Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перестройка вооруженных сил и полиции




Поражение России в Крымской войне 1853–1856 гг. обусловили необходимость перестройки вооруженных сил. Инициатором и непосредственным исполнителем военных реформ был генерал Д.А. Милютин, 20 лет возглавлявший Военное министерство – с 1861 по 1881 г. Военное министерство было преобразовано в Главный штаб. Страна была разделена на 15 военных округов. Должность командующего войсками военного округа зачастую совмещалась с должностью генерал-губернатора, который по-прежнему руководил несколькими губерниями.

В январе 1874 г. был принят новый императорский указ о воинской повинности. Изменилась система комплектования частей. Вместо рекрутского (в основном крестьянского) набора вводилась более прогрессивная в то время всеобщая воинская повинность мужского населения. Лица, достигшие 21 года, призывались в вооруженные силы. В мирное время они причислялись к ополчению и учились военному делу на учебных сборах.

В ходе реформы военно-учебных заведений были созданы военные гимназии и юнкерские училища. В них принимали молодых людей, способных к военному делу, независимо от сословий. В армии появились новые уставы, уделявшие основное внимание боевой и физической подготовке солдат и офицеров.

Срок службы для солдат сократился до 6 лет. Еще 9 лет солдаты числились в запасе и могли быть мобилизованы в случае войны. Для матросов срок военной службы составлял 10 лет, из них 7 лет на действительной и три года в запасе. Были введены льготы для тех, кто имел образование:

· окончившие начальную школу служили 3 года;

· окончившие гимназию и получившие среднее образование – 1,5 года;

· выпускники вузов служили всего полгода;

· единственный сын в семье, независимо от образования, освобождался от воинской повинности.

Результатом военной реформы стало создание небольшой по численности армии мирного времени с подготовленным резервом на случай войны. Общая численность войск была сокращена с 1,132 млн человек до 742 тыс. человек с одновременным улучшением военного снабжения. В связи с военной реформой были приняты Военно-уголовный кодекс и Военно-морской устав.

Однако не все недостатки, имевшие место в армии, были устранены в ходе реформы. Несмотря на то что армия постепенно превращалась в армию буржуазного типа, в ней сохранялись многие феодальные пережитки. К ним относится исключительно дворянский (сословный) принцип комплектования офицерского корпуса, старая система взаимоотношений офицеров с подчиненными солдатами и матросами, включавшая телесные наказания, рукоприкладство и муштру.

Военные реформы 1860–1870-х гг. не обеспечили создание прочных основ обороноспособности государства, и Россия потерпела поражение в Русско-японской, а затем и в Первой мировой войне. Причины этого те же, что и в предшествующий период, – непрофессионализм, рекрутский, принудительный принцип комплектования армии, отсутствие должной целевой установки, защита чуждых народу интересов.

Пограничная служба. В ходе военной реформы была упорядочена пограничная служба. Созданы новые пограничные округа. Все пограничные округа стали замыкаться на военно-окружное управление. В некоторых местах для усиления пограничной охраны были образованы жандармские пограничные пункты.

Рост революционного движения, развитие капиталистических отношений, перестройки полиции. Перестройка полицейских органов была направлена на создание мощной централизованной и одновременно разветвленной сети. Уже в 1862 г., почти сразу же после отмены крепостного права, были изданы Временные правила об устройстве полиции. Они предусматривали создание дополнительных полицейских сил в уездах на случай массовых беспорядков недовольных крестьян. В каждом уезде были образованы полицейские управления во главе с исправником из местных дворян. В состав управления вошли городничий со своей канцелярией и земский исправник с судом. Полицейскому управлению подчинялись становые приставы, отвечавшие за порядок на вверенных им территориях. Несколько позже в помощь им были назначены полицейские урядники.

В городах прежние управы благочиния перестраивались в зависимости от статуса и численности городского населения в органы, возглавляемые обер-полицмейстерами, полицмейстерами, и специальные канцелярии градоначальников. Они руководили городовыми, участковыми и околоточными надзирателями, частными приставами. Им подчинялись и дополнительно созданные сыскные подразделения полиции.

Общее руководство силами и средствами полиции осуществлял Департамент полиции Министерства внутренних дел. В 1880 г. в его подчинение перешла политическая полиция, в задачу которой входило предупреждение антиправительственных выступлений и борьба с революционерами. Вскоре после слияния в составе МВД был создан Департамент государственной полиции. Этим была завершена централизация всего полицейского аппарата Российской империи.

После реорганизации задачи полиции расширились. На нее теперь возлагались обязанности «по предупреждению и пресечению преступлений и по охране общественной безопасности и порядка», раскрытию государственных преступлений. Кроме того, полиция осуществляла надзор за ссыльными и политически неблагонадежными гражданами, охраняла общественный порядок, боролась с пожарами, вела контроль паспортного режима, наблюдала за трактирами и другими питейными заведениями и т.п.

В помощь полиции царским правительством были образованы в ряде уездов жандармские управления.

Политический сыск. В 1898 г. был создан Особый отдел Департамента государственной полиции, руководивший политическим сыском. Ему были подчинены новые секретные органы политического сыска, так называемые охранные отделения (охранка). Охранные отделения, созданные в Москве, Санкт-Петербурге и Варшаве, действовали самостоятельно и не подчинялись местным жандармским органам. В обязанности охранных отделений входило: предупреждение стачек и забастовок, выявление зачинщиков антиправительственных выступлений, расследование причин не санкционированных властями митингов и демонстраций, сходок и собраний, наблюдение за деятельностью студенческих объединений с целью «принятия негласных мер к предупреждению и расследованию возникающих в учебных заведениях беспорядков, сходок и демонстраций».

Охранные отделения для выполнения ответственных задач широко использовали агентурную сеть, различного рода филеров, осведомителей и даже провокаторов. Главной целью негласной агентуры было проникновение в революционные организации и своевременное информирование охранных отделений полиции о намечаемых акциях.

В 1881 г. царским правительством было издано Положение «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Оно предоставляло право министру внутренних дел, генерал-губернаторам объявлять любую местность в состоянии усиленной или даже чрезвычайной охраны. Положение наделяло местную администрацию и полицейские органы дополнительными полномочиями: закрывать торговые и промышленные предприятия, арестовывать, штрафовать и высылать подозрительных лиц, закрывать газеты и журналы.

Срок действия этого положения был определен вначале в три года, но оно регулярно продлевалось до февраля 1917 г., так как позволяло законным образом бороться с антиправительственными выступлениями трудящихся.

Полицейские функции армии. Развитие революционного движения в стране заставило принять дополнительные меры по охране правопорядка. По повелению императора все вооруженные силы страны могли привлекаться к подавлению народных выступлений. Командующие войсками военных округов получили директиву оказывать содействие гражданским властям в случае народных волнений и беспорядков, направлять им в помощь воинские части и подразделения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.