в жизни. Он должен развивать свою силу и свои способности. Силу можно определить как способность действовать, способность добиться результатов, как физическую мощь или выдержку, влияние на других людей. Человек в первую очередь развивает физическую силу. Почти все воспринимают первый крик ребенка с облегчением, радуясь тому, что в легких малыша есть сила. Это значит, что он живой. Позже координация его движений проявляется в умении поворачиваться, сидеть, ходить, держать предметы, садиться на горшок — все это радует родителей. Малыш растет так, как полагается. Он учится владеть своим телом и в конечном счете приучает свой организм реагировать на требования и различные команды взрослых. Быть терпеливым и откликаться на новые удачи ребенка с радостью и одобрением — самый лучший способ, помогающий научить детей и другим проявлениям силы. В дальнейшем у человека развиваются эмоциональные, социальные, интеллектуальные, материальные и духовные силы. Человек использует интеллектуальную силу (мышление) в учении, концентрации внимания при решении задач и освоении нового. Интеллектуальной силе научить труднее, но родители должны так же радоваться ее первым проявлениям, как и первому шагу ребенка. Видя успехи малыша, хорошо, если родитель улыбнется и скажет: «Какой ты у меня умница!» Эмоциональная сила человека проявляется в возможности свободно переживать свои чувства, ясно выражать их и направлять в конструктивное русло. Этой силой труднее всего овладеть, и вы должны осознавать это и одобрять любые успехи ребенка в этом направлении. Теперь о силе, которую я называю материальной. Она проявляется в том, как ребенок использует те или иные предметы для своих нужд. Вы можете воспользоваться игрой, подготовкой ко сну или прогулкой за цветами, чтобы показать ребенку, что такое материальная сила и как ее разумно применять. Социальная сила человека выражается в умении общаться с Другими людьми, понимать их и сотрудничать с ними для достижения общих целей. Духовная сила проявляется в том, насколько бережно относится человек к жизни — своей собственной и других людей, и животным и природе. Сегодня еще есть немало проблем в отношениях между людьми разных национальностей и рас, социальных групп и поколений. Большая часть этих проблем будет успешно решена, если мы будем развивать духовную силу и стараться чаще использовать в обыденной жизни духовный потенциал. Чтобы чувствовать себя в жизни свободно и открыто, необходимо совершенствовать все грани внутренней силы. Контроль, ответственность и принятие решений связаны с понятием силы. Вновь и вновь возникают вопросы о том насколько можно контролировать себя, других, ситуацию, в которой оказываешься, и как вообще использовать этот контроль если я хочу разобраться в том, как складываются отношения двух людей в какой-то отрезок времени, мне нужно выяснить три главных момента. Первый момент - уровень самооценки каждого человека (т. е. его отношение к самому себе), второй — это реакция человека на своего собеседника (т. е. как он видит и слышит партнера, что при этом говорит) и третий — это ориентировка в происходящем (т. е. насколько человек представляет себе, где находится, что это за место и время, какова ситуация, кто в ней задействован, чего бы ему хотелось достичь). По-другому это можно записать так: Самооценка человека А и человека В. Реакция человека А на человека В и реакция человека В на человека А. Представление человека А о существующих возможностях. Представление человека В о существующих возможностях. Такая запись позволяет разделить то, что от нас полностью зависит, и то, на что мы можем только влиять. От меня зависит выбор — действовать или нет и, конечно, само действие, которое я совершаю. В этом смысле я сама отвечаю за себя. Я не могу отвечать за то, что мне уже дано, я отвечаю лишь за свою реакцию на происходящее. Дождь во время прогулки начинается независимо от моих желаний, я могу только прореагировать на непогоду. Я не могу отвечать за ваши слезы. Я отвечаю лишь за свою реакцию на них. Ведь то, как я на них реагирую, может повлиять на ваше состояние но вряд ли это что-то изменит. Только вы можете решить свои проблемы. Возможно, мое влияние на вас столь сильно, что вы реагируете на него плачем. Каждый из нас, я думаю, осознает свою ответственность за то, что он несет другим людям. Если мне двадцать восемь лет и я твоя мама, а тебе три года, то мое влияние на тебя будет, несомненно, сильнее, чем если б тебе тоже было двадцать восемь и ты был бы моим сослуживцем. Разные ситуации и разные реакции могут оказывать различные воздействия на людей, и мы должны понимать это. Я думаю, существует много неясного в том, что такое ответственность вообще и как ее воспитывать в людях. Мне бы хотелось откровенно рассказать о том, за что лично я чувствую ответственность. В первую очередь я отвечаю за свои слова, мысли и поступки. Вы можете пытаться повлиять на меня, но только от меня зависит — принимать ли ваше давление во внимание. Это полностью зависит от моей реакции. Ваш внешний вид, поза выражают готовность использовать все ваше влияние на меня. Полностью осознав эту ситуацию, я беру на себя ответственность за все мое последующее поведение. Я могу использовать ваше влияние на меня, но только мне дано право решить — действовать ли мне в соответствии с этим влиянием. Лишь в трех случаях возможны исключения: когда ребенок еще слишком мал, когда человек находится в бессознательном состоянии или когда он серьезно психически болен. Если же у меня высокая самооценка, я могу вполне независимо наблюдать за тем, как другой воздействует на меня. Реальность не всегда меняется в зависимости от наших желаний. Возьмем, к примеру, слепоту. Ваши глаза не видят. Пока вы обвиняете в этом весь мир, вы тратите свою энергию на ненависть к окружающим и жалость к себе и постепенно умираете как личность. Конечно, пока вы так себя ведете, вы не отвечаете за то, что делаете. Но в тот момент, когда вы поймете, что только от вас зависит, как жить, будучи слепым, вы сможете направить свою энергию на собственное развитие. А вот еще один пример из жизни. С утра муж раздражен и кричит на свою жену. Даже если он понимает, что вопли его неуместны, он продолжает кричать, забывая, что последнее слово остается за женой. Она решает, даже если сама этого не осознает, как реагировать на поведение мужа. Этот пример такой же невеселый, как и случай со слепотой, но у жены действительно есть выбор. Вспомните возможные варианты ее поведения, описанные в главе про общение. «Извини, ты, конечно, прав» (задабривание, умиротворение). «Сам дурак» (ответное обвинение). «Я догадывалась, что в семейной жизни следовало этого ожидать» (просчет). «Доктор Смит звонил и просил, чтобы ты перезвонил ему» (отвлечение внимания). «Ты совсем измучился» или «Мне обидно слышать от тебя такое» — каждый из этих двух ответов удачнее других. Любой из этих ответов может повлиять на реакцию мужа. А поскольку ответы разные, они могут привести к различным Последствиям, но опять же не всегда дальнейшая реакция мужа полностью зависит от ответа жены. Во многих семьях принято считать, что главная задача родителя — управлять и властвовать: «Я (родитель) руковожу тобой (моим ребенком)». В этом случае ребенок не видит возможности Для приложения своих сил. Подобное может привести к серьезным Проблемам в его поведении, когда он вырастет. Есть два разных Проявления того, как родитель использует свой авторитет. Одно из них то, как родитель разговаривает с ребенком — с позиции знающего и опытного наставника или с позиции властного надзирателя и деспота. Если он занимает позицию наставника, то вполне возможно, что контроль с его стороны поможет ребенку многому научиться и послужит примером того, как следует пользоваться своей силой. Второе, если он займет в воспитании позицию тирана. Это вряд ли поможет ребенку научиться конструктивно использовать свои силы. Главный результат такого деспотизма — пониженная самооценка ребенка и повод для возникновения новых конфликтов между поколениями. Больше всего родителей тревожат проявления у ребенка чувств одиночества, обиды, любви, радости, злости, страха, подавленности, унижения и стыда. «Не злись». «Большие мальчики ничего не боятся». «Только малыши жалуются». «Если бы ты делал так, как я тебе говорил, то не остался бы в одиночестве». «И тебе не стыдно?» «Не выставляй свои чувства напоказ, будь сдержаннее!» «Не падай духом!» Это типичные высказывания родителей в тех семьях, где эмоциям придают большое значение. Эмоции выражают способность человека чувствовать, они несут жизненную энергию. Чтобы эмоции помогали нам, их нужно ценить, понимать и уметь выражать. К сожалению, немногие родители обладают достаточной эмоциональной силой, чтобы терпеливо относиться к проявлениям этой силы у своих детей или даже способствовать ее развитию. Всплески эмоциональной энергии порой настолько пугают, что их часто стараются поскорее подавить. Большая часть этих опасений основана просто на недостатке наших знаний в этой области. Если бы взрослые умели конструктивно использовать свои эмоции, они бы охотнее развивали эмоциональность детей. То, что вы прочитаете дальше, поможет прояснить эту проблему. Предшествующие рассуждения привели нас к необходимости разобраться в значении сексуальности в нашей жизни. В семье человек получает первые представления о том, что такое мужчины и женщины, о сексе — в широком и более узком смысле этого слова. В момент рождения уже ясно, кто появился на свет — мальчик или девочка, но неизвестно, как будет ощущать каждый из них свою принадлежность к тому или иному полу, как будет относиться к тому, что роднит ее или его с противоположным полом. Конечно, мужчины и женщины разные, но в чем и насколько они разные? Каждый человек, отвечая на этот вопрос, во многом ориентируется на то, что говорили ему родители. Ведь опыт детей отчасти складывается из объяснений, которые им дают родители в ответ на их вопросы. Важную часть будущих представлений ребенка о семейной жизни составляет та информация, которая с помощью родителей была усвоена ребенком и определила характер его половой идентификации. Каждый из родителей является представителем другого пола, у ребенка перед глазами есть пример того, кем она или он могут стать в будущем. Знаете ли вы, что в формировании половой идентификации ребенка должны принимать участие и мужчина, и женщина вместе? У каждого человека есть элементы обоих долов. В каждом мужчине есть какие-нибудь женские черты, а в каждой женщине — мужские. Я убеждена, что единственные настоящие различия между мужчинами и женщинами — это различия физиологические. Все остальные специфические половые черты связаны с культурой и в разных культурах проявляются по-разному. Ни одна женщина не может почувствовать себя мужчиной, и ни один мужчина не может почувствовать себя женщиной. Женщине невозможно представить себе, что у нее есть половой член или на лице растет борода. Мужчине тоже незнакомы ощущения при менструациях, беременности или родах. В течение жизни большинство людей вступают в союз с противоположным полом. Каждый человек пытается научить другого чувствовать и понимать его. Отец воспитывает в маленьком сыне мужчину. Он учит тому, как должен выглядеть мужчина, как должен обращаться с женщинами. Мама тому же учит маленькую дочь. Постепенно у ребенка складывается представление о том, каким должен быть мужчина, какой должна быть женщина, какие отношения должны быть между ними. И он испытывает определенные трудности, если у родителей не выражены признаки половой принадлежности или если они не учитывают особенностей каждого пола и не признают ценность обоих полов. Если родители не находят подходящих способов выразить свои половые особенности, у ребенка создается довольно смутное представление о том, какими должны быть мужчины и женщины, как ценить и любить людей противоположного пола. Ребенок должен как можно больше узнать от взрослых об особенностях каждого пола. Труднее это осуществить в семьях, где есть только один родитель или представители только одного пола. Наша задача состоит в том, чтобы представить детям такую модель поведения, ориентируясь на которую они чувствовали бы себя в дальнейшем вполне гармоничными людьми. Мне очень грустно, если некоторые родители сами еще не достигли внутренней гармонии. Как же тогда они могут учить своих детей? Слава Богу, новое можно постигать в любом возрасте. Как уже мы говорили в главе о правилах, долгие годы все связанное с сексом считалось низменным и постыдным и создавало Дополнительные сложности для открытого обсуждения вопроса о взаимоотношениях мужчин и женщин. Ведь нельзя говорить по-настоящему о мужественности и женственности, не затрагивая проблемы половых отношений. Сегодня эту информацию можно свободно найти в книгах и журналах. По мере того как ребенок растет, он постепенно постигает важные истины, необходимые для него как представителя того или 135иного пола, он видит, как родители общаются между собой насколько искренне и открыто они проявляют свои чувства друг к другу. Если вы, будучи женщиной, не испытываете радости и наслаждения от вашего мужа, то как вы сможете научить свою дочь любить и ценить мужчин? То же касается и отцов. Теперь, когда завеса тайны снята с вопроса о половых отношениях, дети, становясь взрослыми, имеют более полное представление о многих вещах.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |