Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория восстановительного роста




Понятие «восстановительный рост» ввел в научный обиход замечательный российский экономист В. Громан, описавший его особенности в своих работах, относящихся к 20-м годам. Согласно Громану, восстановительный рост – это рост, который происходит при использовании ранее созданных производственных мощностей, ранее обученной, квалифицированной рабочей силы. Данные составляющие в сочетании с ликвидацией дезорганизации, восстановлением хозяйственных связей (ученый отмечал, что, несмотря на те разрушения основных фондов, которые принесла Гражданская война, гораздо большую роль в падении производства сыграли не физические разрушения, а дезорганизация хозяйственных связей) позволяют объединить вновь факторы производства, запустить производственный процесс.

Характерная черта восстановительного роста – его предельно высокие темпы на начальном этапе, неожиданные для специалистов, экспертов, политической элиты. Никто из специалистов Госплана, вспоминает Громан, не ожидал, что темпы экономического роста в 1923 – 1924 хозяйственных годах, сразу после денежной реформы и стабилизации денежного обращения, будут столь высокими. Госплан прогнозировал, что экономический рост в 1923 – 1927 годах без масштабных капиталовложений может в целом вывести национальный доход Советского Союза на уровень примерно половины национального дохода России 1913 года. Оказалось, национальный доход СССР достиг в эти годы уровня, близкого к 100 процентам российского ВВП 1913 года. (Статистика этого периода является спорной, оценки колеблются в пределах от 90% до 110 % российского ВВП 1913 года, но общая картина от этого не меняется).

Точно так же российское правительство в своих бюджетных документах считало наиболее вероятными на 2000 год показатели в диапазоне от 0,2 процента роста до 2,2 процента падения. Международный валютный фонд прогнозировал весной 2000 года рост российского ВВП на 1,5 процента. Реально же рост ВВП составил 9 процентов. Рост промышленного производства – 11 процентов.

На Украине, где пик темпов роста пришелся на 2001 год, прогнозировалось увеличение ВВП на 3,5 процента. Реальный рост составил 9 процентов.

В общем, восстановительный рост с его чрезвычайно высокими на начальном этапе темпами приходит неожиданно, как приятный сюрприз. Но вот дальше – уже далеко не радостная особенность: восстановительный рост по своей природе носит затухающий характер, поскольку производство запущено, как говорилось, благодаря соединению имевшихся старых мощностей со старой квалифицированной рабочей силой, а располагаем мы обоими этими ресурсами в ограниченных объемах. Поэтому темпы роста начинают падать, что и наблюдалось и в 30-ых годах, в начале 2000-х годов.


 

Тема 3. Программно-целевой метод в государственном управлении

План

1. Эволюция методов финансового планирования бюджетных учреждений.

2. Особенности измерения результата в области государственного управления.

3. Оценка целесообразности и эффективности целевых программ.

4. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти.

5. Зарубежный и отечественный опыт применения программно-целевого метода в государственном управлении.

 

1. Эволюция методов финансового планирования бюджетных учреждений.

В эволюции развития методов финансового планирования можно выделить три подхода, каждому их которых соответствует свой этап.

 

Рис. Методы финансового планирования

 

Первый подход – традиционный – сметное финансирование. Имел и имеет наибольшую распространенность при составлении финансовых планов учреждений социальной сферы. Суть его заключается в том, что каждое учреждение обосновывает собственные затраты. Естественно, что мотивов для подобных обоснований у учреждения найдется достаточно. В этом и состоит основной недостаток данного подхода. Учреждение заинтересовано в собственном существовании и поэтому будет стараться обосновать свои затраты. И чем больше этих затрат, тем для учреждения лучше.

Второй подход – нормативно-подушевое финансирование. Он исходит из того, что финансовые планы составляются не на основе сметы на содержание учреждений, а на основе финансирования тех потребителей, которые пользуются услугами этого учреждения. В данном случае меняется объект финансового планирования, а объем финансирования учреждений зависит от объема оказываемых услуг, количества потребителей.

Третий подход – финансирование по результатам. Именно данный подход является ключевым моментом «бюджетирования, ориентированного на результат», реализуемого в рамках бюджетной реформы и «управления по результатам», реализуемого в рамках административной реформы. Переход к «управлению по результатам» рассматривается как способ повышения качества государственного и муниципального управления. С точки зрения конечного результата качество государственного и муниципального управления проявляется в воздействии на социально-экономическое развитие страны, региона, муниципалитета или с точки зрения планирования услуг в повышении качества жизни населения за счет наиболее полного удовлетворения их потребностей.

Смена принципов государственного управления и ориентация на результаты предполагает расширени­е свободы соответствующих учреждений (агентств) в расходовании бюджетных средств, с одновременным усилением направленности их деятельности на достижение установленных конечных результатов и переходом от прямых предписаний таким агентствам со стороны вышестоящих органов государства к косвенному регулиро­ванию их поведения. Мировой опыт свидетельствует, что именно программно-целевой метод применяется в странах Европейского Союза, США, Японии для решения стратегических задач развития, когда необходимо сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей. В США примерно 50 % государственных расходов осуществляется по программно-целевому методу, во Франции — до 80 % [2, стр.6].

 

 

Более подробно по данному вопросу можно ознакомиться в:

1. Муниципальные услуги: особенности предоставления и планирования/ Перфильев С.В., Одина О.Ю., Дудукина О.И., Чернухин А.В., Бычкова Н.А., Ковалев И.В.; под общ. ред. Префильева С.В.. – Рязань: РГРТУ, 2009. – 156 с.

2. Целевые программы: инструментальная поддержка / Р.А.Кочкаров; Фин. акад. при Пр-ве РФ. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. – 223 с.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.