Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Риторический анализ текста




После изучения ГЛАВЫ 20 студент должен:

· знать:

ü основные характеристики текстов разных жанров;

· уметь:

ü определять соответствие текста коммуникативной ситуации и поставленным коммуникативным задачам;

· владеть:

ü навыками риторического анализа текста.

На протяжении многих веков отрабатывались формы организации устных и письменных текстов, адресованных большой аудитории. Риторический анализ текста позволяет на конкретном материале рассмотреть различные аспекты его построения, выявить приемы речевого воздействия, оценить выбираемые автором языковые средства, средства речевой выразительности. Умение проанализировать текст – важная составляющая коммуникативной компетенции, оно создает необходимую основу и для создания собственных текстов различных жанров. Риторический предполагает следующие аспекты:

· род и жанр речи/текста, ее адресат;

· целеустановка автора (достиг ли автор поставленной цели?);

· условия создания и произнесения речи (место, время и др.);

· взаимоотношения автора и аудитории;

· нахождение речи/текста (учет в риторической стратегии конкретной аудитории);

· типы аргументов (за и против, сильные и слабые);

· виды аргументации (индуктивная/дедуктивная, нисходящая/восходящая, опровергающая/поддерживающая, односторонняя/двусторонняя и др.);

· эффективность аргументации;

· композиция речи/текста (ее абсолютное начало и конец, деление на части, переходы между ними);

· смена точек зрения (внутренняя/внешняя, своя/чужая, пространственная, временная, оценочная и др.);

· использование разных типов речи;

· правильность, точность, уместность, выразительность речи (допущены ли фактические, логические, речевые ошибки?);

· коммуникативные неудачи, их причины;

· целесообразность использования тропов и риторических фигур;

· приемы и средства диалогизации речи/текста;

· средства установления и поддержания речевого контакта;

· средства выражения речевой агрессии (их допустимость);

· демагогические и манипулятивные приемы;

· подготовка речи (степень ее достаточности);

· общая оценка речи/текста (убедительность, оригинальность и др.).

Анализ устного выступления должен быть дополнен характеристикой поведения оратора в аудитории (уместность и выразительность его жестов, мимики, интонации; адекватность громкости и темпа речи), его свободы от заранее написанного текста, отношения к предложенному регламенту.

Анализ поведения участников диалогического общения (которое может быть как устным, так и письменным) имеет свои особенности и может быть дополнен следующими параметрами:

· тип диалога (объяснение, спор, ссора и др.);

· его тема (главный тезис);

· цели, которые преследуют участники диалогического общения;

· их стратегии и тактики;

· способы защиты и нападения;

· допустимые и недопустимые уловки (срыв спора, переход на личности, софизмы, уклонение от темы и др.);

· роль свидетелей диалогического общения (входят ли они в круг адресатов?);

· быстрота реакции участников диалога;

· типы используемых реплик (подхваты, повторы, опровержения и др.);

· победитель спора (в случае диалога-диссонанса).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.