Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Элементы замысла речи




Схема речевого акта

Мы увидели, как складываются речевые отношения на уровне общества в целом.

Теперь рассмотрим содержание отдельные элементы "условий общения", касающихся конкретного речевого акта. К оммуникативную ситуацию можно представить в виде схемы, учитывающей основные компоненты общения и взаимосвязи между ними. Схема эта такова:

речь


S1 S1 отношения S 2

цели

 

Предмет речи

 

Эту обобщенную графическую модель можно уподобить алгебраической формуле, в которую вместо букв могут быть подставлены любые числовые значения.

В данной схеме участники общения обозначены как S1 и S2. Оба коммуниканта - активные участники речи, только они поочередно занимаются разными видами речевой деятельности - говорением и пониманием (распознаванием смысла). Но и в том, и в другом случаях они являются активными субъектами общения. В теории коммуникации позиция "S 2" обозначается как "А" (адресат), что говорит о пассивности принимающего информацию, о его безразличии к ней. Применительно к персональному компьютеру это верно. Однако для человека само понимание - дело трудоемкое, требующее сосредоточенности на предмете речи, умения разгадать и общую цель говорящего, и полно воспринять содержание и чувства, которые сопровождают рациональную информацию. Иначе взаимопонимание как результат речевой деятельности просто невозможно.

Оба субъекта речи предстают одновременно "в нескольких лицах":

- как носители данного языка общения;

- как носители этнокультуры;

- как представители определенной социальной группы, обладатели социального статуса и соответствующего социального диалекта;

- как носители социальной роли: он говорит и пишет так, как говорят и пишут другие носители данного языка и данной культуры общения, находящиеся в той же позиции и играющие ту же роль;

- как психологические типы личности, обладатели некоего характера;

- как носители некоторого эмоционально-волевого состояния;

- как люди, в той или иной степени владеющие этическим кодексом поведения, принятым в данной среде общения;

- как люди, имеющие намерение развить определенную тему или обсудить ее.

Как видно, "портреты" коммуникантов предстают в довольно сложном виде. Однако и этот перечень признаков можно расширить. Из этих признаков складывается как образ ритора, так и образ слушателя (аудитории), которые существуют в нашем сознании как некое общее представление, схема.

Отношения между участниками речевого акта можно свести к

социально-ролевым, собственно этическим и личностно-психологическим.

Цели каждой из сторон, мотивы их речевого поведения также весьма многообразны. Жалоба, например, как общая цель может проявляться в таких вариантах: жаловаться, ныть, сетовать. Высказывая просьбу, можно взмолиться, клянчить, канючить. Если мы выражаем обещание, то они может быть заверением, присягой, клятвой и т.д. Таким образом, в каждом конкретном случае общая цель реализуется в разных стилистических вариантах речевого поведения. И социальные роли, и морально-этические установки участников диалога, и их характеры влияют на содержание и стиль общения, на его результаты.

Предмет обсуждения, его проблема и тема могут в той или иной степени затрагивать личностно-психологические и социально-ролевые потребности и интересы участников диалога, отвечать их долговременным или сиюминутным целям.

Так что в представленной схеме под позицией "предмет речи" имеется в виду сложно организованное содержание, отражающее какой-либо фрагмент реальности и мыслительное (когнитивное) представление о ней у участников диалога.

К тому же тема речи может обсуждаться сжато или развернуто, один раз или несколько, письменно или устно, в присутствии других или наедине и т.д. И опять-таки каждое из названных и других условий может оказать влияние на содержание и характер общения, в частности, и на выбор "способа убеждения" (аргументации), а также жанра речи.

Под термином речь в приведенной схеме имеется в виду разные каналы передачи и приема информации, разные знаковые системы, в совокупности которых словесная информация является ведущей (что бы там ни говорили психологи о значимости невербального поведения). В обобщенном виде проводниками смысла являются следующие:

· словесное, или вербальное, поведение, включая и звуковые характеристики речи;

· невербальное поведение (кинетическая речь), то есть "язык" жестов, мимики, телодвижений;

· зрительно или на слух воспринимаемое социально-ритуальное (этикетное) поведение.

Каждый из этих каналов связи специфическим способом передает ту или иную информацию. Однако во всех случаях мы имеем дело с поведением знаковым, то есть таким, которое, с одной стороны, несет смысл, а с другой стороны, имеет материальную форму выражения. Знаки общения в этом случае являются "заменителями" реальных объектов и смыслов, действий, качеств и понимаются именно как элементы системы.

Ометим также, что рациональная и эмоционально-волевая информация наиболее отчетливо, определенно и конкретно выражается в слове, в тексте. Невербальная и социально-ритуальная (поведенческая) информация расплывчата, относится к так называемому коннотативному (неявному) уровню выражения и восприятия смысла и подчас с трудом может быть сформулирована словесно, "членораздельно". В народной пословице Встречают по одежке, а провожают по уму точно схвачена суть дела.

Термин "речь" включает не только средства и течение речи, но и ее результат, то есть завершенное высказывание, текст (устный или письменный), в котором содержание оформляется в нужном для говорящего (пишущего) виде.

Комуникативное взаимодействие зависит от места и времени, от организации диалога. Питирим Сорокин - виднейший социолог ХХ века - выделял такие важные условия общения:

- количество участников диалога (один-один, один-группа, группа-группа, группа-один);

- односторонняя или двустороняя связь;

- солидарные или антогонистические отношения сторон;

- кратковременные или долговременные связи;

- организованное или неорганизованное общение;

- сознательное (контролируемое разумом) или бессознательное (полуосознанное) общение;

- интеллектуальное оно или чувственно-волевое (в разных пропорциях).

Есть и другие частные параметры этоса, экстралингвистические (внеязыковые) условия, каждое из которых оказывает то или иное влияние на целенаправленность, рациональное содержание и стиль общения.

Представленная картина акта коммуникации является обобщенной, так сказать, его алгебраическим выражением. При выборе той или иной жанровой формы (например, дружеское или официальное письмо) на персональном уровне складывается конкретная совокупность отношений между самими участниками общения, между ними и предметом речи, между ними и качествами речи. Причем одни параметры отношений могут играть ведущую роль, другие же - второстепенную. Все эти отношения и составляют этос того или иного жанра речи, который и представляется участникам общения наиболее уместным и эффективным в каждом конкретном случае.

Обобщая сказанное об акте коммуникации, скажем следующее:

1. В структуру коммуникативного акта включаются субъекты речи, предмет обсуждения и речь (либо как процесс, либо как готовый текст), а также характер отношений между участниками общения.

2. Оба субъекта речи играют социальные и личностные роли, имея как совпадающие, так и различающиеся цели в данном речевом акте.

3. В понятие предмета речи включается не только некий фрагмент реальности, но и объем представлений и оценок участников общения об этой реальности.

4. Под термином "речь" понимается и вербальное, и невербальное поведение индивидов, которое включает, в свою очередь, мимико-жестикуляторное и этикетное поведение, связанное с ритуалом.

 

ПРАКТИКУМ

Вопросы и задания для осмысления темы и ее обсуждения

1. Назовите основные элементы коммуникативной ситуации. Приведите примеры, в которых эти элементы различаются.

2. Как можно охарактеризовать участников общения?

3. В чем выражаются отношения между людьми, которые общаются. В чем разница в общении между людьми и «общением» с компьютором?

4. Какие каналы связи включает термин "речь" в приведенной схеме? Анализируя разные случаи из вашей практики общения, старайтесь использовать принятую в современной риторике терминологию.

 

Если вы всерьез решили выступить с содержательной речью на официальном школьном собрании, на митинге или блеснуть эрудицией на конференции, то вам необходимо как следует подготовиться. Ваше выступление обязательно будет оценено слушателями как информативно емкое или пустое, оригинальное или шаблонное. Чтобы достойно выступить, надо прежде всего осознать, в какой последовательности формируется полноценный замысел работы, какие источники информации вам доступны, как из них извлечь и зафиксировать нужные вам сведения, насколько эти данные отвечают вашей теме и цели речи. Коротко говоря, вам следует сформировать и развернуть замысел работы, найти и развить идею. Как раз в этом смысле и понимается термин "изобретение содержания".

Создание речи начинается с оценки соотношений элементов в

ситуации общения (вспомните схему коммуникативного акта):

- ритор - аудитория

- ритор - тема

- тема - аудитория

- тема - содержание, характер аргументации

- ритор - аргументация

- аргументация - аудитория.

Успешное выступление основывается на частичном совпадении или совместном развитии общих знаний и интересов оратора и аудитории, выработке возможного, правдоподобного, вероятного прогноза развития ситуации.

Содержательность речи как залог хорошего результата ее воздействия зависит от того, насколько глубоко и разносторонне ритор владеет темой. Самые изощренные "украшения" речи сами по себе и личное обаяние ритора не спасут бессодержательную речь.

Если слушатели равнодушны к теме, то их чрезвычайно трудно ею заинтересовать. Но пробудить интерес все-таки можно, используя разные риторические приемы. В этом частично и заключается ораторское мастерство.

Тема может быть развернута вами или как рассказ о каком-то событии, или как описание чего-то, или как объяснение, или как комбинация повествования, описания, назидания, характеристики и рассуждения. Выбор наиболее сильного "способа убеждения " (как говорил о задаче риторики Аристотель) также входит в замысел речи.

И далее, надо понимать, что ваши аргументы могут быть полностью приняты, приняты с сомнением или вовсе не приняты слушателями. Надо, следовательно, думать не только о том, что вам кажется верным и бесспорным, но и о том, что именно будет воспринято аудиторией как верное, ясное, бесспорное.

Теперь рассмотрим формирование и развитие замысла речи по отношению ко всем элементам ситуации общения: к аудитории, ритору, теме и способу аргументации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 976; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.